Версия для печати 1121 Материалы по теме
Министр Саратовской области с программным обеспечением

— Павел Викторович, вы самый молодой министр в региональном правительстве?

— Раньше, когда с 2006 по 2011 годы работал на различных руководящих должностях в правительстве области, наверное, был самым молодым. Но сейчас кадры обновились. Среди нынешних министров есть мои ровесники и даже те, кто младше.

— Вы выпускник знаменитой 13-й школы (сегодня физико-технический лицей № 1). Наверняка были победителем всевозможных олимпиад, в том числе по программированию? Расскажите, как вообще пришли в информационные технологии.

— Да, у нас это семейная традиция: мои родители и старший брат тоже оканчивали «тринашку». Конечно, доводилось участвовать в олимпиадах по программированию. Но настоящим чемпионом был мой старший брат — выигрывал олимпиады всех уровней по физике и математике. Эта школа дала мне больше всего из всех образовательных учреждений, которые потом были в моей жизни. Профессия программиста по тем временам была редкой. Но в нашей школе уже тогда, в начале 90-х, было несколько компьютерных классов, и мы на достаточно серьезном уровне постигали информационные технологии. Я уже связывал с ними свою жизнь, поэтому после школы поступил в СГТУ, узнав, что там появилась первая в Саратове кафедра программирования вычислительной техники и автоматизированных систем. Потом было много разных образовательных курсов, переподготовка в ПАГС, обучение в Академии народного хозяйства при правительстве России по программе MBA. Туда я пошел, когда понял, что нужно фундаментальное образование в сфере управления. С информационными технологиями в областном правительстве я плотно связан уже почти 10 лет. Раньше компьютер здесь был всего лишь удобной печатающей машинкой, информатизация не была стратегическим направлением. Но в последние три года на федеральном уровне информационным технологиям стали придавать особое значение. Принят знаковый федеральный закон об оказании государственных услуг, где центральная роль отводится внедрению электронных сервисов. Сегодня пользователями сети Интернет в России являются уже 50% граждан в возрасте от 18 лет. Интернет опередил по степени доверия другие СМИ, ему доверяет 40% россиян. Сеть становится важнейшим каналом взаимодействия власти и населения. С учетом всех современных тенденций и диктуется федеральная политика в области формирования электронного правительства. Результаты этой работы оценили на международном уровне, в последнем рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства Россия заняла 27-е место, поднявшись на 32 позиции с 59-го. Это настоящий прорыв.

— А народ успевает за этими темпами? Насколько востребованы электронные услуги?

— Я считаю, что сначала государство должно предоставить удобный механизм получения услуг в электронном виде, а люди сами со временем поймут все преимущества и захотят освоить новые технологии. Другое дело, что наши реформы притормаживают некоторые чиновники — не все еще готовы работать по-новому. Оказание государственных услуг через Интернет становится все более востребованным. В России насчитывается уже больше 2 миллионов пользователей портала госуслуг. Через Интернет доступно несколько десятков государственных услуг. Например, в нашем регионе высоким спросом пользуется услуга записи на регистрацию брака, за лето было принято 772 заявления в электронном виде. Тут мы попали в точку — целевая аудитория молодая, прекрасно владеющая компьютером. Другой пример — в начале года запущена электронная запись к врачу. За прошедшее время этой услугой воспользовались более 25 тысяч человек. Сейчас вводится новая электронная услуга — регистрация рождения ребенка. Уже приняты первые заявления. В ближайшее время планируется перевести в электронный вид еще около 200 региональных услуг, все они будут доступны через единый специализированный портал.

— Как это выглядит на практике? Каковы действия конкретного пользователя портала?

— Человеку достаточно один раз зарегистрироваться на интернет-ресурсе 64.gosuslugi.ru, чтобы получить доступ практически ко всему спектру электронных сервисов. Некоторые услуги пока оказываются на ведомственных порталах (например, запись к врачу), там по-разному проходит регистрация. Но в ближайшее время все они появятся и на едином ресурсе. Кстати, активнее всех рекламируют свои электронные сервисы федеральные миграционная и налоговая службы. В результате ситуация у них меняется на глазах — очереди становятся все меньше и меньше.

— А есть где-то в одном месте адреса всех этих порталов?

— Спасибо за идею, мы в ближайшее время сделаем это на сайте областного правительства в своем разделе «Электронное правительство».

— Но ведь электронное правительство не ограничивается только оказанием услуг в электронном виде?

— Да, у нас реализуется большой спектр различных проектов: дан старт формированию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, внедряются технологии ГЛОНАСС, развивается система видеофиксации нарушений правил дорожного движения, ведется подготовка к внедрению универсальной электронной карты жителя и многое другое. По инициативе губернатора создается сайт «Открытый бюджет Саратовской области». В результате информация о формировании и исполнении бюджета станет доступна всем желающим через Интернет. Еще один большой проект коснется всех органов власти — это электронный документооборот. Уже со следующего года мы планируем запретить внутренний бумажный документооборот между областными органами власти, он будет осуществляться только в электронном виде. Это существенно ускорит процесс принятия решений.

— Как-то вы сказали, что в развитии информационных технологий мы будем брать за основу опыт Татарстана...

— Да, там электронные услуги эффективно работают уже несколько лет. Не зря же на федеральный пост взяли министра именно из Татарстана. Мы считаем, все, что касается оказания услуг в электронном виде и отдельных ведомственных IT-проектов, можно смело брать за основу и переносить на нашу почву.

— Вы учитываете мнение людей, которые попытались воспользоваться электронными услугами, но что-то не получилось?

— Каждое такое обращение мы ценим на вес золота. Именно об этом я говорю на всех площадках — нам очень нужна обратная связь. Вот, например, недавно разобрались с одним таким обращением. Человек оформлял через Интернет паспорт. Ему приходит извещение, что в такое-то время он должен прийти получить документ. Но он в это время не может, начинает звонить, там все время занято. Мы переговорили с руководителем федеральной миграционной службы, и он внес изменения в процедуру, добавив дополнительный телефон. Буду очень признателен за любые отзывы об оказании услуг в электронном виде, их можно направлять по электронному адресу kpi@saratov.gov.ru. Обещаю, что ни одно обращение не останется без ответа.

— Вы неразлучны с ноутбуком и вечером?

— Да, но в игры точно не играю. Вечером дома работаю с документами. Кстати, здесь информационные технологии тоже дают большое преимущество — в любой момент из любой точки мира можно получить доступ к необходимой информации.

— Чем занимаетесь в свободное время?

— Стараюсь больше времени проводить с семьей и заниматься спортом. Раньше спортом увлекался серьезно, но с такой ответственной работой не каждый день удается найти для этого хотя бы полчаса. Прежде были — силовое троеборье и самбо. Сейчас предпочитаю все, что позволяет по-настоящему ощутить жизнь: парашютный спорт (имею около ста прыжков), водные, горные лыжи, стрельбу разных видов — стендовую, из лука. Люблю лошадей, катаемся с супругой на ипподроме. Стараемся приобщать к спорту и 3-летнюю дочку.

— А к компьютеру?

— К компьютеру она приобщилась без всякого нашего участия. В два года полностью разобралась с iPad, сама научилась ставить программы и играть в игры.

Поделиться