С 1919 г., когда на основании постановления VII Всероссийского съезда Советов был организован Пензенский губернский коммунальный отдел, занимавшийся восстановлением и развитием коммунального хозяйства в губернии, многое изменилось.
Николай АЩЕУЛОВ, заместитель председателя правительства, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области
Маломощные разрозненные организации превратились в многоотраслевой производственно-технический комплекс, сложную территориальную инфраструктуру, включающую в себя технические сооружения, здания, энергетические сети и оборудование. Примерно половина всей инфраструктуры ЖКК расположена в Пензе и обслуживает областной центр.
Энергоснабжение населенных пунктов осуществляется предприятиями большой энергетики (Пензаэнерго и др.). Собственных генерирующих мощностей на предприятиях отрасли ЖКХ не имеется. Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, 70% вырабатывается в собственных котельных.
На наших предприятиях трудится около 15 тыс. человек. 25 специалистов получили звание «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства», более 30 сотрудников награждены знаком «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства», многие отмечены почетными грамотами Росстроя.
Процесс реформирования ЖКХ, начавшийся в России еще в 1990-е гг., идет на всех уровнях власти. На федеральном уровне определены цели, направления и мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых возложена на региональные и местные органы власти. Реформа ЖКХ в Пензенской области преследует следующие цели:
• формирование и развитие рыночных отношений;
• увеличение потока частных инвестиций;
• применение эффективных методов определения тарифов;
• оптимизация системы распределения льгот и субсидий;
• прекращение дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и финансирование инвестиционных проектов.
Региональные органы власти реализуют государственную политику в области реформирования ЖКХ и играют важную роль в проведении реформы, оказывая местным органам власти содействие – от помощи в осуществлении предпочтительных вариантов реформирования ЖКХ посредством соответствующих законодательных и институциональных изменений на региональном уровне до сбора и распространения информации по позитивному и негативному опыту реформирования. Кроме того, без финансового и организационного участия региональных властей невозможно решить проблему модернизации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» были проведены следующие мероприятия:
• уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг доведен до федерального стандарта (100%);
• проведена работа по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, идет реструктуризация выявленных долгов;
• организовано оказание постоянной помощи органам местного самоуправления по вопросу определения экономически обоснованной величины тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
• ведется разъяснительная работа с населением, что при росте стоимости ЖКУ позволило избежать снижения собираемости платежей.
В регионе активно реализуются программы социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. Правительством Пензенской области утвержден порядок перечисления денежных средств на персонифицированные счета малоимущих граждан, имеющих право на получение субсидий. С 1 мая 2007 г. все федеральные и региональные льготники получают субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме – на персонифицированные счета или одновременно с получением пенсии.
В рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ в части выбора формы управления многоквартирным жилым домом в целом по региону проведена работа с собственниками жилых помещений, проживающими в многоквартирных домах, которые обслуживаются предприятиями жилищно-коммунального хозяйства муниципальной формы собственности и обществами с ограниченной ответственностью.
Результаты выбора формы управления многоквартирными домами выглядят следующим образом: 2,2% собственников предпочли непосредственное управление многоквартирным домом, 17,9% – управление товариществом собственников жилья, 79,9% – управление управляющими организациями. Для справки: в жилых домах области (главным образом в новостройках) на сегодняшний день организовано 534 ТСЖ и ЖСК.
Управляющими практически во всех случаях стали организации, ранее обслуживавшие данный жилищный фонд, из них 81,6% – муниципальные унитарные предприятия и 18,4% – общества с ограниченной ответственностью.
В рамках реализации ФЦП «Жилище» правительство Пензенской области совместно с органами местного самоуправления проводит организационные мероприятия по модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах региона. В целом по области в 2006 г. капитальные вложения в развитие инженерной инфраструктуры составили 461,6 млн руб., в том числе 16,0 млн из федерального бюджета, 282,5 млн – из регионального, 102,2 млн – из муниципальных и 60,9 млн – из внебюджетных источников.
