На сегодняшний день в Кировской области насчитывается 371 муниципальное образование, в том числе 45 муниципальных районов и городских округов, 52 городских поселения и 274 сельских поселения. В целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития территорий в регионе осуществляется реорганизация муниципальных образований путем объединения поселений. И за последние три года количество городских и сельских поселений сократилось на 16%. Следует отметить, что муниципальные образования значительно отличаются друг от друга не только уровнем экономического потенциала, но и эффективностью деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Поэтому курс на повышение авторитета местного самоуправления, его самостоятельности и ответственности является одним из первостепенных принципов, одной из важнейших идеологических составляющих работы правительства Кировской области.
На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная вопросам эффективности местного самоуправления. Ознакомиться с ней можно здесь.
Елена Васильевна КОВАЛЁВА, заместитель председателя правительства, глава департамента финансов Кировской области.
В ежегодном Бюджетном послании об основных направлениях бюджетной политики губернатор Кировской области Н. Ю. Белых всегда отдельным блоком выделяет тему развития местного самоуправления. В этом направлении в нашем регионе уже сделано немало и многое еще предстоит сделать. Мы действительно считаем, что без сильной муниципальной власти, способной эффективно решать все стоящие перед ней задачи, невозможно полноценное социально-экономическое развитие региона и создание комфортных условий для жизни наших сограждан.
Эффективно решить все проблемы на уровне областного центра нельзя. Многие вопросы должны решаться на муниципальном уровне, в том числе и на уровне городских и сельских поселений. Это позволит повысить степень доверия граждан к власти и ответственность муниципальных властей перед населением за принятые решения, эффективность работы. Для реализации поставленных целей 6 июля 2006 года в Кировской области создана Ассоциация «Совет муниципальных образований Кировской области», в которую вошли все муниципальные образования региона. По решению правительства области с 2008 года распределение средств из областного бюджета муниципальным образованиям согласовывается с председателем ассоциации. Таким образом муниципалитеты включены в процесс принятия и обсуждения всех решений руководства региона. Но суть этой работы не в том, что область передает деньги, а муниципалитеты с благодарностью их принимают. Наша идеология в другом. Мы всеми возможными способами стимулируем самостоятельность и поддерживаем инициативы органов местного самоуправления, но не принимаем решения за них.
Для выполнения текущих задач, возникающих на уровне поселений, необходимы инструменты, направленные на содействие муниципальным образованиям в урегулировании вопросов местного значения, предусматривающих строительство и реконструкцию социальных объектов, местных дорог, системы канализации и водоснабжения, освещения, озеленения и благоустройства улиц и т. д. В целях активизации деятельности органов местного самоуправления области созданы механизмы для поощрения их самостоятельности, определены форматы и площадки.
Самообложению — да
Российское законодательство определяет средства самообложения как разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Решение о введении самообложения может быть принято на сходе граждан или референдуме. Опыт Кировской области подтверждает, что самообложение может являться не только дополнительным источником пополнения местных бюджетов, но и реальным средством повышения гражданской активности населения.
Первые референдумы состоялись в регионе в 2006 году. Решения о введении такого сбора приняли 90 поселений региона — около четверти от их общего количества (в то время 389). Причем в девяти поселениях люди уже дважды высказывались в пользу самообложения. То есть проголосовали в первый раз, собрали деньги, увидели результат и, когда местная власть вынесла вопрос о продолжении самообложения, вновь на референдуме сказали «да».
За
Вопрос, который возникает у всех, когда речь заходит о самообложении: мы и так платим налоги, почему должны еще дополнительно складываться? Такая постановка вопроса была бы оправданна, если бы речь шла о решении, принимаемом сверху. Но самообложение — дело сугубо добровольное. За органами местного самоуправления закреплено порядка 40 полномочий, в том числе обеспечение малоимущих граждан жильем, библиотечное обслуживание, сбор и вывоз мусора, озеленение территории, освещение улиц, организация ритуальных услуг и многое другое. Реально финансируются или самостоятельно обеспечиваются четыре-пять полномочий, в лучшем случае до десяти. Выбор приоритетов порой напоминает затыкание пробоин на корабле. Поэтому какие-то задачи муниципалитет выполнить просто не в состоянии. Практика самообложения в первую очередь получает распространение в небольших поселениях. В больших городах трудно определить проект, который был бы одинаково важен для всех. Граждане готовы платить в том случае, когда понимают и видят, на что идут их деньги.
