Версия для печати 11925 Материалы по теме
«Открытый бюджет»  как инструмент повышения эффективности управления общественными расходами

Попов
Преобразования в области управления общественными финансами в России проводятся не первый год. Сегодня особое внимание уделяется повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о бюджете гражданскому обществу, увеличению благосклонности населения к предоставляемому ему пакету государственных и муниципальных услуг. Поэтому важным фактором становится формирование площадок для публичного обсуждения процесса распределения бюджетных средств по приоритетным направлениям социально-экономического развития.
Алексей Юрьевич ПОПОВ, директор проекта «Открытый бюджет» Фонда Кудрина, вице-президент ОАО «Сбербанк России», президент ОАО «Универсальная электронная карта»

Принципы открытости

Действующее в русле мировых тенденций Международное бюджетное партнерство1 (МБП) раз в два года оценивает страны мира по степени открытости. В 2010 году МБП на основании исследования 94 стран мира сделало вывод о том, что картина прозрачности бюджетов в целом неудовлетворительна, а Российская Федерация, набрав 60 баллов из 100 возможных в рейтинге открытости бюджетов стран мира, заняла 21-е место. Эта оценка свидетельствовала о том, что имеющаяся в открытом доступе информация о бюджетном процессе недостаточна для полноценного гражданского контроля за финансовыми ресурсами государства и местного самоуправления.

В 2012 году Россия поднялась на 14 позиций и вошла в десятку лучших по индексу открытости бюджета стран, набрав 74 балла из 100. Это стало возможным благодаря обеспечению доступности бюджетной документации, публикации годовых и полугодовых отчетов об использовании бюджетных средств, переходу к результативному бюджетированию на всех уровнях власти. Однако, на наш взгляд, раскрытие информации о том, какие суммы расходуются бюджетом, — это только одна сторона медали. На другой стороне пока остающаяся недоступной для населения информация о результатах бюджетных вложений. Ведь важно не просто потратить деньги на здравоохранение, важно, чтобы людей стали лечить лучше, чтобы не надо было сидеть в длинных очередях в ожидании при­ема врача, чтобы скорая помощь приходила вовремя.

К сожалению, рассматривая цифры расходов, сделать выводы о достигнутых результатах нельзя. Учет мнения населения при распределении бюджетных средств и отчетность органов власти за свои «достижения» перед общественностью — это новый подход к раскрытию информации о бюджете, который становится все более популярным.

Концепция открытого бюджета, сформированная мировым сообществом, предполагает соблюдение следующих принципов:

  • доступность информации о проводимой бюджетной политике, источниках и направлениях использования общественных ресурсов;
  • простота изложения основных целей и задач бюджетной политики, достигнутых государством результатов и используемых на их достижение средств;
  • развитие общественного участия, формирование обоснованного мнения социально активной части граждан о направлениях использования бюджетных средств;
  • наличие условий для широкого участия общественности в обсуждении приоритетных статей расходования бюджетных ресурсов.

Портал «Открытый бюджет»

Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив реализует проект «Открытый бюджет», направленный на выработку комплекса мер по повышению прозрачности бюджета для граждан, расширению их информированности и созданию дополнительных возможностей для учета мнения общественности при составлении бюджетных проектировок. В рамках проекта был разработан портал «Открытый бюджет», доступ к которому предоставляется по адресу www.budget4me.ru. Интернет-портал предусматривает раскрытие информации о доходах и расходах государственного бюджета, региональных и местных бюджетов, государственном долге, об адресной инвестиционной программе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Здесь наглядно, емко и доступно представлены бюджетные расходы регионов Российской Федерации, расходы на государственные услуги и сферу здравоохранения.

Отличительной чертой данного портала является понятность бюджетных цифр для любого гражданина, что достигается с помощью визуализации их структуры и динамики. Одним из мощных инструментов портала является возможность сравнения регионов России по уровню бюджетной обеспеченности, уровню заработных плат и расходов на государственные услуги и сферу здравоохранения в расчете на душу населения, а также сопоставления бюджетов регионов и муниципальных образований между собой, выявления отстающих и лидирующих участников бюджетного процесса по достижению социально значимых результатов.

Функционал портала в настоящее время позволяет:

  • реализовать право граждан на информацию о бюджете;
  • отражать объективную характеристику структуры бюджетных расходов регионального бюджета и ключевых показателей результативности муниципального бюджета;
  • увидеть, на какие цели расходуются собираемые налоги через структуру бюджетных затрат в различных разрезах и формах, сопоставление расходов регионов (муниципальных образований) в различных сферах (здравоохранение, образование, транспорт, ЖКХ и т. д.);
  • выбрать срез для анализа бюджетных расходов и про­анализировать статистику активности населения.

В последнее время в нашей стране много говорят о переходе к программному бюджету, который также должен способствовать большему раскрытию информации о бюджете, поскольку подразумевает четкую взаимосвязь целей, задач государственных программ, ожидаемых результатов и объемов финансирования, необходимых для их достижения. К сожалению, пока этот процесс не является повсеместным, поэтому обеспечить необходимый уровень открытости очень сложно.

