Версия для печати 8964 Материалы по теме
Стимулирование развития местного самоуправления

На сегодняшний день в Кировской области насчитывается 371 муниципальное образование, в том числе 45 муници­пальных районов и городских округов, 52 городских поселения и 274 сельских поселения. В целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития территорий в регионе осуществляется реорганизация муниципальных образований путем объединения поселений. И за последние три года количество городских и сельских поселений сократилось на 16%. Следует отметить, что муниципальные образования значительно отличаются друг от друга не только уровнем экономического потенциала, но и эффективностью деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Поэтому курс на повышение авторитета местного самоуправления, его самостоятельности и ответственности является одним из первостепенных принципов, одной из важнейших идеологических составляющих работы правительства Кировской области.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная вопросам эффективности местного самоуправления. Ознакомиться с ней можно здесь.

Елена Васильевна КОВАЛЁВА, заместитель председателя правительства, глава департамента финансов Кировской области.

В ежегодном Бюджетном послании об основных направлениях бюджетной политики губернатор Кировской области Н. Ю. Белых всегда отдельным блоком выделяет тему развития местного самоуправления. В этом направлении в нашем регионе уже сделано немало и многое еще предстоит сделать. Мы действительно считаем, что без сильной муниципальной власти, способной эффективно решать все стоящие перед ней задачи, невозможно полноценное социально-экономическое развитие региона и создание комфортных условий для жизни наших сограждан.

Эффективно решить все проблемы на уровне областного центра нельзя. Многие вопросы должны решаться на муниципальном уровне, в том числе и на уровне городских и сельских поселений. Это позволит повысить степень доверия граждан к власти и ответственность муниципальных властей перед населением за принятые решения, эффективность работы. Для реализации поставленных целей 6 июля 2006 года в Кировской области создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Кировской области», в которую вошли все муниципальные образования региона. По решению правительства области с 2008 года распределение средств из областного бюджета муниципальным образованиям согласовывается с председателем ассоциации. Таким образом муниципалитеты включены в процесс принятия и обсуждения всех решений руководства региона. Но суть этой работы не в том, что область передает деньги, а муниципалитеты с благодарностью их принимают. Наша идеология в другом. Мы всеми возможными способами стимулируем самостоятельность и поддерживаем инициативы органов местного самоуправления, но не принимаем решения за них.

Для выполнения текущих задач, возникающих на уровне поселений, необходимы инструменты, направленные на содействие муниципальным образованиям в урегулировании вопросов местного значения, предусматривающих строительство и реконструкцию социальных объектов, местных дорог, системы канализации и водоснабжения, освещения, озеленения и благоустройства улиц и т. д. В целях активизации деятельности органов местного самоуправления области созданы механизмы для поощрения их самостоятельности, определены форматы и площадки.

Самообложению — да

Российское законодательство определяет средства самообложения как разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Решение о введении самообложения может быть принято на сходе граждан или референдуме. Опыт Кировской области подтверждает, что самообложение может являться не только дополнительным источником пополнения местных бюджетов, но и реальным средством повышения гражданской активности населения.

Первые референдумы состоялись в регионе в 2006 году. Решения о введении такого сбора приняли 90 поселений региона — около четверти от их общего количества (в то время 389). Причем в девяти поселениях люди уже дважды высказывались в пользу самообложения. То есть проголосовали в первый раз, собрали деньги, увидели результат и, когда местная власть вынесла вопрос о продолжении самообложения, вновь на референдуме сказали «да».

За 2006–2008 годы бюджеты поселений за счет средств самообложения пополнились на 1,7 млн руб. С 2009 года правительством области это направление было определено приоритетным в работе с органами местного самоуправления. На 1 января 2012 года самообложение граждан введено в 227 поселениях, что составляет почти 62% от общего количества поселений области. Размер взноса с одного жителя составляет от 20 до 600 руб. Для стимулирования муниципалитетов было принято решение о софинансировании со стороны областного бюджета. В 2010 году на каждый собранный от населения в 2009 году рубль областной бюджет добавлял 50 коп., по итогам 2011 года было добавлено по одному рублю, а по итогам 2012 года — 1,5 руб. В итоге сборы за 2009 год составили порядка 3 млн руб., за 2010 год — 10,4 млн руб., за 2011 год — 15,4 млн руб., а за 2012 год — 16,5 млн руб. Конечно, суммы не поражают воображение, но ведь деньги идут на решение локальных задач небольших поселений.

