— Урал считается индустриальной базой страны, опорой ее экономики. В каком состоянии находится промышленность областей, входящих в округ, каковы ее перспективы?
— Затянувшаяся неопределенность в мировой экономике, особенно в европейских странах, приводит к тому, что руководители российских предприятий смутно представляют перспективы дальнейшего движения спроса. А экономика Уральского федерального округа находится в прямой зависимости от мировой конъюнктуры. Особый вклад в наш реальный сектор вносят топливно-энергетический и металлургический комплексы, машиностроение и сельское хозяйство. И происходящая стагнация особенно сильно влияет на них. Кроме того, среди других факторов необходимо отметить инфляцию, сложности с собственными финансовыми ресурсами и проблемы с получением «длинных» денег у коммерческих банков, а также спад в сельском хозяйстве в связи с прошедшей засухой.
Неуверенность в будущем заставляет предприятия минимизировать свои инвестиционные планы. Темпы роста промышленного производства по итогам восьми месяцев текущего года составили 100,9 процента к аналогичному периоду 2011 года, наметилась тенденция к снижению. Положительная динамика наблюдается в обрабатывающем производстве. В январе — августе 2012 года индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 98,1 процента к январю — августу 2011 года, в обрабатывающих производствах — 106,8 процента, в производстве электроэнергии, газа и воды — 101,3 процента.
Основной причиной сложившейся ситуации является снижение объемов добычи нефти. В целом по округу ее добыто на 0,8 процента меньше, чем в январе — августе 2011 года. Это влечет за собой снижение спроса и в смежных отраслях: металлургии, производстве строительных материалов, машиностроении. Нефть и газ еще надолго останутся для нашей страны основным источником формирования ВВП и доходов федерального бюджета, поэтому основные перспективы развития связаны с реализацией крупных проектов на севере федерального округа и решением системных проблем отрасли.
Что касается машиностроения, в частности оборонно-промышленного комплекса, то большие надежды мы связываем с возросшим объемом государственного оборонного заказа, который позволит предприятиям строить долгосрочные планы по модернизации производства. Особое внимание будет уделено развитию государственно-частного партнерства в производстве военной продукции.
В целом стоит отметить, что неэффективное управление, когда собственники «выкачивают» из предприятий все до последней капли, используя благоприятную внешнюю конъюнктуру и не вкладывая ни копейки в модернизацию, привело к тому, что степень износа основных фондов у нас составляет 55,3 процента. Это самый высокий показатель в России. В условиях роста тарифов производимая продукция полностью неконкурентоспособна. Например, ситуации на Богословском алюминиевом заводе, Верхнесинячихинском металлургическом заводе, АМУРе. Экономическая политика должна быть выстроена так, чтобы стимулировать собственников к развитию предприятия.
Нефтегазовый потенциал
— В составе округа есть уникальная Тюменская область, богатая своими минерально-сырьевыми ресурсами. Есть ли потенциал для дальнейшего развития ее топливно-энергетического комплекса?
— Хотелось бы сразу уточнить, что речь идет о «большой» Тюменской области, куда входят и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, и Ямало-Ненецкий автономный округ. На территории УрФО добывается порядка 60 процентов нефти и 90 процентов природного газа в России. Однако в последние годы в нефтегазовом комплексе назрел ряд проблем. Началось замедление темпов добычи нефти, что серьезно повлияло на эффективность функционирования предприятий ТЭКа. За последние пять лет объемы ее добычи снизились с 312 до 290 миллионов тонн — почти на 7 процентов к показателям 2007 года. Объем добычи природного газа в 2011 году был почти на два процента меньше уровня 2007 года. Значительно возросла доля трудноизвлекаемых запасов. Все это обусловлено невыполнением проектных решений по срокам и объемам работ, низким уровнем геолого-разведочных работ, ростом доли неработающих скважин, недостаточным объемом работ по созданию новых технологий для разработки трудноизвлекаемых запасов, малым процентом применения эффективных методов увеличения нефтеотдачи.
По мнению экспертов, инновационный процесс по развитию и созданию технологий увеличения нефтеотдачи должен идти более динамично. Необходимо усилить контроль государства за рациональным использованием недр в части выполнения недропользователями сроков и объемов геолого-разведочных работ, лицензирования государственного фонда недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы. Следует принять комплекс дополнительных мер по стимулированию добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, газа и конденсата, включая разработку и внедрение прогрессивных технологий, увеличивающих нефте- и газоотдачу пласта и обеспечивающих более эффективную разработку месторождений, в том числе за счет привлечения малых и средних компаний.
В рамках работы по внедрению прогрессивных методов увеличения нефте- и газоотдачи необходимо особое внимание уделить работе по освоению нефтяных запасов Баженовской свиты. Потенциал этого уникального геологического объекта по примерным подсчетам составляет от 600 миллионов до 30 миллиардов тонн. Власти уже принимают решения по максимально эффективному использованию имеющегося природного потенциала. Так, готовятся предложения по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых для Бованенково. В ХМАО разработаны и приняты два закона, предоставляющие льготы на прибыль и имущество предприятиям ТЭКа, которые осуществляют инновационную деятельность.
Потенциал округа велик как в российском, так и в мировом масштабе. В Югре извлечено менее половины запасов нефти, состоящих на балансе. Объем запасов Уватской группы, освоением которой занимается ТНК-ВР, оценивается в 1,2 миллиарда тонн. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры есть ряд месторождений, которые все еще дают прирост по уровню добычи нефти: Приобское («Роснефть», «Газпромнефть — Хантос»), «Белые Ночи» («Руснефть»), Нижнешапшинская группа месторождений («Руснефть»).
Начальные суммарные ресурсы природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе оцениваются в 125,3 триллиона кубометров, из которых на сегодняшний день добыто 15 триллионов. Запасы промышленных категорий АВС1 составляют 33,1 триллиона кубометров. Наиболее перспективным для разработки является Бованенковская группа месторождений, ее суммарные запасы — 26,5 триллиона кубометров.
Перспективы развития ТЭКа Ямала дополняет строительство морского порта в северной части полуострова в поселке Сабетта. Он даст возможность выхода в океан для транспортировки сжиженного природного газа потребителям по всему миру. Экономическая привлекательность транспортировки обусловлена коротким путем доставки углеводородов, сокращением сроков доставки
Инвесторы и проекты
— Насколько активны в Уральском федеральном округе инвесторы из других регионов России? Кто из них задает тон и в какие отрасли предпочитает вкладывать деньги частный капитал?
— Если говорить о межрегиональных инвестициях, то официальной статистики о взаимных инвестициях между субъектами РФ не существует, поэтому анализ территориальной структуры инвесторов можно сделать только на основании открытых источников — средств массовой информации. В Уральском федеральном округе представлены инвесторы как из восточной, так и из центральной части России. Среди крупнейших проектов можно выделить строительство в Свердловской области свинокомплекса «Уральский» Сибирской аграрной группой, строительство Курганской ТЭЦ-2 группой компаний «Интертехэлектро — Новая генерация». Значительная часть таких проектов реализуется инвесторами из столичного региона. Отчасти это связано с тем, что многие предприятия УрФО включены в холдинговые структуры, управляющие компании которых находятся в Москве. Это, например, «Евраз-Холдинг», «Лукойл», «Газпром».
По результатам 2011 года 48 процентов всех инвестиций пришлось на добычу полезных ископаемых (в первом полугодии 2012 года — 55 процентов). Прежде всего это вложения в разработку нефтегазовых месторождений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, осуществляемые такими компаниями, как «Газпром», «НОВАТЭК», «Лукойл», ТНК-ВР. Остальные отрасли значительно отстают: по результатам первых шести месяцев 2012 года на финансирование проектов в сельском хозяйстве приходится 1,1 процента всех инвестиций в экономику округа, на обрабатывающие производства — 8,8 процента, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 9,8 процента.
— Государство и компании с государственным участием также являются крупными инвесторами. Реализуются ли на территории округа проекты, где есть их вклад?
