25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2749 Материалы по теме
Решение текущих вопросов за счет роста долгов – путь в никуда

Основной темой расширенного совещания секции «Финансисты субъектов РФ» НП «Сообщество финансистов России», которое состоялось 17 мая в городе Пскове, стало обсуждение вопросов сбалансированности региональных бюджетов. При реализации указов президента от 7 мая 2012 года финансисты субъектов Федерации столкнулись с массой неразрешимых в одностороннем порядке проблем. Болевые точки были обозначены на совещании в Пскове.

Указ № 597 регламентирует повышение заработной платы в общественном секторе, в частности педагогических работников школ и детских дошкольных учреждений. Финансовая нагрузка при этом остается на региональных бюджетах. В соответствии с нормами указа средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней по экономике региона, а средняя зарплата педагогических работников детских садов — не ниже средней в сфере общего образования. Если брать в качестве основного критерия повышения заработной платы ее уровень в текущем году, то на поверку возникают расхождения в величинах прогнозной средней заработной платы и фактической. «Невозможно досконально просчитать и заранее определить среднюю зарплату в регионе», — поделилась наболевшим заместитель губернатора — начальник государственного финансового управления Псковской области Т. А. Баринова.

Такая ситуация с расчетами складывается не только в Псковской области, с проблемой подсчета средней заработной платы столкнулись все регионы. Средняя зарплата учителя зависит от средней по субъекту, средняя зарплата педагогического работника детсада — от средней в сфере общего образования. Если в этой цепочке допустить погрешность, она может вылиться в десятки, а то и в сотни миллионов рублей. В результате обсуждения участниками совещания было принято решение обратиться в Правительство РФ и Министерство финансов РФ с предложением внести изменения в методику расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ. Финансисты предлагают установить в качестве основного критерия повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики достигнутый уровень заработной платы в субъекте в отчетном году.

Но вопрос методологии расчета средней заработной платы не самая большая головная боль, вызванная необходимостью реализовывать программные указы. Повышение заработной платы, переселение граждан из ветхого жилья, обеспечение жильем детей-сирот, доступность детских садов — меры очень затратные. И на эти цели в региональных бюджетах просто нет средств. Вологодской области необходимо 7 млрд руб., тогда как в бюджете учтено только 2,3 млрд. «Даже если мы рассмотрим самый оптимистический вариант и ежегодно, наращивая доходные источники, будем получать дополнительные средства, — привела расчет председатель секции „Финансисты субъектов РФ“ НП „Сообщество финансистов России“ и. о. начальника департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова, — то весь плюс будет уходить на реализацию одного указа по зарплате, а ведь есть и другие проблемы».

Затратными являются мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Аварийного жилья в регионах очень много. Чтобы решить задачи, поставленные руководством страны, Вологодской области потребуется более 5 млрд руб. Фонд содействия реформированию ЖКХ дает 2 млрд руб. — 3 млрд необходимо найти из собственных источников, что непосильно и нереально. В Республике Карелия к решению вопросов переселения, подготовке инфраструктуры земельных участков еще даже не подходили. «Ситуация, которую мы видим сегодня в республиканском бюджете, говорит о том, что мы по сути дела находимся на пороге финансовых проблем», — отметил первый заместитель министра финансов Республики Карелия А. А. Максимов.

Размывание прибыли

Бюджеты многих регионов, представители которых приняли участие в совещании, трещат по швам и в результате изменений в налоговом законодательстве, предполагающих введение консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Организация КГН спровоцировала немалые выпадающие доходы. Из-за объединения крупных налогоплательщиков в консолидированные группы Вологодская область за четыре месяца текущего года от предприятий металлургической промышленности из прогнозируемых 1,3 млрд руб. получила менее 100 млн руб.

«По данным за первый квартал 2012 года поступления от налога на прибыль в 40 регионах России оказались ниже уровня прошлого года, — отметила Артамонова. — Происходит размывание прибыли, и никто не получает этого доходного источника». В частности, Республика Карелия планировала получить 2,5 млрд руб. налога на прибыль от комбината «Карельский окатыш», но предприятие, консолидировавшись с другими налогоплательщиками, не заплатило региону ни копейки. При этом доля «Карельского окатыша» в общей сумме налога на прибыль, заложенной в бюджет 2013 года, составляет ровно половину. «Не должно быть такого, что на уровне федерального центра принимается решение о создании КГН, и это никак не компенсируется регионам. Приняли решение — дайте денег», — считает Максимов. По инициативе карельского представителя участники совещания приняли решение обратиться к Минфину России и Госдуме с предложением при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработать механизм компенсации бюджетам субъектов РФ выпадающих доходов и (или) увеличения объема расходных обязательств, обусловленных решениями федеральных властей.

