Направления работы
На сегодня национальная предпринимательская инициатива включает в себя более 20 проектов, направленных на совершенствование системы защиты прав инвесторов, таможенного и налогового администрирования, оптимизацию процедур регистрации собственности и предприятий, повышение доступности инфраструктуры и финансовых ресурсов. Курирует их Агентство стратегических инициатив, созданное в мае 2011 года по поручению в то время Председателя Правительства РФ В. В. Путина. Агентство также должно способствовать расширению спроса на продукцию российских компаний, обеспечению предпринимателей квалифицированными кадрами и внедрению стандартов деятельности органов исполнительной власти в регионах Российской Федерации.
Работа в рамках агентства идет на трех типах площадок. Первый представляют рабочие группы, возглавляемые предпринимателями. Помимо бизнесменов в их состав входят представители ведущих деловых объединений — РСПП, ТПП РФ и «ОПОРЫ России», а также экспертного сообщества и федеральных органов исполнительной власти. К проекту также подключены предпринимательские массы со всей страны — речь идет об участниках интерактивной краудсорсинговой площадки asi12.ru (второй тип), на которой зарегистрировано уже более 100 тыс. пользователей. Третий тип — это публичные слушания, проходящие, например, в виде конференций. Проекты национальной предпринимательской инициативы разрабатываются в формате «дорожных карт», которые включают видение результата и пошаговый план реализации.
За истекшие полгода работы АСИ и власть достигли ряда договоренностей по четырем направлениям:
- расширение доступа субъектов среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием;
- оптимизация процедур регистрации собственности;
- оптимизация процедур регистрации предприятий;
- системное повышение качества регуляторной среды для бизнеса.
Для разработки этих идей АСИ использовало технологии краудсорсинга и с помощью сайта asi12.ru собрало порядка 10 тыс. предложений от почти 15 тыс. человек. По каждому из направлений уже разработаны «дорожные карты», которые переданы на согласование в заинтересованные ведомства.
«Дорожные карты»
АСИ разработало карты по оптимизации и ускорению процедур регистрации собственности и предприятий, предполагающие большую защиту интересов заявителей. Как предполагается, в 2018 году для регистрации предприятия понадобится пройти три этапа вместо сегодняшних девяти, потратив три дня вместо 30. Затраты на регистрацию сократятся с 6,1 тыс. до 3 тыс. руб., а требование к минимальному уставному капиталу предложено отменить. Учитывая мировой опыт, АСИ предлагает широкий ряд процедур по переводу регистрационных процессов в электронную форму, введение экстерриториальности при подаче документов в любом органе Росреестра вне зависимости от нахождения объекта недвижимости и объединение ЕГРП и ГКН в Единый госреестр недвижимости (ЕГРН).
Карта «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» нацелена на упрощение разрешительных процедур и согласований. Она предполагает отмену деления земель на категории и обязывает органы государственной власти и местного самоуправления выставлять на торги земельные участки по заявкам физических и юридических лиц. Карта также предполагает введение уведомительного порядка начала строительства (при наличии у застройщика необходимых документов), механизмов негосударственного строительного контроля и ответственности чиновников за нарушение прав правообладателей участков и строений. Карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» призвана поднять Россию с последнего,АСИ разработало также карту «Совершенствование таможенного администрирования», которая на заседании наблюдательного совета агентства под председательством Путина вызвала наиболее бурные дебаты и привела к решению о ликвидации ФГУП «РОСТЭК» — основной коммерческой структуры, аффилированной с таможней. Программа этой карты в ближайшие годы приведет к существенному сокращению времени, необходимого для пересечения границы: до 20 минут на автомобильных пунктах пропуска и до двух часов на железнодорожных. Карта также предусматривает внедрение института генеральной финансовой гарантии, допускающего уплату таможенных платежей после выпуска товаров, упрощение порядка контроля таможенной стоимости идентичных товаров, ввозимых в рамках одного контракта разными партиями, а также внедрение технологии автоматического (без участия должностных лиц) принятия решений о выпуске товаров при электронном декларировании.