— Государство является одним из крупнейших инвесторов на современном этапе развития нашей страны, и формы участия в проектах могут быть различными, например владение долями в капитале предприятий, осуществляющих инвестиции. Я имею в виду ОАО «Газпром», ОАО «Корпорация Развития», ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“». Инвестиции в модернизацию производства ОАО «Уральский электрохимический комбинат», подведомственного госкорпорации «Росатом», только в 2012 году составят 7,2 миллиарда рублей.
ОАО «Корпорация Развития», акционерами которой являются регионы УрФО, также реализует ряд проектов: «Северный широтный ход» (строительство железнодорожной магистрали Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево общей протяженностью 700 километров) стоимостью 136,2 миллиарда рублей, проект «Полярный кварц» с объемом инвестиций около 5,09 миллиарда рублей. Уже реализованы и находятся в стадии эксплуатации два проекта: инфраструктуры трубопроводной системы «Пурпе — Самотлор» и теплоэлектростанции «Харп-12» установленной мощности 11 МВт.
— Урал с его оборонно-промышленным комплексом долгое время был закрыт для иностранцев. Идут ли к вам сейчас инвесторы из-за рубежа и из каких стран?
— География иностранных инвесторов в нашем округе схожа с общероссийской. По данным за 2011 год 45 процентов всех предприятий были зарегистрированы на Кипре, 12,5 процента — на Виргинских островах, 5 процентов — в Германии, 4 процента — в Великобритании, 3 процента — в Австрии. Очевидно, в большинстве случаев это российские предприниматели, страхующие таким образом свои инвестиционные риски.
Иностранные инвесторы приходят в округ, чтобы зарабатывать. Если это предприятия, ориентированные на потребительский рынок, то их проектами являются торговые центры и офисы продаж (ИКЕА, «Метро», банки). Если это промышленные предприятия, то они заинтересованы в электростанциях (например, Няганскую ГРЭС в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре стоимостью около 64 миллиардов рублей строит финское предприятие «Фортум», а итальянская компания «Энель» владеет Среднеуральской и Рефтинской гидроэлектростанциями) и заводах (американская нефтесервисная компания «Бейкер Хьюз» возводит в Тюменской области завод по производству кабеля). Уральских предпринимателей интересуют прежде всего долгосрочные инвестиции, а также современные технологии производства. К сожалению, зарубежные партнеры не всегда готовы делиться такими технологиями.
Власть и бизнес
— Какие регионы особенно успешно привлекают инвестиции и какова доля федеральных и региональных властей в общем успехе?
— По результатам первого полугодия 2012 года 39 процентов всех инвестиций в основной капитал в УрФО приходится на Ханты-Мансийский автономный округ — Югру, 28 процентов — на Ямало-Ненецкий автономный округ. На промышленные регионы — Свердловскую и Челябинскую области — приходится только 15 и 9 процентов соответственно. При этом необходимо понимать, что лидерство северных регионов обусловлено сырьевыми запасами, характеризующимися капиталоемкостью добычи. Поэтому сложно оценивать успешность властей в этом процессе. Кроме того, географическая удаленность и климатические условия являются факторами, сдерживающими приток «несырьевых» инвестиций на Север.
Несколько иная ситуация в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. Тем не менее и здесь успех в привлечении инвестиций обусловлен во многом промышленным наследством Советского Союза, поскольку наиболее капиталоемкие инвестиционные проекты — это проекты модернизации металлургических заводов (например, ОАО «Магнитогорский металлургический завод»). Промышленная база позволяет наполнять региональный бюджет, из которого финансируются программы поддержки инвестиционной активности. В 2011 году в округе на эти цели было направлено 76 миллиардов рублей, из них 41 миллиард, или 54 процента всех средств, — в Ханты-Мансийский автономный округ — Югру.
— Хочется отдельно спросить о перспективах малого и среднего бизнеса на Урале. Как он себя чувствует рядом с промышленными гигантами?
— На начало 2012 года в Уральском федеральном округе осуществляли деятельность 533,7 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства, 68 процентов их них — индивидуальные предприниматели, 28,6 процента — микропредприятия, 3,1 процента — малые и 0,3 процента — средние предприятия. В предвыборной статье В. В. Путина «О наших экономических задачах» обозначены ориентиры по созданию новой экономики, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике, и органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления реализуют меры по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства.