В международном опыте есть практика формирования и использования такого инструмента, как гражданский бюджет. Данная форма представления бюджета составляется исключительно для ознакомления граждан с бюджетными цифрами в понятной и удобной форме. Гражданский бюджет предназначен для широкой общественности и содержит объяснение основных параметров бюджета, обоснование государственных расходов и краткое описание достигнутых количественных и качественных результатов. Портал «Открытый бюджет» уже сейчас представляет населению часть требуемой для обеспечения открытости информации, главным образом касающейся оказания государственных услуг и сферы здравоохранения, но мы постепенно планируем расширять перечень раскрываемой информации.

Обратная связь и общественный контроль

Однако наша цель не только сделать бюджетную политику публичной, но и изменить сам подход к формированию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Фонд Куд­рина заключил с рядом муниципальных образований соглашения о сотрудничестве, в соответствии с которыми портал «Открытый бюджет» предполагается использовать в качестве инструмента оперативного реагирования на возникающие социально-экономические проблемы населения, для обеспечения учета мнения граждан при определении приоритетных направлений расходования бюджетных средств.

схема
В настоящее время в проекте в качестве «пилотов» участвуют четыре субъекта РФ, а именно Кировская, Московская, Ярославская области и Республика Коми, а также 16 муниципальных образований из шести регионов России. Функциональные возможности «пилотов» расширены. Именно они отвечают за достоверность представленных на портале данных о бюджетных документах и показателях результативности использования бюджетных средств пилотных публично-правовых образований. В соответствии с соглашением региональные и муниципальные финансовые органы пилотных участников взяли на себя обязательство своевременно и в необходимом объеме размещать информацию о принимаемых решениях по расходованию бюджетных средств.

Благодаря механизмам обратной связи с населением реализация проекта «Открытый бюджет» обеспечит соблюдение принципов доступности, открытости и прозрачности бюджетов, а также участие общества в формировании бюджетной политики. Можно будет увидеть положительную либо отрицательную реакцию общественности на отдельные предложения, а также получить обоснованный ответ органа исполнительной власти или местного самоуправления.

  • Уже при формировании бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов будет предоставлена возможность:
  • представителям финансовых органов — не только вносить необходимую информацию для населения, но и использовать ее для дальнейшей работы над бюджетом; особое внимание будет уделяться данным, отражающим исполнение заявленных в бюджете мер по улучшению жизнедеятельности территории и сформированным из сообщений зарегистрированных на портале пользователей;
  • населению — выдвигать предложения о необходимости направления бюджетных средств на решение какой-либо острой проблемы региона (муниципального образования) и отслеживать деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по учету выраженного мнения;
  • органам исполнительной власти или местного само­управления — фиксировать проблемы, сформулированные гражданами территории, формировать ответы на поступившие предложения, вести диалог между гражданами по их предложениям и вопросам, предполагающим инвестиционные решения долгосрочного характера;
  • всем посетителям — знакомиться с отчетами об учете мнения граждан по вопросам направлений расходования бюджетных средств региона (муниципального образования), а также с показателями, отражающими исполнение заявленных в бюджете мер по улучшению жизнедеятельности территории.

На портале создана функциональная возможность для гражданина оставить сообщение о наблюдаемых им нарушениях Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Немногие знают, что в соответствии с данным законом чиновники сами обязаны собирать необходимые справки. Поэтому, если гражданина начинают гонять из кабинета в кабинет, у него есть возможность обратиться на этот портал. Специалист центра обработки поступивших обращений сможет грамотно оформить официальное обращение в орган власти, ответственный за оказание соответствующей услуги. В настоящее время уже идет обработка таких обращений, поступают официальные ответы и извинения от чиновников. Все сообщения граждан, а также ответы органов государственной власти и органов местного самоуправления доступны для просмотра остальными посетителями интернет-портала.

Важной составляющей портала «Открытый бюджет» является предоставление гражданам возможности получать знания о процессах, протекающих в бюджетной сфере, а также размещение на портале аналитических обзоров о деятельности органов власти и ее влиянии на жизнедеятельность населения в различных областях. Мы намерены развивать дискуссионную площадку, в рамках которой компетентные специалисты смогут разъяснить гражданам, как те или иные принимаемые законы отразятся на их жизни, и приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению на портале острых тем.

Среди неотъемлемых преимуществ проекта «Открытый бюджет» важно назвать и возможность общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления по расходованию бюджетных средств. Портал позволит периодически отслеживать выполнение задач и влияние объемов затраченных средств на результаты социально-экономического развития, а значит, оценивать качество управления общественными финансами. Значимость портала возрастает за счет наглядности и полноты отражения достигнутых результатов.

Таким образом, портал «Открытый бюджет» — это площадка для конструктивного профессионального диалога между органами власти и населением по вопросам управления общественными финансами. Мы не сомневаемся, что работа портала «Открытый бюджет» наряду с региональными порталами будет содействовать формированию в России эффективного государства и гражданского общества.

На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная открытому бюджету. Ознакомиться с материалами можно здесь.

Поделиться