Вопрос, который возникает у всех, когда речь заходит о самообложении: мы и так платим налоги, почему должны еще дополнительно складываться? Такая постановка вопроса была бы оправданна, если бы речь шла о решении, принимаемом сверху. Но самообложение — дело сугубо добровольное. За органами местного самоуправления закреплено порядка 40 полномочий, в том числе обеспечение малоимущих граждан жильем, библиотечное обслуживание, сбор и вывоз мусора, озеленение территории, освещение улиц, организация ритуальных услуг и многое другое. Реально финансируются или самостоятельно обеспечиваются четыре-пять полномочий, в лучшем случае до десяти. Выбор приоритетов порой напоминает затыкание пробоин на корабле. Поэтому какие-то задачи муниципалитет выполнить просто не в состоянии. Практика самообложения в первую очередь получает распространение в небольших поселениях. В больших городах трудно определить проект, который был бы одинаково важен для всех. Граждане готовы платить в том случае, когда понимают и видят, на что идут их деньги.

Проект поддержки инициатив

Более сложной формой самообложения, требующей не только перечисления средств, но и личного участия граждан в решении вопросов местного значения, является проект поддержки местных инициатив. Этот проект реализуется в регионе в рамках меморандума о стратегическом партнерстве до 2015 года, заключенном правительством области со Всемирным банком. Цель проекта — повышение качества социальных услуг, предоставляемых на местном уровне, повышение эффективности использования государственных ресурсов за счет финансовой поддержки совместных инициатив населения и органов местного самоуправления, расширение участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. Программа по поддержке местных инициатив предусматривает не только привлечение средств населения и софинансирование областного бюджета. Предполагается, что граждане под конкретный проект должны найти спонсоров либо местное самоуправление должно обеспечить проект трудовыми ресурсами, передать какую-то собственность или принять обязательства последующего содержания объекта.

Ключевая проблема поселения определяется на сходе граждан, после чего готовится заявка на участие в конкурсе. Предварительная работа с населением ведется постоянно в течение всего года. Вначале проходят различные тренинги с представителями местного самоуправления и населением. Организация процесса определения того, что важнее для жителей сельского поселения: проложить водовод или построить спортивную площадку — большой труд. Именно этим обусловливается участие в проекте Всемирного банка, эксперты которого берут на себя организационные работы. Заявки, поданные для участия в региональном конкурсе проектов, оценивает конкурсная комиссия на основе заранее согласованных критериев отбора. Каждая заявка получает определенное количество баллов, и по их сумме определяются победители.

Подобный проект реализуется в Ставропольском крае с 2007 года, а для Кировской области пилотным стал 2010 год, причем регионом были разработаны свои подходы к реализации проекта, критерии оценки заявок и т. п. Первоначально в нем участвовали только городские и сельские поселения. В 2010 году это было шесть районов, в которых было реализовано 26 проектов. Уже в 2010 году проект по поддержке местных инициатив в Кировской области не только доказал свою жизнеспособность, он действительно смог решить насущные проблемы поселений. В 2011 году проект реализовывался на территории всей Кировской области и на его осуществление из бюджета региона было выделено 150 млн руб. Нужно отметить, что проект поддержки местных инициатив вызвал большой интерес, о чем свидетельствует активность участников: из существующих на то время 389 поселений в 2011 году заявки на участие в нем подали 209 поселений из 37 районов. Правительством Кировской области принято решение о расширении проекта. С 2012 года участниками могли стать не только поселения, но и муниципальные районы. На 2012 год в областном бюджете на реализацию данного проекта было предусмотрено уже 200 млн руб.

Городские и сельские поселения могут представить на конкурс до четырех заявок. При этом одна заявка может претендовать на субсидию из областного бюджета в сумме не более 1,5 млн руб. и (или) три заявки на субсидию в сумме до 500 тыс. руб. каждая. Общее количество проектов на территории одного поселения не может быть более четырех, и на один населенный пункт может приходиться только один проект. Муниципальный район на конкурс может представить максимум две заявки. При этом одна заявка может претендовать на субсидию из областного бюджета в размере до 1,5 млн руб. и одна заявка на субсидию до 500 тыс. руб.