Разработан план стратегического развития жилищно-коммунального комплекса региона на 2008–2013 гг., предусматривающий ликвидацию недоремонта и реконструкцию жилых домов первых массовых серий, расселение ветхого и аварийного жилищного фонда, развитие лифтового хозяйства, инженерных сетей водо- и теплоснабжения, водоотведения, энергетического комплекса, строительство и реконструкцию газораздаточных станций, переработку и утилизацию отходов.
Справка «Бюджета»
Николай Михайлович АЩЕУЛОВ, заместитель председателя правительства, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области
Родился 5 января 1951 г.
Образование высшее, специальность «Инженер-строитель».
Трудовую деятельность начал в 1967 г. столяром-ремонтником ремонтно-строительного цеха Пензенского компрессорного завода.
В 1977 г. перешел в Октябрьский райком КПСС города Пензы в качестве инструктора промышленно-транспортного отдела, а в 1981 г. был избран заместителем председателя исполкома райсовета.
С 1985 г. работал первым заместителем главы администрации города Пензы.
В 1997 г. назначен заместителем главы администрации Пензенской области, председателем комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства; занимал должность заместителя губернатора области.
В настоящее время занимает пост заместителя председателя правительства, начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
В области утвержден ряд программ, предусматривающих реконструкцию и модернизацию 469,4 км и капитальный ремонт 530,6 км водопроводных сетей. На их реализацию планируется направить 617,4 млн руб., в том числе 34,5 млн из федерального бюджета, 253,2 млн – из регионального и 329,7 млн – из муниципальных.
Для снижения затрат населения на теплоснабжение жилых помещений в регионе проводится большая работа по переводу малоэтажного жилищного фонда на индивидуальное отопление. Число переоборудованных квартир ежегодно растет: если в 2004 г. данный показатель был равен 1 900 квартир, то в 2006 г. – уже 3 189 квартир. В результате потребление газа при увеличении вновь подключаемых мощностей не только не растет, но и снижается приблизительно на 100 млн куб. м в год.
Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.
Николай АЩЕУЛОВ, заместитель председателя правительства, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области
Маломощные разрозненные организации превратились в многоотраслевой производственно-технический комплекс, сложную территориальную инфраструктуру, включающую в себя технические сооружения, здания, энергетические сети и оборудование. Примерно половина всей инфраструктуры ЖКК расположена в Пензе и обслуживает областной центр.
Энергоснабжение населенных пунктов осуществляется предприятиями большой энергетики (Пензаэнерго и др.). Собственных генерирующих мощностей на предприятиях отрасли ЖКХ не имеется. Из общего количества тепловой энергии, отпускаемой потребителям предприятиями жилищно-коммунального комплекса, 70% вырабатывается в собственных котельных.
На наших предприятиях трудится около 15 тыс. человек. 25 специалистов получили звание «Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства», более 30 сотрудников награждены знаком «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства», многие отмечены почетными грамотами Росстроя.
Процесс реформирования ЖКХ, начавшийся в России еще в 1990-е гг., идет на всех уровнях власти. На федеральном уровне определены цели, направления и мероприятия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых возложена на региональные и местные органы власти. Реформа ЖКХ в Пензенской области преследует следующие цели:
• формирование и развитие рыночных отношений;
• увеличение потока частных инвестиций;
• применение эффективных методов определения тарифов;
• оптимизация системы распределения льгот и субсидий;
• прекращение дотирования отрасли и переориентация бюджетных выплат на социальную помощь и финансирование инвестиционных проектов.
Региональные органы власти реализуют государственную политику в области реформирования ЖКХ и играют важную роль в проведении реформы, оказывая местным органам власти содействие – от помощи в осуществлении предпочтительных вариантов реформирования ЖКХ посредством соответствующих законодательных и институциональных изменений на региональном уровне до сбора и распространения информации по позитивному и негативному опыту реформирования. Кроме того, без финансового и организационного участия региональных властей невозможно решить проблему модернизации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» были проведены следующие мероприятия:
• уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг доведен до федерального стандарта (100%);
• проведена работа по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, идет реструктуризация выявленных долгов;
• организовано оказание постоянной помощи органам местного самоуправления по вопросу определения экономически обоснованной величины тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
• ведется разъяснительная работа с населением, что при росте стоимости ЖКУ позволило избежать снижения собираемости платежей.
