Для российской практики государственного управления термин «управление проектами» или «проектное управление» довольно непривычный, несмотря на то что некоторые элементы этой системы менеджмента используются в том числе и на федеральном уровне — обычно в качестве примера приводят приоритетные национальные проекты. Если говорить о регионах России, то одним из передовиков по внедрению принципов проектного управления в органах власти считается Белгородская область. Первый заместитель губернатора Белгородской области — начальник департамента кадровой политики области Валерий Александрович СЕРГАЧЁВ рассказал об особенностях работы органов исполнительной власти Белгородчины.
— Валерий Александрович, что подразумевается под проектным управлением в органах государственной власти Белгородской области? И в чем главные преимущества такого подхода?
— Та модель построения проектного управления, которая сегодня функционирует в Белгородской области, является результатом адаптации существующих принципов и требований современных практик проектного управления зарубежных стран. Особенность модели — применимость ее как внутри органов власти, так и по отношению к проектам, реализуемым совместно с бизнес-сообществом. Изменения в системе управления выражаются в непосредственном повышении прозрачности деятельности органов власти. А это в свою очередь ведет к созданию благоприятной административной среды, оптимизации и повышению качества предоставляемых услуг. Кроме того, снижаются инфраструктурные риски для инвесторов и приток инвестиций по приоритетным направлениям развития региона увеличивается.
На сайте журнала есть подборка статей, посвященных проектному управлению. Вы можете с ней ознакомиться здесь.
Важно, что в рамках этой модели любой проект рассматривается как система, состоящая из ряда элементов: изменение одного из них может повлечь за собой изменение всей структуры проекта. Абсолютная прозрачность и управляемость проектом, четкое распределение персональной ответственности и измеримый конечный результат на заранее спланированную дату — это далеко не все, что делает привлекательным проектное управление для бизнеса и органов власти.
— В чем отличие проекта, скажем, от такого привычного инструмента, как ведомственная целевая программа? Также интересно, как проектный подход соотносится с программно-целевыми методами бюджетного планирования, получившими развитие в последнее время?
— Проектный менеджмент не противоречит применяемому программно-целевому планированию бюджета, а только усиливает его. Известно, что программно-целевой подход используется при финансировании отдельных государственных программ социального и экономического развития и направлен на достижение результатов в государственном секторе. Изначально определяется желаемое состояние, а затем пути достижения такого состояния. Для этого используются целевые показатели. Плановые (желаемые) значения таких показателей закладываются в программы развития, а затем на основе получаемых значений осуществляется анализ эффективности и результативности выполненной работы. У такого подхода, на мой взгляд, есть узкие места, которые как раз возможно устранить с помощью применения проектного менеджмента. Речь идет об увеличении прозрачности выполнения тех или иных действий и о четком понимании последовательности выполняемых работ, ограниченных финансовыми и временными ресурсами; налаживании взаимовыгодных межведомственных отношений внутри проекта, а также о строгом распределении ответственности вплоть до каждого участника команды проекта.
Проектное управление позволяет с большей четкостью отследить ход движения идеи от начала ее претворения в жизнь до логического завершения. В рамках каждого проекта можно увидеть и оценить результаты выполняемых работ, осуществить общий анализ трудовых, временных, человеческих и иных ресурсов. При этом названные элементы возможно рассматривать в разрезе как одного проекта, так и целого портфеля проектов, а в будущем и региональной стратегии развития.
— Какие проекты реализуются в регионе, в каких сферах? И как выглядит порядок инициирования, разработки и утверждения конкретных проектов? В частности, кто отвечает за выполнение утвержденных проектов, как контролируется ход их реализации, достижение поставленных целей?
— Применение принципов проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах нашего региона регулируется постановлением правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. №
Схематично управление проектами делится на четыре этапа: инициация, планирование, реализация и закрытие проекта. Порядок инициации проектов следующий. После оформления инициатором инициативной заявки она передается в департамент кадровой политики, где и происходит ее регистрация. Решение относительно каждой идеи (будущего проекта) принимается коллегиально на отраслевых экспертных комиссиях, после заседаний которых выносится соответствующий вердикт. Если он положительный, принимается общая концепция реализации проекта. Далее происходит планирование всего проекта, которое отражается в установленных формах — паспорте проекта и плане управления проектом.