Следует отметить, что активность муниципальных образований по-прежнему возрастает. В 2012 году в проекте участвовало 230 поселений (из 368) с 341 заявкой и 22 района (из 39) с 32 заявками. Прошли конкурсный отбор 240 заявок 176 поселений и 30 заявок 21 муниципального района. В 2013 году в конкурсе стали участвовать городские округа. Все основные принципы реализации проекта сохранились. При этом городской округ вправе подать неограниченное количество заявок при объеме субсидии из областного бюджета по одной заявке до 1 млн руб. Расходы областного бюджета на данное направление увеличились до 300 млн руб. Одобренные проекты в основном направлены на решение вопросов по водоснабжению, ремонту дорог, благоустройству территории, строительству детских площадок. На рис. 3 представлены объемы финансирования проектов по поддержке местных инициатив за счет всех источников.

Грант за социально-экономическое развитие

С 2009 года в рамках Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 мы ежегодно проводим работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Оценка эффективности формируется на основании комплексного исследования удовлетворенности населения и эффективности муниципального управления в следующих сферах: экономическое развитие, доходы населения, здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления. Проводимый мониторинг позволяет оценить эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни населения, уровень социально-экономического развития муниципального образования и результативность муниципального управления. Учитывается мнение жителей об уровне эффективности муниципального управления.

Такая форма работы, по нашему мнению, является наиболее результативной в плане обеспечения конструктивного взаимодействия региональной исполнительной власти с органами местного самоуправления и призвана повысить заинтересованность и активность граждан в решении важнейших вопросов развития своих территорий. Десяти муниципальным образованиям, имеющим наилучшие значения показателей комплексного социально-экономического развития, предоставляются гранты из областного бюджета. На эти цели мы ежегодно предусматриваем в областном бюджете по 10 млн руб.

Грант за организацию бюджетного процесса

Одним из приоритетов федеральной бюджетной политики в рамках взаимодействия с субъектами РФ и муниципальными образованиями остается внедрение передовых принципов организации бюджетного процесса. В Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года отмечено, что действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействию реформирования бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулированию экономических реформ.

В целях формирования стимулов в соответствии с постановлением правительства Кировской области от 30 марта 2010 г. № 45/120 проводятся мониторинг и ежеквартальная оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области. Итоги исполнения местных бюджетов за 2010–2012 годы свидетельствуют о наличии положительных тенденций. С 2011 года из областного бюджета муниципальным районам (городским округам), занявшим по итогам финансового года первые десять мест в таблице ранжирования, предоставляется новый вид финансовой поддержки — гранты муниципальным районам (городским округам) за качество организации и осуществления бюджетного процесса. В бюджете на данные цели мы предусматриваем ежегодно по 10 млн руб. Муниципальным районам (городским округам), получившим наименьшее количество баллов по итогам финансового года, направляются уведомления о необходимости повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса. Результаты рейтинга муниципальных образований размещаются на сайте департамента финансов области.

Дотации для десяти лучших районов

Безусловно, для развития экономики муниципальных образований их необходимо стимулировать за достигнутые результаты. Поэтому с 2012 года за счет средств областного бюджета законом о бюджете предусмотрен новый вид финансового стимулирования муниципальных районов (городских округов) — дотация на стимулирование муниципалитетов в объеме 60 млн руб. Впервые средства дотации были распределены по итогам работы муниципалитетов за 2011 год между десятью районами и городскими округами, которые достигли наилучших показателей оценки развития. Показатели оценки, которые отражают основные направления развития территории, были нами утверждены еще в 2010 году, что дало возможность муниципальным образованиям организовать работу по достижению намеченных результатов. Заинтересованность муниципальных образований в выполнении показателей будет служить дополнительным стимулом к их развитию. Дотации, которые распределены между муниципальными образованиями, не имеют целевого назначения, муниципалитеты их направляют на решение наиболее проблемных инвестиционных вопросов: на ремонт и строительство объектов ЖКХ, социально-культурной сферы, благоустройство и озеленение территорий и другие цели. Кроме того, для стимулирования развития муниципальным образованиям предоставляются различные субсидии в рамках государственных программ Кировской области для решения системных проблем соответствующих отраслей.

В заключение хочу сказать, что работа по развитию активности местного самоуправления будет продолжена. Мы будем уходить от практики простого распределения денег независимо от результатов, достигнутых муниципалитетами. Все больше средств, предназначенных в областном бюджете для муниципальных бюджетов, распределяется на конкурсной основе. В текущем году мы расширили перечень грантов: появились гранты на реализацию проектов по благоустройству мест массового отдыха людей, гранты на проекты по внедрению технологий по повышению эффективности потребления энергетических ресурсов на объектах муниципальной собственности, гранты за разработку и (или) реализацию проектов в сфере внутреннего туризма, гранты за лучшую постановку физкультурно-спортивной и воспитательной работы среди детско-юношеских спортивных школ области.

Поделиться