Версия для печати 5442 Материалы по теме
Калиниченко
УФК по Саратовской области считается одним из самых динамично развивающихся управлений в системе федерального казначейства. Здесь разработаны технологии, впоследствии ставшие общероссийскими.
На вопросы корреспондента журнала «Бюджет» отвечает руководитель Управления федерального казначейства по Саратовской области Ольга КАЛИНИЧЕНКО
 
— Ольга Михайловна, в чем секрет успехов казначейства Саратовской области?
— Залог наших успехов, прежде всего, в людях, сотрудниках нашей системы. Как это ни парадоксально, профессионализм специалистов казначейства не ниже, чем у банкиров, а заработная плата в системе казначейства не самая высокая. Эта проблема характерна для всех федеральных структур, но для системы государственных финансов она особенно актуальна. Наших специалистов — особенно в отдаленных районах области — часто приглашают на работу банки, финансовые органы, фонды, поскольку это обученные профессионалы. Бывает, что уходят. Но в целом сложилось так, что люди к нам приходят всерьез и надолго. Казначейство вбирает в себя творческих, рациональных, добросовестных людей, стремящихся к совершенствованию. В нашей системе так: остановился в своем развитии, даже занимая высокую должность, — откатишься назад. Очень высокий динамизм в работе. Поэтому людям у нас работать интересно. Основной костяк управления работает с момента его создания. Текучка кадров для нас — явление нештатное. Начиналась работа саратовского казначейства трудно. Работали, что называется, на ощупь, в условиях недостатка инструктивного материала, проблемы решали всем коллективом. Помогали коллеги из других регионов, где казначейства возникли раньше. Но в основном приходилось рассчитывать на свои силы и целенаправленно двигаться по пути самосовершенствования — ведь не секрет, что система создавалась «с нуля».
 
— Вы сами давно работаете в казначействе?
— Практически с самого основания управления в Саратовской области в 1995 году. В это время я работала в администрации города Саратова в комитете по экономике и занималась муниципальными финансами. После того, как было принято решение о создании казначейства в регионе, я решила поменять работу. Уже 15 февраля 1995 года была принята на должность главного казначея. Сначала я занималась доходами, потом была заместителем начальника отдела расходов. В 1996 году стала заместителем руководителя управления по доходам. Так сложилось, что все направления в работе казначейства я знаю изнутри. Это очень помогает мне сегодня.
 
— Ни разу не пожалели, что связали свою жизнь с казначейством?
— Признаюсь, были моменты, когда жалела. Я прежде всего женщина, жена, мать двоих детей. Было тяжело, особенно на этапах становления. Несколько раз хотела бросить все и уйти, но что-то держало. Спустя много лет поняла, что именно. Работа в казначействе — это постоянное развитие. Каждый год мы ставим перед собой новые цели, задачи и прилагаем все усилия для их реализации. Самое главное — мы видим результаты своей работы, ее масштаб. Наша цель — идти вперед.
 
— Ольга Михайловна, вы говорите о развитии. Расскажите более подробно о том, с чего вы начали свою работу, что было отправной точкой движения вперед?
— Для этого надо вспомнить, с чего мы начинали. Саратовское казначейство организовалось на два года позже основной массы региональных управлений. Решать вопросы материально-технического обеспечения, штатного расписания было очень тяжело. На тот момент в бюджете не было достаточных финансовых ресурсов. Вспомните сами, что творилось в стране в 1995 году. Но все-таки главной проблемой было отсутствие методического материала, элементарного опыта. Первые годы приходилось работать в «военных условиях», всему учились сами. Перенимали опыт коллег, который, правда, не всегда оказывался для нас приемлемым. Быстро поняли основные проблемы — отсутствие казначейских технологий, программно-технических средств, «дремучие» средства связи. Время стремительно крушит стереотипы, и с 1999 года у нас начался технологический прорыв. К этому моменту система казначейства материально, технически, организационно была готова к внедрению принципиально новых технологий исполнения бюджета. Революционным шагом в этом направлении стало введение единого казначейского счета (ЕКС).
 
