Версия для печати 5816 Материалы по теме
пархоменко
Финансовый отдел на Камчатке был создан 80 лет назад постановлением Губревкома № 5 от 12 января 1923 г. Особую роль финансовые органы Камчатки сыграли в период Великой Отечественной войны. Коллектив финансово-банковских работников Камчатки собрал на строительство танковой колонны «Камчатский рыбак» 145000 руб., в феврале 1943 г. дополнительно были собраны средства на строительство эскадрильи самолетов «Советские финансы» в сумме 267 000 руб. и сдано в фонд обороны на сумму 321 000 руб. облигаций государственных займов
Начальник департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области Наталья ПАРХОМЕНКО

В годы реформ, когда круто изменился курс развития страны, реализация мер по переходу к социально-ориентированной рыночной экономике потребовала перестройки управления финансово-бюджетным процессом.
За последние четыре года доходы областного бюджета выросли в 4,1 раза. Однако эти успехи были достигнуты в Камчатской области не в результате роста экономического потенциала, развития отраслей промышленности, исторически функционировавших на полуострове, а вследствие улучшения административной политики по сбору налогов. Совместные усилия областного департамента финансов и управления Министерства по налогам и сборам РФ по Камчатской области были направлены на сбор налогов и платежей текущего периода. Проведение реструктуризации задолженности налогоплательщиков позволила им нормализовать свое финансовое положение и вернуть долги прошлых лет в бюджеты всех уровней. Принятие постановления правительства РФ № 1010 от 27.12.2002 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» привело предприятия рыбной отрасли Камчатки практически к банкротству. Все «валютоемкие» биоресурсы, которые в предыдущие годы передавались предприятиям для промышленной добычи бесплатно, с момента выхода в свет этого постановления стали реализовываться только на аукционной основе. В результате консолидированный бюджет Камчатской области потерял 520 млн. рублей. В этом году совместными усилиями субъектов РФ, территории которых являются прибрежными, удалось решить вопрос по частичному возмещению выпадающих доходов региональных бюджетов. Сегодня 30% от стоимости реализованных квот на добычу водных биоресурсов отчисляется в бюджеты этих субъектов федерации. Для нашей области возврат составил в 2003 г. 385,0 млн рублей.
Положительную роль в формировании консолидированного бюджета Камчатской области сыграла отмена практики проведения взаимозачетов. Наполняемость бюджета «живыми деньгами» составила в 2001 — 2002 годах 100%. Стопроцентное наполнение консолидированного бюджета Камчатской области денежными средствами позволило проводить планомерную работу по погашению кредиторской задолженности, которая образовалась в 1996 г. В этот период в связи с введением новой методики распределения трансфертов Камчатская область из традиционно дотационной (в разные годы в консолидированном бюджете области средства федерального бюджета составляли от 25 до 51%) стала донором и оказалась один на один со своими проблемами. На доказательство абсурдности сложившейся ситуации ушло определенное время, а в области стала нарастать задолженность по заработной плате и начислениям, по выплате детских компенсаций на каждого ребенка, покрытие убытков ЖКХ и прочее. В течение 1999–2002 гг. была погашена задолженность по заработной плате, детским пособиям. Успешно реализуется федеральный закон «О ветеранах», на средства областного бюджета финансируются льготы для многодетных семей и другие выплаты социального характера.
За последние три года систематизированы отношения правительства Камчатской области с муниципальными образованиями. Ежегодно постановлениями губернатора утверждается методика межбюджетных отношений, которая предварительно согласовывается на коллегии глав муниципальных образований. В основу этой методики положен принцип распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Но, разумеется, региональная методика привязана к местным условиям и учитывает особенности 9 муниципальных образований Камчатской области. Одним из условий оказания финансовой помощи муниципалитетам (в соответствии с заключенными соглашениями об оздоровлении государственных финансов) является обязательное соблюдение направления 40% собственных доходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В рамках оказываемой областью муниципалитетам финансовой помощи из областного бюджета выделяются средства на опеку, на приобретение книгоиздательской продукции и периодической печати для педагогов. Также производится перечисление средств за застрахованное неработающее население в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Позитивные тенденции в формировании межбюджетных отношений в Камчатской области позволили существенно улучшить структуру бюджетов муниципальных образований. В рамках областного бюджета 2003 г. администрация Камчатской области изыскала возможность выделить средства местным бюджетам на погашение задолженности по начислениям на заработную плату в сумме 54 млн руб., числившуюся с 1996 г. Была погашена задолженность по платежам за застрахованное неработающее население в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, которая образовалась до 2001 г. Из средств областного бюджета была оказана помощь муниципальным образованием на погашение 60% задолженности перед работниками предприятий ЖКХ. Эти мероприятия позволили повысить среднедушевой бюджетный расход на жителя области с 10,2 тыс. руб. в 1999 г. до 23,8 тыс. руб. в 2003 г.
Несмотря на положительные результаты развития бюджетной системы Камчатской области, есть и определенные проблемы. В рамках изменений, внесенных в федеральное налоговое законодательство на 2003 г., консолидированный бюджет Камчатской области потерял 422,3 млн руб. При этом потери по налогу на прибыль Камчатской области составят не менее 260,2 млн руб.
Выпадающие доходы территориального дорожного фонда Камчатской области на 2003 г. в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств составят примерно 109,8 млн руб.