Сотрудники отдела организации проектного управления отслеживают внедрение проекта в жизнь. Необходимо отметить, что все проекты регистрируются в базе системы общего электронного документооборота «Электронное правительство Белгородской области», в которой работают все органы исполнительной власти как на региональном, так и на муниципальном уровнях. По контрольным точкам отслеживается весь ход реализации проекта. Точечный контроль дает полную картину того, как идет внедрение проекта — с отклонениями или без них.
Теперь конкретные цифры. На данный момент в базе зарегистрировано 1233 проекта, реализуется 622 проекта, 204 реализованыо. Остальные находятся на этапе разработки, а это самый времяемкий и ответственный этап подготовки проекта. Данные меняются каждый день, некоторые проекты близки к завершению, другие только открылись. В соответствии с типологией проектов, определенной постановлением губернатора области, доминирующие позиции занимают социальные проекты, число которых в настоящее время составляет свыше 465 единиц, далее следуют экономические проекты — 304, затем технические — 238 и организационные — 187.
Проектное управление не исключает соревновательность. В регионе не так давно завершился конкурс на лучший проект 2011 года. В разрезе 19 номинаций определены 35 проектов-победителей. Спектр проектов широк: «Создание инновационных нанотехнологий для стоматологической практики», «Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации», «Модернизация детской областной больницы», «Организация работы по снижению числа неблагополучных семей, проживающих на территории Ивнянского района, посредством деятельности клуба „Преодоление“ для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию» и многие другие. Команды данных проектов по факту успешной реализации будут простимулированы.
— Можно ли уже говорить о каких-то результатах использования модели проектного управления?
— Двухлетний срок внедрения проектного управления позволяет говорить о первых результатах. Проектный менеджмент дает возможность выстроить прямую зависимость между результативностью деятельности государственных служащих и материальным и моральным их стимулированием. Кроме того, проектный подход обеспечивает детализацию и прозрачность деятельности, минимизирует перерасход бюджетных средств, обеспечивает оптимальное распределение временных, человеческих и материальных ресурсов, способствует повышению уровня качества межведомственного взаимодействия для достижения общего и понятного всем результата. Внедрение проектного управления позволяет сокращать время выполнения работ на
Следует выделить и экономические эффекты новой модели управления, а именно привлечение в регион дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных: сегодня на территории области реализуются проекты с участием немецких («Совершенствование диализной помощи населению Белгородской области»), и французских компаний («Строительство завода по производству усилителей вкуса кормов для животных»).
Как и любая другая система управления, система проектного менеджмента имеет определенные этапы внедрения для получения необходимого эффекта, тем более что ее принципы и инструменты должны быть адаптированы под требования и особенности существующей управленческой среды. К тому же внедренная нами система довольно динамична, и здесь мы идем по пути ее совершенствования. В этой связи отмечу, что в прошлом году стартовал масштабный областной организационный проект «Совершенствование проектного управления в органах власти Белгородской области», по окончании которого мы хотим увидеть довольно мощную и логически выстроенную, а главное эффективно работающую систему, охватывающую практически все области знаний в сфере проектного управления. Мы ожидаем, что наша система управления достигнет высшего уровня своей «зрелости» к концу 2013 года.
В рамках данного проекта в середине лета 2012 года планируется проведение ряда стратегических сессий, что станет отправной точкой для интеграции проектов в стратегию социально-экономического развития области. После осуществления связи высшего и низших уровней, то есть каскадирования от стратегии развития региона до каждого конкретного проекта, можно будет адекватно представлять систему в ее целостности. Появится возможность проследить взаимосвязь целей и задач системы, начиная с самого низкого ее уровня и заканчивая высшим. В том числе это позволит более эффективно распределять денежные ресурсы: сначала выявлять обоснованную потребность их использования, а уже затем финансировать приоритетные направления. К тому же управление каждым проектом позволит отслеживать движение денежных потоков, обеспечит прозрачность.
— Претерпит ли система проектного управления, сложившаяся в области, изменения в связи с ее переходом на программный бюджет?
— Не претерпит. Система проектного управления в Белгородской области отвечает необходимым требованиям для участия в формировании программного бюджета.