Несмотря на то что Байкал является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, нашей национальной гордостью, экологическое состояние озера и его окрестностей вызывает опасение. Строгие правила хозяйственной деятельности, установленные здесь, нивелируются их несоблюдением.
О том, что будет сделано для реабилитации уникального природного комплекса, «Российской газете» рассказал министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
Сергей Ефимович, что можно сказать о сегодняшней экологической ситуации на Байкале? Она ухудшается?
Сергей Донской: В целом по Байкальской природной территории за последнее десятилетие антропогенное воздействие ухудшилось. Были определенные улучшения с 2008 по 2010 год, в период кризиса, когда ряд предприятий уменьшил объемы производства. Всем известный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) не работал. Но когда в мае 2010 года работа комбината возобновилась, причем в условиях разомкнутой системы водоснабжения, сбросы загрязняющих веществ снова начали резко расти.
В прошлом году объем сбросов комбината вместе с городом Байкальском вырос по сравнению с 2009 годом на 76 процентов. По данным Сибирского отделения РАН, в 2012 году объем сбросов БЦБК может достигнуть показателя 2007 года, когда комбинат работал на полную мощность.
То есть целлюлозно-бумажный комбинат — все-таки главный загрязнитель Байкала?
Сергей Донской: Если смотреть в целом по Байкальской природной территории, то доля негативного воздействия БЦБК невысокая, в районе 7 процентов. Но в центральной экологической зоне, а это в первую очередь озеро Байкал, доля загрязняющих выбросов комбината в общем объеме составляет 98 процентов, а сбросов — 85 процентов. Кроме того, 95 процентов всех накопленных за долгие годы отходов — это тоже «наследие» БЦБК.
Когда же, наконец, будет принято принципиальное решение о дальнейшей судьбе комбината?
Сергей Донской: В настоящее время Минприроды России и Минпромторг России утвердили план работы БЦБК на краткосрочный период, для того чтобы можно было за это время проработать направление дальнейших действий в отношении комбината. Эти проекты готовит по поручению правительства Российской Федерации Внешэкономбанк, точнее, его структура «ВЭБ-Инженеринг». К концу сентября они должны представить в правительство проекты дальнейшей судьбы предприятия. Правительство проведет серию совещаний на эту тему, и осенью планируется принять решение в отношении БЦБК.
У министерства есть своя позиция на эту тему?
Сергей Донской: Мы будем продвигать те идеи, которые обеспечат для озера Байкал отсутствие негативного воздействия. Вариантов много, они могут повлиять и на дальнейшую судьбу БЦБК, и на судьбу города Байкальска. Надо внимательно подойти к этой теме, чтобы не навредить ни озеру, ни людям.
Минприроды России считает, что любой сценарий социально-экономического развития города должен быть экологически ориентированным, отвечать нормам законодательства в области охраны окружающей среды и, в частности, охраны озера Байкал, а также предусматривать мероприятия по ликвидации накопленных отходов.
Учитывая принятие Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории», в которой предусмотрен ряд мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба, мы рассчитываем решить проблему с БЦБК осенью этого года.
Какие основные задачи должна решить программа?
Сергей Донской: Поставлено несколько задач. В первую очередь, это ликвидация прошлого экологического ущерба. На территории скопилось много отходов от предыдущей хозяйственной деятельности. Здесь необходимо запустить ряд проектов. Вторая задача — снижение текущего негативного воздействия. Далее — совершенствование системы экологического мониторинга Байкальской природной территории. Действующая система не позволяет
Кроме этого, речь идет о снижении природных рисков. Планируется строительство 24 так называемых пожарно-химических станций, которые принципиально повысят уровень пожарной безопасности на территории, а также 170 километров берегоукреплений и инженерных защитных сооружений для защиты от наводнений и селей.
С отходами как будете поступать?
Сергей Донской: Запланировано строительство шести заводов по переработке промышленных отходов. В том числе — отходов БЦБК и Джидинского комбината. В результате к 2020 году должно быть реабилитировано 80 процентов территории, загрязненной промышленными отходами. Также планируется строительство 49 различных объектов по утилизации и размещению прочего мусора. Сейчас на Байкале идет активное развитие туристической деятельности, одна из основных задач — ее отрегулировать. Многие стройки не используют очистные сооружения, и здесь возникают очень высокие риски. Все нужно урегулировать, в том числе вопросы, связанные с очистными сооружениями рекреационных территорий.
Что понимается под социально-экономическим развитием территории?
Сергей Донской: В первую очередь, мы рассматриваем повышение использования рекреационного потенциала, то есть туристическое направление. В частности, предполагается строительство 102 визит-центров для туристов, прокладка более тысячи километров экологических троп.
Речь идет также о сохранении и воспроизводстве биологических ресурсов. Программой предусмотрены строительство очистных сооружений, объектов для охраны и изучения природных комплексов, реконструкция рыбоводных заводов.
Какова цена программы и кто ее будет финансировать?
Сергей Донской: Программа рассчитана на восемь лет с общим объемом финансирования 58 миллиардов рублей. 43 процента этих денег пойдет на мероприятия по снижению уровня загрязненности различными отходами, 20 процентов — на сокращение сбросов загрязняющих веществ. То есть фактически больше половины средств будет потрачено на охрану озера Байкал от антропогенного воздействия, от сбросов и выбросов.
Это все федеральные деньги?
Сергей Донской: 83 процента пойдут из федерального бюджета, 14 процентов дадут регионы, остальное — внебюджетные источники.
Находящиеся там предприятия будут участвовать в программе?
Сергей Донской: Предприятия участвовать будут, но в небольшом объеме — всего 2,4 процента. В основном объекты, рассматриваемые в рамках этой программы, относятся к федеральному уровню.
Ко всему, что происходит с Байкалом, общественность очень чувствительна. Вы допускали к обсуждению программы «посторонних»?
Сергей Донской: Обязательно. В
Джеймс Кэмерон, режиссер кинофильма «Аватар»:
— Байкал — это одно из самых красивых мест, где я когда-либо бывал. Может быть, в очередной серии «Аватара» когда-то в будущем вы увидите места, которые будут вам напоминать виды Байкала. А существами, которые будут населять подводный мир Пандоры во второй части этого фильма, станут увеличенные до гигантских размеров рачки и моллюски, которых я увидел во время погружения на дне Байкала.