Инвестиционный климат призвана улучшить карта АСИ, посвященная поддержке доступа российских компаний на рынки зарубежных стран и экспорта. Она нацелена на увеличение доли малых и средних предприятий в общем числе экспортеров, а также на рост доли несырьевого экспорта и доступ бизнесов к международным финансовым инструментам. Планируется отменить валютный контроль и паспорт сделки при экспорте несырьевых товаров и услуг, упростить процедуру сокращения ставки НДС до 0 %, в том числе за счет совершенствования и автоматизации межведомственного информационного обмена ФТС России, ФНС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Будут снижены визовые ограничения в отношении основных торгово-экономических партнеров, упрощена и приведена к международным стандартам процедура возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Со своей стороны карта «Расширение доступа к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» упростит доступ малого и среднего бизнеса к рынку поставок и обслуживания крупных компаний с государственным участием. Благодаря этим усилиям к концу 2018 года доля общих закупок малых и средних, особенно высокотехнологических, компаний должна вырасти до 25 %. Это позволит небольшому бизнесу активно развивать свои инновационные проекты.
Карта «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» должна минимизировать избыточное на сегодня государственное регулирование, устранить дублирующие полномочия ведомств и оградить бизнес от лишних административных процедур. Карта снижает затраты и издержки бизнеса и власти и оптимизирует контрольно-надзорную деятельность госорганов, опираясь на рейтинг качества регулирования (Regulation Quality Ranking) Всемирного банка. АСИ запланировало повысить качество этого регулирования с текущих 38 до 60 % к 2018 году. Как видно из рис. 1, в последние годы оценка эффективности российского государства в этой части стабильно находилась на отметке порядка 40 %, хотя в 2004 и 2005 годах наши успехи оценивались Всемирным банком на 10 % выше.
В данных сферах краудсорсеры выявили 230 различных проблем. Кроме того, участники описали 43 лучшие российские и мировые практики государственного регулирования ведения предпринимательской деятельности. Для формирования у рабочей группы четкого представления о том, как действовать при решении накопившихся у российских предпринимателей проблем, участникам было предложено озвучивать конкретные требования. Было сгенерировано 143 различных предложения для улучшения ситуации в РФ. В итоге для подъема этого параметра инвестиционной привлекательности АСИ запланировало следующий ряд процедур:
- усовершенствование процедур обеспечения промышленной безопасности. В частности, предлагается отменить обязательное страхование гражданской ответственности владельцами объектов малой опасности, а страховые взносы по другим объектам дифференцировать в зависимости от класса их опасности;
- категоризация промышленных объектов РФ по негативному влиянию на окружающую среду, а также формирование четкого списка загрязняющих веществ, требующих госрегулирования. Это должно приблизить российский экологический надзор к европейским стандартам и упростить использование зарубежных технологий и материалов;
- сокращение объемов отчетности и упрощение работы с регистрами и реестрами. Ведомствам предлагается не требовать от юрлиц копии их уставов или ликвидировать дублирующие функции реестров и соответствующих разрешительных документов (лицензий и разрешений);
- полномасштабная унификация использования электронной цифровой подписи во всех ведомствах и органах и избавление предпринимателей от необходимости получения новых ЭЦП, а чиновников — от коррупционных искушений в процессе взаимодействия с бизнесом. Последнее особенно важно для повышения инвестиционной привлекательности России. В последние годы Всемирный банк оценивает уровень контроля над коррупцией в России на уровне
10–15 % от идеальной (рис. 2).
К 2018 году АСИ планирует уменьшить долю административных издержек бизнеса на 40 % и перевести в электронный вид 95 % регулярной отчетности российских компаний (сегодня в электронном виде существует лишь половина документов). Агентство разбило свою работу по этому направлению на три этапа. Первая волна под названием «Эффект быстрых побед» по всем указанным фронтам пройдет в 2012 году. В 2013 и 2014 годах АСИ рассчитывает на среднесрочные содержательные успехи по указанным направлениям, а именно достичь 45 % в рейтинге качества регулирования Всемирного банка, снизить на 20 % административные издержки бизнеса и поднять до 80 % уровень охвата электронной отчетностью.