— Вы часто говорите про единый казначейский счет. Когда саратовское казначейство на него перешло?
— С 1999 года казначейство Саратовской области активно внедряло единый казначейский счет по доходам и расходам на региональном уровне. В настоящее время эта работа завершена в полном объеме. Сегодня налогоплательщики в области знают один счет по учету доходов вместо 143 действующих ранее. Переведены на единый казначейский счет все региональные и местные доходы. Распределение по бюджетам осуществляется на уровне Управления федерального казначейства. В начале этой работы не было программного комплекса, полностью реализующего функции ЕКС. Управление использовало классическую версию централизованного пакета «Казна», дополняло ее собственными разработками. Это было неизбежно, иначе пришлось бы увеличивать штат управления. Для достижения высокой эффективности в работе недостаточно просто иметь на столе компьютер и подключить его к локальной сети. Пришлось многое сделать: электронные платежи с Банком России внедрить, импорт платежных документов реализовывать, создавать другие технологии, улучшающие труд специалистов казначейства.
В 2000 году завершилось внедрение ЕКС по расходам. Это коренным образом изменило существующую схему прохождения платежных документов и вывело наши отделения на качественно новый уровень работы с бюджетополучателями — электронный документооборот.
 
— Что дало внедрение ЕКС для региона?
— После внедрения ЕКС по доходам все 128 тысяч налогоплательщиков знают только один счет. Это существенно сократило число ошибок при зачислении платежей от налогоплательщиков, значительно уменьшило количество невыясненных платежей, оперативнее стали направляться доходы в соответствующие бюджеты. Стало возможным реализовать процедуры автоматизированного ввода электронных платежных документов в программный комплекс по учету доходов, перейти к электронному обмену информацией с налоговыми органами. Немало преимуществ дало и внедрение ЕКС по расходам. Это позволило сконцентрировать средства федерального бюджета на счетах управления, исполнять платежные операции в режиме одного операционного дня, реализовать автоматизированные схемы контроля платежей, которые особенно важны для нашей системы как инструмент эффективного использования бюджетных средств.
 
— Внедрение единого казначейского счета является общероссийской тенденцией. Какие еще казначейские технологии вы используете в управлении?
— На сегодня у нас отлажена автоматизированная система свода и контроля отчетности на уровне управления на основе отчетов отделений. Она позволяет качественно и безошибочно формировать отчетность для ГУФК. Внедрение проектов «Ежедневный казначейский баланс», «Сводный мемордер» и «Главная книга» дает возможность нашей бухгалтерии в автоматическом режиме вести контроль за данными аналитического и синтетического учета операций по исполнению федерального бюджета, формировать бухгалтерскую отчетность. В нашей системе бухгалтерская отчетность — задача важнейшая, это показатель работы управления и в итоге — системы в целом. Понимая это, мы продолжаем работу по дальнейшему совершенствованию системы бухгалтерского учета. Нашими специалистами разработан программный комплекс по централизации бухгалтерского учета, который позволяет вести лицевые счета бюджетополучателей области на уровне управления. Теперь мы можем видеть на лицевом счете клиента правильность отражения операций, которые ежедневно проводятся в отделении, и имеем возможность контролировать работу по произведенным расходам. Если ГУФК одобрит наши предложения, с 1 апреля мы готовы поэтапно переводить отделения на централизованный бухгалтерский учет.
 
— Поражают темпы, с которыми вы внедряете в свою работу новые технологии. Все они в конечном итоге результативны?
— Любой шаг по введению новой казначейской технологии тщательно выверяется, просчитываются его результаты. Поговорка «семь раз отмерь — один раз отрежь» — это про нас. Главное условие для введения новых казначейских технологий — соблюдение интересов всех сторон. Например, управление одним из первых в системе российского казначейства перешло на технологию «Клиент — федеральное казначейство». Сначала мы внедряли ее среди клиентов управления, затем — в отделениях. В основе технологии лежит работа с электронными макетами документов. С 2001 года все наши клиенты приносят платежные поручения в электронном виде. Нам остается проверить дискету на ошибки и вирусы и запустить данные в программу. Нет больше рутинной работы по вводу реквизитов платежных поручений клиентов, больше времени остается на контроль документов. Что дала эта система? Прежде всего технология «Клиент — федеральное казначейство» позволила на 25–30% сократить трудозатраты при исполнении расходных операций. В значительной степени сократилось количество ошибок при вводе реквизитов платежных документов. Реализованы автоматизированные процедуры контроля платежных документов клиентов, ряд клиентов управления переведен на электронный обмен документами по каналам связи.
 
— Вы говорили о строгой регламентации вашей деятельности. Как это сочетается с постоянным внедрением казначейских новшеств?
— Все наши новые технологии связаны с оптимизацией деятельности казначейства в рамках существующих норм и правил. Сама нормативная база тоже постоянно меняется. Мы видим, понимаем тенденции происходящих изменений и готовы к ним. При этом очень важна поддержка со стороны Главного управления федерального казначейства. В 1999 году во время своего приезда в Саратов начальник ГУФК Татьяна Геннадьевна Нестеренко рассказала о перспективах внедрения ЕКС. Наши коллеги из Ульяновска уже занимались этим вопросом. Мы ознакомились с их наработками и активно занялись созданием концепции ЕКС. Эта работа существенно ускорилась с приходом в наше управление нового руководителя — Прокофьева Станислава Евгеньевича.
Саратовское казначейство стало своеобразным полигоном, где в режиме эксперимента отрабатываются новые казначейские технологии.
 
