В конце мая в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялась конференция «Управление устойчивым развитием региона: опыт и типовые решения». В центре внимания собравшихся оказались прежде всего вопросы, связанные с развитием системы государственного стратегического планирования и разработкой программного бюджета, причем как на федеральном, так и на региональном уровне.
Участники конференции сошлись во мнении, что ситуация со стратегическим планированием в различных субъектах РФ неодинакова. Некоторые регионы создают сопоставимые с федеральной системы приоритетов с поправкой на разницу в полномочиях и собственные ресурсные возможности. Они активно пытаются увязать региональные стратегические приоритеты с приоритетами национального уровня. Другие регионы заметно отстают.
По мнению заместителя руководителя Аналитического центра Г. Г. Покатовича, в России на федеральном уровне за всю новейшую историю не было стратегических документов, которые по своему реальному статусу могли бы сравниться с прошлогодними майскими указами Президента РФ. Эксперт напомнил, что поиск механизмов для их реализации занял несколько месяцев. Лишь в январе 2013 года были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, в феврале — прогноз долгосрочного социально-экономического развития страны до 2030 года. Также после трехлетней отсрочки по сравнению с первоначальными планами был утвержден полный набор государственных программ. «Сформированную таким образом на федеральном уровне программно-целевую рамку можно критиковать, но она существует и является основой для деятельности федеральных ведомств, которые отвечают за выполнение президентских указов», — сказал Покатович. Он отметил, что и для субъектов РФ соответствующая работа выходит на первый план. «Хотя финансовые проблемы регионов тоже играют большую роль, становится очевидным, что без совершенствования системы стратегического управления достичь показателей, обозначенных в президентских указах, будет тяжело, если не невозможно», — считает аналитик.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России А. А. Блохин рассказал о задачах Министерства финансов в части развития системы программно-целевого планирования. Ключевым документом здесь должна стать разработанная еще в декабре, но пока не утвержденная Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами до 2018 года. Несмотря на то что программа касается федерального уровня, в ней есть позиции, важные для субъектов РФ, в частности в документе рассматриваются вопросы взаимодействия федеральных и региональных программ.
По данным, приведенным сотрудником Минфина России, в 2011 году ряд субъектов РФ (например, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Брянская, Вологодская, Сахалинская области) уже приступил к формированию государственных программ субъектов РФ, а бюджет города Москвы на 2012 год принят в программном формате. В 2011 году в 26, а по итогам 2012 года уже в 38 субъектах РФ расходы, формируемые в рамках программ, составляли более 50% всех расходов их бюджетов. «Пока о приведении всех региональных госпрограмм к единому формату речь не идет, но в будущем все же придется обеспечить некое единообразие и сопоставимость, чтобы они складывались в целостную конструкцию. Единую методику формирования государственных программ субъектов РФ в увязке с аналогичными федеральными госпрограммами предполагается разработать в 2014 году», — сказал Блохин.
На конференции также выступили представители субъектов РФ, которые поделились своим опытом развития систем стратегического управления регионом. Так, министр экономического развития Республики Коми А. В. Фридман рассказал о структуре стратегии региона, механизмах ее корректировки, целевых индикаторах, характеризующих достижение предусмотренных документом целей. Среди таковых, например, производительность труда, количество созданных рабочих мест, реальная заработная плата, объем инвестиций в основной капитал, обеспеченность детей детскими садами, ввод жилья экономкласса.
Начальник управления стратегического планирования правительства Ярославской области Д. Н. Гражданов объяснил собравшимся, как именно в области организована увязка программно-целевого планирования с целями социально-экономического развития региона. По его словам, еще в 2010 году областная стратегия являлась декларативным документом: не существовало механизмов, которые позволяли бы применить ее в среднесрочном и оперативном управлении регионом. На данный момент бюджетное и программно-целевое планирование взаимоувязано, однако бюджетный процесс все еще превалирует над процессом долгосрочного планирования. Задача следующего этапа — сделать бюджетный процесс завершающим этапом программно-целевого (и стратегического) планирования.