В 2011 году на поддержку малого и среднего бизнеса из всех источников (средства федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетные средства) было затрачено около 4 миллиардов рублей, аналогичные суммы предусмотрены и в текущем году. Основные направления расходов — финансовая поддержка малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, финансирование программных мероприятий муниципалитетов. В целях финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются на льготных условиях микрозаймы, компенсационные займы для возмещения части затрат на уплату процентов по банковским кредитам и договорам лизинга, гранты, поручительства по банковским кредитам. Результативность финансовой поддержки малого и среднего бизнеса положительно отражается на доходной составляющей региональных бюджетов. На каждый рубль поддержки в среднем по округу 10 рублей возвращаются в виде налогов.
Продолжается работа по созданию и развитию инфраструктурных организаций поддержки малого и среднего бизнеса. В округе действуют 118 информационно-консультационных центров, 95 фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 39 бизнес-инкубаторов, восемь технопарков, девять гарантийных фондов и микрофинансовых организаций, пять центров по развитию предпринимательства, в том числе инновационной направленности, три венчурных фонда. Темп прироста общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2011 года составил 6,5 процента и превысил общероссийский показатель более чем в полтора раза. Среди федеральных округов по данному показателю наш округ занимает третье место (после Северо-Западного и Северо-Кавказского). Первое полугодие 2012 года также характеризовалось положительной динамикой: количество малых предприятий увеличилось по сравнению с уровнем прошлого года на 25,5 процента, число индивидуальных предпринимателей — на 2 процента.
Согласно рейтингу Forbes за первое полугодие 2012 года, по удобству ведения бизнеса, учитывающему наличие квалифицированных кадров, доступ к финансовым ресурсам, развитость инфраструктуры поддержки, административные барьеры и налоговое администрирование, в десятку лучших городов России вошли Челябинск, Тюмень и Екатеринбург. Они заняли соответственно третье, четвертое и шестое места, опередив Москву, Санкт-Петербург и Казань.
Полюса роста
— Если говорить в целом о стратегии развития Уральского федерального округа, то на что делается основной упор? Где находится то решающее звено, благодаря которому можно вытащить всю цепь?
— Экономическая модель округа вобрала в себя все плюсы и минусы российской экономики в целом, что учитывалось в ходе разработки и обновления Стратегии развития УрФО до 2020 года. Приоритетом является инновационное, социально ориентированное развитие Урала, которое базируется на трех составляющих: экономике, социальной сфере и природопользовании. Полюсами роста призваны стать пять зон опережающего развития федерального значения. Особое внимание в них будет уделено развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктур. Общая стоимость запланированных к реализации проектов составляет 14,5 триллиона рублей. Значительная часть средств приходится на Западно-Сибирскую зону опережающего развития — 9 триллионов рублей, или 62,5 процента всех инвестиций в зоны развития. В основном это проекты разработки нефтегазовых месторождений.
Каждая из зон включает ряд перспективных проектов. Так, «УГМК-Холдинг» строит в Тюменской области металлургический завод по производству сортового проката (объем инвестиций — 21 млрд рублей), ЗАО «Сибур-Холдинг» реализует проект по производству полипропилена. В разделе Стратегии социально-экономического развития УрФО до 2020 года, посвященном описанию зон опережающего развития, указано порядка 85 проектов. Однако не все из них находятся в стадии активной реализации. Например, проект строительства Южноуральской АЭС в Челябинской области пока только обсуждается... Указанные проекты позволят создать рабочие места и наполнить региональные бюджеты налоговыми поступлениями для реализации социальных программ. Так что задача повысить качество жизни в Уральском федеральном округе будет выполнена.
Справка «Бюджета»
Игорь Рюрикович ХОЛМАНСКИХ
Родился 29 июня 1969 г. в Нижнем Тагиле.
В 1994 г. окончил Уральский государственный технический университет, квалификация «инженер-механик».
В
В
В
На президентских выборах 2012 г. — доверенное лицо В. В. Путина.
В мае 2012 г. назначен полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе.
Женат, трое детей.