Эффект сопротивления
За время работы АСИ «Деловая Россия» систематизировала препоны для инвестиций в субъектах РФ, на конференции этот перечень озвучил президент общественной организации А. С. Галушка. Главным препятствием к улучшению инвестиционного климата в регионах России было названо системное и последовательное сопротивление бюрократии. По словам Галушки, «потопление» предпринимательских инициатив бюрократией происходит в открытых и скрытых формах. Все ведомства, с которыми приходится работать бизнесу, стремятся к сохранению статуса-кво, что в корне противоречит любой инициативной работе, ибо она как раз нацелена на изменения.
Основной открытый аргумент чиновника, который слышит бизнес, состоит в том, что в России сформировалась стройная система законов и регулятивных документов и ломать ее не следует, так как не известно, построим ли новую. Кроме того, задача чиновника — исполнять поручения, а не проявлять инициативу. Приводя этот аргумент, чиновник указывает на толстые папки поручений и список своих должностных обязанностей. А уж предпринимательская инициатива, касающаяся работы с банками и таможней, воспринимается ведомствами и вовсе как угроза национальной безопасности.
Представители рабочих групп АСИ обнаружили ряд типичных для чиновников приемов коммуникации, когда при обсуждении поставленных предпринимателями вопросов они либо меняют тему, либо просто покидают встречу. По наиболее острым вопросам «Деловая Россия» получила даже критику и отвод чиновниками своих наиболее активных экспертов, стремление диктовать бизнесу повестку дня, несмотря на то что АСИ по своей сути является предпринимательской инициативой, нацеленной на донесение до ведомств вопросов, волнующих отечественных бизнесменов. В целом описание ситуаций недопонимания и разрыва коммуникации выглядит как конфликт предпринимательской и исполнительской стратегий: первая нацелена на исследование возможностей нестандартного решения задач, вторая — на исполнение заданных процедур.К 2018 году АСИ намерено решить эту проблему и достичь всех своих стратегических целей. С учетом отечественных реалий Галушка называет пять факторов успеха запланированных перемен:
- объективная необходимость развития российской экономики, не ускоряющейся сегодня даже на фоне высоких цен на нефть. Идеология сырьевой экономики совершенно себя исчерпала, надо развивать несырьевой сектор. И это очевидно всем;
- последовательная политическая поддержка высшего руководства страны, оказываемая АСИ. Президент «Деловой России» отметил как показатель серьезного настроя власти не только поддержку АСИ президентом страны, но и тот факт, что премьер недавно отказался подписать одну из зашедших в тупик «дорожных карт». Это означает, что бизнесу и ведомствам придется договариваться о серьезных переменах предпринимательского климата, несмотря на все сложности коммуникации;
- предпринимательская инициатива будет оставаться предпринимательской. Это значит, что АСИ будет следить, чтобы повестка дня не подменялась чиновниками на иную, а волнующие бизнес вопросы решались должным образом;
- мониторинг содержательной реализации инициатив и их «дорожных карт» со стороны ведомств будет проводиться АСИ неформально и настойчиво;
- заинтересованность чиновников — это последний ключевой фактор успеха. Традиционная модель исполнения нескольких десятков тысяч поручений в год, которая выражается в проведении совещаний и составлении отчетов по ним, для проектов АСИ не подойдет. Поэтому для «дорожных карт» установлены ключевые показатели эффективности (KPI), зависящие от результатов реализации проектов, а не от соблюдения каких-либо процедур.
Бизнесмены сегодня убеждены, что необходимо сформировать систему позитивной финансовой и карьерной мотивации чиновников в зависимости от успеха связанных с ними деловых инициатив АСИ. По этому поводу С. Р. Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», апеллировал к опыту создателей «сингапурского экономического чуда». Он подчеркнул, что, пока зарплата чиновников не будет поставлена в зависимость от успехов бизнеса, сдвигов в их диалоге ждать не стоит. Это решение выглядит действительно единственно эффективным, так как мотивация у этих двух сторон противоположная. Бизнес выигрывает от инициативы, чиновник — от ее отсутствия. Теперь остается надеяться, что АСИ сумеет донести эту идею до президента и тем самым инициирует перемены в системе мотивации российского чиновничества.