Для Управления Федерального казначейства по Иркутской области до декабря 2011 года такое взаимодействие носило эпизодический характер. В декабре 2011 года Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации одобрила примерную форму Соглашения об информационном взаимодействии, предложенную Федеральным казначейством, после чего в управлении были обсуждены и согласованы мероприятия, направленные на организацию взаимодействия двух структур. Результатом оперативной, слаженной работы стало подписание 30 декабря 2011 года Соглашения об информационном взаимодействии между управлением и Контрольно-счетной палатой Иркутской области (далее — КСП Иркутской области), которое и явилось катализатором целой цепочки дальнейших совместных действий.
Важным этапом в совместной работе стало привлечение в систему взаимодействия контрольно-счетных органов муниципального уровня. В феврале 2012 года было организовано и проведено селекторное совещание с участием территориальных отделов управления и представителей большинства контрольно-счетных органов муниципальных образований Иркутской области. На совещании обсуждались объемы, сроки и способы представления информации, а также возможность ее использования в практической работе контрольно-счетных органов. Представителями КСП Иркутской области на данном совещании была признана необходимость заключения подобных соглашений между контрольно-счетными органами муниципальных образований Иркутской области и управлением. Со своей стороны управление обратилось к руководителям территориальных отделов казначейства на местах с просьбой провести работу по информированию контрольно-счетных органов муниципальных образований Иркутской области о возможностях использования информационного банка данных казначейства при организации контроля над соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
На рабочем совещании в управлении (февраль 2012 года) для представителей КСП Иркутской области была проведена презентация всех форм документов, которые могут быть представлены в соответствии с подписанным соглашением. Презентация документов сопровождалась подробным описанием первичных данных, включаемых в определенные формы, а также анализом отчетных форм.
Итоги и результаты
Сейчас можно говорить об определенных результатах и подвести промежуточные итоги совместной деятельности двух ведомств. Управлением заключено 32 тематических соглашения — охвачены все контрольно-счетные органы области, имеющие статус юридического лица. Цель данной работы — обеспечить контроль над соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации и подвигнуть наши структуры к более активному и, безусловно, взаимовыгодному сотрудничеству.
Дальнейший виток в развитии отношений — практическая реализация заключенных соглашений. Объем передаваемой информации огромен, географически стороны, подписавшие соглашения, разделяют сотни, а то и тысячи километров. Электронный документооборот в состоянии решить эти проблемы. Федеральное казначейство по праву занимает лидирующее место среди федеральных органов исполнительной власти, активно использующих и развивающих систему электронного документооборота, а казначеи, даже в самом далеком сибирском поселке, являются проводниками передовых ИT-технологий, применяемых в процессе исполнения бюджетов разных уровней. О преимуществах системы электронного документооборота Федерального казначейства представители некоторых контрольно-счетных органов просто не знают, поэтому не используют систему в своей деятельности. В этой связи первоочередная задача казначеев на местах — донести информацию до сотрудников контрольно-счетных органов, показать, как работает система, как оформлять документы в электронном виде.
Сегодня уже получены первые запросы от контролеров и управлением подготовлены ответы. Наработан первый практический опыт и появилось понимание того, что еще нужно сделать, чтобы механизм представления данных отработать по пунктам, разложить по полочкам, добиться четкости и ясности при выполнении всех действий.
От нашей способности в кратчайшие сроки представить полный объем необходимых контрольно-счетным органам документов, возможно, будет зависеть их объективное мнение как об итогах исполнения того или иного бюджета, так и о правильности, целесообразности планирования тех или иных статей расходов. Последнее позволит сделать определенные выводы и выработать практические рекомендации, направленные на укрепление бюджетной системы Иркутской области.
Выход на новый уровень
В дальнейшем управление планирует осуществлять системный мониторинг запросов контрольно-счетных органов. Результаты могут повлиять на наши дальнейшие взаимоотношения, поднять их на более высокий качественный уровень. Регулярный анализ запросов позволит определить в принципе потребность контрольно-счетных органов в той или иной информации, наличие или отсутствие у них возможности обмениваться с управлением электронными документами.
К примеру, положительному опыту подобного информационного взаимодействия управления с территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области в июне 2012 года исполнилось пять лет. На протяжении этого времени в совместный документ дважды вносились корректировки, уточняющие перечень передаваемой информации. При деловом общении с представителями территориального управления Росфиннадзора в Иркутской области мы слышим о большой востребованности передаваемой информации, ее неоспоримой пользе как при планировании контрольных мероприятий, так и при проведении проверок.
Сегодня управление ориентировано на обеспечение стабильного взаимного сотрудничества не только с контрольно-счетными органами Иркутской области, но и с другими заинтересованными структурами, деятельность которых направлена на формирование единого информационного пространства финансовой деятельности публичных правовых образований Российской Федерации, доступного всем ветвям власти, общественности, каждому гражданину.