В Ямало-Ненецком автономном округе начало региональному сегменту электронного бюджета было положено еще в 1999 году, когда было создано и автоматизировано собственное казначейство. С тех пор автоматизация финансовой сферы округа не стоит на месте, и за прошедшее десятилетие достигнуты значительные результаты по созданию единого пространства и принципов электронного взаимодействия между всеми участниками бюджетного процесса ЯНАО на основе современных информационных технологий.
Основные результаты
Основными результатами организации электронного взаимодействия в ЯНАО являются:
- создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в процесс планирования и исполнения бюджета ЯНАО;
- внедрение казначейских принципов исполнения бюджета с использованием электронного документооборота, унификация составления, исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности всех публично-правовых образований ЯНАО с учетом требований федерального законодательства;
- создание вертикально-интегрированной системы управления закупками, обеспечивающей оперативный контроль исполнения государственного и муниципального заказа ЯНАО;
- применение лучших практик мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований ЯНАО на базе АИС «Мониторинг Ямал» (http://monitoring.yanao.ru);
- создание аналитического центра «Финансово-экономический анализ бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа» (http://feaweb.yamalfin.ru).
Разработанная за эти годы Единая информационная система управления бюджетным процессом ЯНАО на 80 % обеспечивает заявленные в рамках электронного бюджета функциональные возможности. Поэтому сейчас мы можем говорить о создании в округе первой очереди регионального сегмента электронного бюджета (рис. 1).
Перспективы
Однако, несмотря на достигнутые результаты, предстоит еще немало сделать в рамках развития регионального сегмента электронного бюджета. Окружной бюджет на среднесрочную перспективу является документом, посредством которого решаются задачи выхода автономного округа на устойчивую траекторию посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни жителей Ямала, а также эффективности и прозрачности государственного управления.Одним из самых значимых направлений работы департамента финансов автономного округа на ближайшие годы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы ЯНАО. Для достижения приоритетных целей развития региона в округе формируются и успешно реализуются целевые программы (доля программных расходов в составе всех расходов бюджета превышает 90 %). Использование программно-целевых методов в практике управления бюджетным процессом предопределяет применение современных информационных технологий и создание второй очереди регионального сегмента электронного бюджета. В рамках второй очереди планируется:
- тиражирование инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов реализации целевых программ для муниципальных образований ЯНАО на основе опыта внедрения данных инструментов на уровне субъекта РФ;
- централизация бухгалтерского и управленческого учета в рамках создания централизованных бухгалтерий отраслей экономики либо путем создания централизованных бухгалтерских центров на уровне муниципальных районов;
- развитие направлений мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития ЯНАО в рамках портала «Открытый бюджет ЯНАО»;
- развитие существующих решений в рамках интеграции с федеральным сегментом электронного бюджета в части реализации стандартов бизнес-процессов, классификаторов и формуляров, которые планируется разработать Минфином России в
2012–2014 годах.
Для реализации поставленных задач в настоящее время разрабатывается Концепция развития регионального сегмента электронного бюджета ЯНАО и план мероприятий до 2016 года. При разработке данного плана мы ориентируемся на мероприятия Министерства финансов РФ по созданию электронного бюджета, а также на этапы жизненного цикла разработки программного обеспечения в соответствии с мировыми стандартами.
- Результатом реализации второй очереди регионального сегмента электронного бюджета должен стать законченный комплекс решений по управлению консолидированным бюджетом Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающий:
- открытость, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного и муниципального управления;
- создание условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.