На детсады — субсидии, а не кредиты

Не менее болезненной для регионов остается проблема дефицита мест в детских садах. На Ставрополье эту задачу начали решать еще в 2012 году. «При формировании бюджета мы предусмотрели средства для увеличения количества мест в детских садах, — рассказала заместитель министра финансов Ставропольского края И. В. Маркасьян, — но за счет ликвидации актовых залов, музыкальных комнат и так далее. Это способствовало снятию напряженности и позволило создать дополнительно более 6,7 тыс. мест. При уточнении бюджета мы выделили средства и на строительство и еще до выхода майских указов провели мониторинг тех зданий, которые ранее занимали детские сады, а потом перешли в частную собственность. Мы их снова приобретали, что оказалось гораздо дешевле, чем строительство новых».

Но в Ставропольском крае бездефицитный бюджет и больше возможностей для финансирования социальных расходов, в других регионов дела обстоят хуже. «Сегодня Минфин и Минобрнауки России опять решают эту проблему с помощью предоставления бюджетных кредитов, — отметила Артамонова. — Для того чтобы выполнить программу и „дорожную карту“, согласованную Вологодской областью с Министерством образования РФ, в текущем году на детские сады нам необходимо 1,3 миллиарда рублей. Будем предлагать, чтобы на эти цели предоставлялись не кредиты, а ведомственные субсидии».

Реструктуризация долга

Двигаться к достижению благих целей, предусмотренных майскими указами президента, путем увеличения долговых обязательств вообще нецелесообразно. Кредиты и заимствования оправдывают себя только тогда, когда они направлены на финансирование капитальных проектов. «Решение текущих вопросов за счет заемных средств — это путь в никуда», — справедливо заметил заместитель председателя комитета финансов Ленинградской области И. Г. Нюнин. Долговые обязательства регионов и без того велики, и нет видимых предпосылок к их снижению. Поэтому, по мнению участников совещания, в процессе исполнения федерального бюджета на текущий год и плановый период необходимо предусмотреть норму, позволяющую осуществлять реструктуризацию задолженности субъектов РФ по бюджетным кредитам с отсрочкой погашения основной суммы долга на пять лет. А при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов члены секции предложили преду­смотреть право реструктуризации задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам на частичное покрытие дефицитов бюджетов РФ, сложившейся на 1 января 2013 года, с предоставлением отсрочки уплаты задолженности по основному долгу до 1 января 2023 года с последующей рассрочкой уплаты задолженности ежегодно равными долями в период с 2023 по 2032 год включительно.

Тактика, а не стратегия

«Можно много говорить об оптимизации расходов, ужесточении налогового администрирования, о борьбе с теневой зарплатой. Но это все тактические решения, не способные компенсировать потери бюджета, которые мы несем из-за изменений законодательства, связанных с увеличением полномочий», — продолжил тему Максимов. И даже тактические вопросы решать порой сложно.

Теряя из-за создания консолидированных групп налогоплательщиков часть поступлений от налога на прибыль организаций, основные надежды региональные финансисты возлагают на НДФЛ. При этом сталкиваются с тем, что документы, дающие информацию о том, сколько налога на доходы физических лиц уплатило конкретное предприятие, какая у него среднесписочная численность работающих, какая средняя зарплата, по закону получить невозможно. С 1 января 2014 года в Бюджетном кодексе появится норма, обязывающая Федеральное казначейство предоставлять финорганам эти сведения. Но финансистов интересует вопрос не только уплаченного, но и начисленного налога, причем поквартально. Поэтому еще одно предложение, сформулированное на расширенном заседании финансистов субъектов РФ, касается внесения изменений в Налоговый кодекс. Заключается оно в следующем: в целях повышения эффективности администрирования и собираемости НДФЛ ввести для работодателей — налоговых агентов обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет по данному налогу и предусмотреть меры ответственности за нарушения срока его представления. Десятилетний опыт работы НП «Сообщество финансистов России» показывает, что совместно выработанные инициативы нередко находят поддержку в Министерстве финансов РФ, Государственной думе, которые в дальнейшем отражаются в бюджетном законодательстве. Финансисты надеются, что и последние предложения не будут оставлены без внимания.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно