— Павел Викторович, вы самый молодой министр в региональном правительстве?
— Раньше, когда с 2006 по 2011 годы работал на различных руководящих должностях в правительстве области, наверное, был самым молодым. Но сейчас кадры обновились. Среди нынешних министров есть мои ровесники и даже те, кто младше.
— Вы выпускник знаменитой
— Да, у нас это семейная традиция: мои родители и старший брат тоже оканчивали «тринашку». Конечно, доводилось участвовать в олимпиадах по программированию. Но настоящим чемпионом был мой старший брат — выигрывал олимпиады всех уровней по физике и математике. Эта школа дала мне больше всего из всех образовательных учреждений, которые потом были в моей жизни. Профессия программиста по тем временам была редкой. Но в нашей школе уже тогда, в начале
— А народ успевает за этими темпами? Насколько востребованы электронные услуги?
— Я считаю, что сначала государство должно предоставить удобный механизм получения услуг в электронном виде, а люди сами со временем поймут все преимущества и захотят освоить новые технологии. Другое дело, что наши реформы притормаживают некоторые чиновники — не все еще готовы работать по-новому. Оказание государственных услуг через Интернет становится все более востребованным. В России насчитывается уже больше 2 миллионов пользователей портала госуслуг. Через Интернет доступно несколько десятков государственных услуг. Например, в нашем регионе высоким спросом пользуется услуга записи на регистрацию брака, за лето было принято 772 заявления в электронном виде. Тут мы попали в точку — целевая аудитория молодая, прекрасно владеющая компьютером. Другой пример — в начале года запущена электронная запись к врачу. За прошедшее время этой услугой воспользовались более 25 тысяч человек. Сейчас вводится новая электронная услуга — регистрация рождения ребенка. Уже приняты первые заявления. В ближайшее время планируется перевести в электронный вид еще около 200 региональных услуг, все они будут доступны через единый специализированный портал.
— Как это выглядит на практике? Каковы действия конкретного пользователя портала?
— Человеку достаточно один раз зарегистрироваться на интернет-ресурсе 64.gosuslugi.ru, чтобы получить доступ практически ко всему спектру электронных сервисов. Некоторые услуги пока оказываются на ведомственных порталах (например, запись к врачу), там по-разному проходит регистрация. Но в ближайшее время все они появятся и на едином ресурсе. Кстати, активнее всех рекламируют свои электронные сервисы федеральные миграционная и налоговая службы. В результате ситуация у них меняется на глазах — очереди становятся все меньше и меньше.
— А есть где-то в одном месте адреса всех этих порталов?
— Спасибо за идею, мы в ближайшее время сделаем это на сайте областного правительства в своем разделе «Электронное правительство».
— Но ведь электронное правительство не ограничивается только оказанием услуг в электронном виде?
— Да, у нас реализуется большой спектр различных проектов: дан старт формированию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112, внедряются технологии ГЛОНАСС, развивается система видеофиксации нарушений правил дорожного движения, ведется подготовка к внедрению универсальной электронной карты жителя и многое другое. По инициативе губернатора создается сайт «Открытый бюджет Саратовской области». В результате информация о формировании и исполнении бюджета станет доступна всем желающим через Интернет. Еще один большой проект коснется всех органов власти — это электронный документооборот. Уже со следующего года мы планируем запретить внутренний бумажный документооборот между областными органами власти, он будет осуществляться только в электронном виде. Это существенно ускорит процесс принятия решений.
— Как-то вы сказали, что в развитии информационных технологий мы будем брать за основу опыт Татарстана...
— Да, там электронные услуги эффективно работают уже несколько лет. Не зря же на федеральный пост взяли министра именно из Татарстана. Мы считаем, все, что касается оказания услуг в электронном виде и отдельных ведомственных IT-проектов, можно смело брать за основу и переносить на нашу почву.
— Вы учитываете мнение людей, которые попытались воспользоваться электронными услугами, но что-то не получилось?
— Каждое такое обращение мы ценим на вес золота. Именно об этом я говорю на всех площадках — нам очень нужна обратная связь. Вот, например, недавно разобрались с одним таким обращением. Человек оформлял через Интернет паспорт. Ему приходит извещение, что в такое-то время он должен прийти получить документ. Но он в это время не может, начинает звонить, там все время занято. Мы переговорили с руководителем федеральной миграционной службы, и он внес изменения в процедуру, добавив дополнительный телефон. Буду очень признателен за любые отзывы об оказании услуг в электронном виде, их можно направлять по электронному адресу kpi@saratov.gov.ru. Обещаю, что ни одно обращение не останется без ответа.
— Вы неразлучны с ноутбуком и вечером?
— Да, но в игры точно не играю. Вечером дома работаю с документами. Кстати, здесь информационные технологии тоже дают большое преимущество — в любой момент из любой точки мира можно получить доступ к необходимой информации.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Стараюсь больше времени проводить с семьей и заниматься спортом. Раньше спортом увлекался серьезно, но с такой ответственной работой не каждый день удается найти для этого хотя бы полчаса. Прежде были — силовое троеборье и самбо. Сейчас предпочитаю все, что позволяет по-настоящему ощутить жизнь: парашютный спорт (имею около ста прыжков), водные, горные лыжи, стрельбу разных видов — стендовую, из лука. Люблю лошадей, катаемся с супругой на ипподроме. Стараемся приобщать к спорту и
— А к компьютеру?
— К компьютеру она приобщилась без всякого нашего участия. В два года полностью разобралась с iPad, сама научилась ставить программы и играть в игры.