Особую тревогу вызывает то, что процесс централизации доходов в федеральный бюджет сопровождается децентрализацией расходных полномочий субъектов РФ. Такая ситуация вызывает оправданные нарекания населения. В Камчатской области, в частности, не исполняется один из важнейших для северян федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Необходимость создания одинаковых условий оказания бюджетных услуг по всей стране очевидна. Но нельзя ставить в один ряд субъекты, находящиеся в благоприятных по климатическим условиям территориях, с субъектами, находящимися в труднодоступных Северных районах.
Соблюдение принципов федеральной программы по развитию бюджетного федерализма позволило бы уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие субъекта РФ собственными силами.
Если бы федеральная власть последовательно придерживалась принципов «Программы развития бюджетного федерализма до 2005 года», тогда бы доходные источники закреплялись за субъектами РФ, исходя не из потребностей федерального центра, а из потребностей населения.
Перед нашим департаментом стоит задача по проведению комплексной оценки налогового и финансового потенциала региона и муниципальных образований. В этих целях необходимо провести анализ полноты и правильности отражения в консолидированном бюджете Камчатской области платных услуг. В областном бюджете 2003 г. эти средства учитывались по информации, представленной комитетами и управлениями областной администрации. В ближайшее время мы постараемся достичь того, чтобы аналогичные позиции были отражены в местных бюджетах муниципальных образований в Камчатской области. Особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить принципам функционирования акцизных складов. В нашей области создана межведомственная комиссия по регулированию рынка алкогольной продукции. Также мы проводим оценку возможностей получения дополнительных доходов в консолидированный бюджет Камчатской области в сфере недропользования.
В 2004 г. продолжится начатая в 2002–2003 гг. работа по инвентаризации и оценке эффективности расходов и обязательств консолидированного бюджета области. Основными направлениями дальнейшей работы должно быть усиление внимания на осуществление государственных закупок (заказов) на конкурсной основе, в соответствии с Указом президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Проводимая в этом направлении работа должна сделать конкурсы прозрачными и способными обеспечить реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для областных и муниципальных нужд.
Расходная часть консолидированного областного бюджета является рычагом, позволяющим решать массу важнейших социальных и экономических вопросов. Расходы на поддержку предприятий жилищно-коммунального хозяйства в наших непростых климатических условиях тяжелым бременем ложатся на областной бюджет. Кредиторская задолженность на этих предприятиях за последний год снижена незначительно — с 2968,2 млн руб. до 2960,2 млн руб. Особое внимание в последние годы уделяется бесперебойному снабжению предприятий ЖКХ топливом. Ежегодно в областном бюджете предусматриваются значительные средства для поддержания работы предприятий ЖКХ. В 2002 г. субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям для приобретения топлива составили 1156 млн руб. В 2003 г. размер субсидий увеличен до 1579 млн руб. Однако даже выделение таких объемов финансовой помощи муниципалитетам не снимает напряженности в этой отрасли хозяйства, которая в течение нескольких последних лет находится в состоянии системного кризиса. Всевозможные государственные комиссии, направляемые в Камчатскую область с целью выявления причин кризисной ситуации в отрасли, назвали главные из них: это низкий уровень помощи из федерального бюджета, семикратный рост цен (с 1998 по 2002 г.) на транспортные услуги и топливо, рост кредиторской задолженности предприятий ЖКХ.
Ежегодно предприятия ЖКХ Камчатской области недополучают средств на покрытие примерно 50% планируемых расходов. Покрытие убытков предприятиям за предоставляемые населению услуги на уровне себестоимости должно составлять более 2 млрд руб. Но этих средств у областного бюджета пока нет. Качество предоставляемых предприятиями ЖКХ услуг становится все более низким, инженерные объекты и коммуникации — изнашиваются. Задолженность предприятий ЖКХ Камчатской области перед бюджетом, фондами, подрядчиками, в первую очередь перед ОАО «Камчатскэнерго» за поставляемые энергоресурсы, продолжает расти.
Особенно острой в последнее время стала проблема обновления устаревшей инфраструктуры Камчатской области. Существенно выросла аварийность сооружений ЖКХ, увеличилась изношенность объектов социальной сферы.
Таким образом, для предотвращения дальнейшего старения и выбытия инфраструктуры, администрации области в ближайшие годы придется осуществлять крупные капиталовложения. На финансовую помощь федерального бюджета в условиях осуществления крупных платежей по внешним долгам Российской Федерации надеяться не приходится.
В связи с этим в кредитной политики администрация Камчатской области ориентируется на привлечение долгосрочных кредитов для финансирования социально значимых и инвестиционных программ.
 В 2002 году потери консолидированного бюджета Камчатской области составили 574,1 млн руб. (в том числе по налогу на прибыль 233 млн руб.). Выпадающие доходы областного бюджета в 2002 году в связи изменением норматива распределения по уровням бюджетной НДС (100% в федеральный бюджет) и отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы составили 341,1 млн руб.

Справка «Бюджета»
ПАРХОМЕНКО Наталья Михайловна родилась в 1957 году в Казахстане.
С 1978 года работала на руководящих должностях в системе Госбанка, Стройбанка, затем Камчатсоцбанка, в органах исполнительной власти Камчатской области.
С 1997 года — заместитель начальника бюджетного отдела, начальник финансового управления.
С 2001 года — заместитель губернатора Камчатской области — начальник департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области.
Замужем, имеет двоих детей и двоих внуков. Награждена  знаком “Отличник финансовой работы”.

Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.

Поделиться