— А с коллегами из других регионов делитесь опытом?
— Конечно! И сотрудничество это взаимовыгодное. Мы постоянно принимаем коллег из регионов, сами ездим на семинары, совещания, которые проводят другие управления, перенимаем опыт, делимся своими наработками. В общем, совместными усилиями оказываем содействие развитию казначейских технологий в масштабах всей России. Приятно, что наш опыт востребован другими.
 
— Как клиенты воспринимают ваши очередные нововведения?
— Еще раз повторю, никакая самодеятельность в сфере государственных финансов недопустима. Наша эффективная работа во многом зависит от грамотности бюджетополучателей. Не секрет, что есть проблемы у бухгалтеров бюджетных организаций со знанием нормативных документов. Не всегда вышестоящие организации доводят до них приказы и указания Минфина, межведомственные документы. Поэтому мы постоянно работаем с бюджетополучателями. Ежедневно консультируем их по всем изменениям нормативной базы, знакомим с новыми казначейскими технологиями, убеждаем руководителей организаций вместе с нами повышать эффективность работы. Для них тоже должно быть важно, как себя ощущает сотрудник в офисе: комфортно и уверенно, вооружившись средствами оргтехники, или работает методами каменного века и находится в состоянии стресса. Часто сами выезжаем к нашим бюджетополучателям, оказываем помощь в установке программного обеспечения. Если возникает какой-то управленческий или технологический сбой, мы не просто ищем причину, а пытаемся понять суть проблемы и решаем весь сопутствующий комплекс задач.
 
— Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь саратовском ноу-хау.
— Я уже говорила, что мы внедрили технологию «Клиент — федеральное казначейство» для электронного обмена с получателями средств федерального бюджета. С апреля этого года мы переходим ко второму этапу — электронному обмену с распорядителями средств. Распорядители средств давно работают в системе «Клиент — федеральное казначейство» как получатели средств и новую технологию рассматривают как логическое продолжение предыдущей. Время для внедрения подходящее: появились утвержденные Минфином РФ форматы макетов электронных документов, в Фонде алгоритмов есть централизованный пакет прикладных программ. По нашим предварительным оценкам, значительно сокращаются сроки доведения бюджетных ассигнований до прямых получателей, ведь вручную вносить разассигновки реестров распорядителей — процедура достаточно длительная.
 
 — А как относится к вашей деятельности руководство Саратовской области? Какие у вас сложились отношения?
— Отношения конструктивные. Во всех своих начинаниях мы можем рассчитывать на полную поддержку губернатора области Дмитрия Федоровича Аяцкова и главного федерального инспектора по Саратовской области аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Рината Шавкятовича Халикова. Так было с единым казначейским счетом, когда система за короткий срок была переведена из разряда эксперимента в реально работающий механизм. Огромную помощь в переговорах с заинтересованными сторонами нам оказал губернатор. Мы, в свою очередь, с марта 1998 года осуществляем исполнение доходной части территориальных бюджетов, формируем отчеты по консолидированному бюджету области. Рабочие отношения у нас сложились с руководством Главного управления Банка России по Саратовской области, налоговыми органами, другими федеральными и областными структурами.
 
— Получилось так, что казначей в России, по большому счету, женская профессия. Как вы думаете, почему?
 — Я бы не сказала, что женская. Эта работа для людей энергичных, умных, настоящих профессионалов. Просто сложилось так, что в системе российского казначейства большинство сотрудников — женщины. Не каждый мужчина смог бы работать за небольшую зарплату с такой энергией. Наше управление в этом смысле тоже не исключение. Но коллектив у нас крепкий, дружный, в любой ситуации придет на помощь. В этом залог нашего успеха.
 
— Ольга Михайловна, что вы пожелаете вашим коллегам-женщинам в первый весенний праздник — День 8 марта?
— Я хочу от всей души поздравить своих коллег-женщин с этим прекрасным весенним праздником. Весна — самое волнующее время года, когда весеннее солнце дарит много ласкового тепла, а свежий мартовский ветер несет надежду. Особенно хочу пожелать, чтобы для всех нас этот год стал годом любви. Любовь бывает разной: к богу, к земле, к детям, к работе. Любовь всех окрыляет и дает силы. Ведь любить могут только сильные люди, а именно такие люди работают в нашей системе.

Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.
Поделиться