В регионе активно реализуются программы социальной поддержки граждан при оплате жилья и коммунальных услуг. Правительством Пензенской области утвержден порядок перечисления денежных средств на персонифицированные счета малоимущих граждан, имеющих право на получение субсидий. С 1 мая 2007 г. все федеральные и региональные льготники получают субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме – на персонифицированные счета или одновременно с получением пенсии.
В рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ в части выбора формы управления многоквартирным жилым домом в целом по региону проведена работа с собственниками жилых помещений, проживающими в многоквартирных домах, которые обслуживаются предприятиями жилищно-коммунального хозяйства муниципальной формы собственности и обществами с ограниченной ответственностью.
Результаты выбора формы управления многоквартирными домами выглядят следующим образом: 2,2% собственников предпочли непосредственное управление многоквартирным домом, 17,9% – управление товариществом собственников жилья, 79,9% – управление управляющими организациями. Для справки: в жилых домах области (главным образом в новостройках) на сегодняшний день организовано 534 ТСЖ и ЖСК.
Управляющими практически во всех случаях стали организации, ранее обслуживавшие данный жилищный фонд, из них 81,6% – муниципальные унитарные предприятия и 18,4% – общества с ограниченной ответственностью.
В рамках реализации ФЦП «Жилище» правительство Пензенской области совместно с органами местного самоуправления проводит организационные мероприятия по модернизации и развитию коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах региона. В целом по области в 2006 г. капитальные вложения в развитие инженерной инфраструктуры составили 461,6 млн руб., в том числе 16,0 млн из федерального бюджета, 282,5 млн – из регионального, 102,2 млн – из муниципальных и 60,9 млн – из внебюджетных источников.
Разработан план стратегического развития жилищно-коммунального комплекса региона на 2008–2013 гг., предусматривающий ликвидацию недоремонта и реконструкцию жилых домов первых массовых серий, расселение ветхого и аварийного жилищного фонда, развитие лифтового хозяйства, инженерных сетей водо- и теплоснабжения, водоотведения, энергетического комплекса, строительство и реконструкцию газораздаточных станций, переработку и утилизацию отходов.
Справка «Бюджета»
Николай Михайлович АЩЕУЛОВ, заместитель председателя правительства, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области
Родился 5 января 1951 г.
Образование высшее, специальность «Инженер-строитель».
Трудовую деятельность начал в 1967 г. столяром-ремонтником ремонтно-строительного цеха Пензенского компрессорного завода.
В 1977 г. перешел в Октябрьский райком КПСС города Пензы в качестве инструктора промышленно-транспортного отдела, а в 1981 г. был избран заместителем председателя исполкома райсовета.
С 1985 г. работал первым заместителем главы администрации города Пензы.
В 1997 г. назначен заместителем главы администрации Пензенской области, председателем комитета строительства и жилищно-коммунального хозяйства; занимал должность заместителя губернатора области.
В настоящее время занимает пост заместителя председателя правительства, начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
В области утвержден ряд программ, предусматривающих реконструкцию и модернизацию 469,4 км и капитальный ремонт 530,6 км водопроводных сетей. На их реализацию планируется направить 617,4 млн руб., в том числе 34,5 млн из федерального бюджета, 253,2 млн – из регионального и 329,7 млн – из муниципальных.
Для снижения затрат населения на теплоснабжение жилых помещений в регионе проводится большая работа по переводу малоэтажного жилищного фонда на индивидуальное отопление. Число переоборудованных квартир ежегодно растет: если в 2004 г. данный показатель был равен 1 900 квартир, то в 2006 г. – уже 3 189 квартир. В результате потребление газа при увеличении вновь подключаемых мощностей не только не растет, но и снижается приблизительно на 100 млн куб. м в год.
Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.