Проект поддержки инициатив
Более сложной формой самообложения, требующей не только перечисления средств, но и личного участия граждан в решении вопросов местного значения, является проект поддержки местных инициатив. Этот проект реализуется в регионе в рамках меморандума о стратегическом партнерстве до 2015 года, заключенном правительством области со Всемирным банком. Цель проекта — повышение качества социальных услуг, предоставляемых на местном уровне, повышение эффективности использования государственных ресурсов за счет финансовой поддержки совместных инициатив населения и органов местного самоуправления, расширение участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. Программа по поддержке местных инициатив предусматривает не только привлечение средств населения и софинансирование областного бюджета. Предполагается, что граждане под конкретный проект должны найти спонсоров либо местное самоуправление должно обеспечить проект трудовыми ресурсами, передать какую-то собственность или принять обязательства последующего содержания объекта.
Ключевая проблема поселения определяется на сходе граждан, после чего готовится заявка на участие в конкурсе. Предварительная работа с населением ведется постоянно в течение всего года. Вначале проходят различные тренинги с представителями местного самоуправления и населением. Организация процесса определения того, что важнее для жителей сельского поселения: проложить водовод или построить спортивную площадку — большой труд. Именно этим обусловливается участие в проекте Всемирного банка, эксперты которого берут на себя организационные работы. Заявки, поданные для участия в региональном конкурсе проектов, оценивает конкурсная комиссия на основе заранее согласованных критериев отбора. Каждая заявка получает определенное количество баллов, и по их сумме определяются победители.
Подобный проект реализуется в Ставропольском крае с 2007 года, а для Кировской области пилотным стал 2010 год, причем регионом были разработаны свои подходы к реализации проекта, критерии оценки заявок и т. п. Первоначально в нем участвовали только городские и сельские поселения. В 2010 году это было шесть районов, в которых было реализовано 26 проектов. Уже в 2010 году проект по поддержке местных инициатив в Кировской области не только доказал свою жизнеспособность, он действительно смог решить насущные проблемы поселений. В 2011 году проект реализовывался на территории всей Кировской области и на его осуществление из бюджета региона было выделено 150 млн руб. Нужно отметить, что проект поддержки местных инициатив вызвал большой интерес, о чем свидетельствует активность участников: из существующих на то время 389 поселений в 2011 году заявки на участие в нем подали 209 поселений из 37 районов. Правительством Кировской области принято решение о расширении проекта. С 2012 года участниками могли стать не только поселения, но и муниципальные районы. На 2012 год в областном бюджете на реализацию данного проекта было предусмотрено уже 200 млн руб.
Городские и сельские поселения могут представить на конкурс до четырех заявок. При этом одна заявка может претендовать на субсидию из областного бюджета в сумме не более 1,5 млн руб. и (или) три заявки на субсидию в сумме до 500 тыс. руб. каждая. Общее количество проектов на территории одного поселения не может быть более четырех, и на один населенный пункт может приходиться только один проект. Муниципальный район на конкурс может представить максимум две заявки. При этом одна заявка может претендовать на субсидию из областного бюджета в размере до 1,5 млн руб. и одна заявка на субсидию до 500 тыс. руб.
Следует отметить, что активность муниципальных образований по-прежнему возрастает. В 2012 году в проекте участвовало 230 поселений (из 368) с 341 заявкой и 22 района (из 39) с 32 заявками. Прошли конкурсный отбор 240 заявок 176 поселений и 30 заявок 21 муниципального района. В 2013 году в конкурсе стали участвовать городские округа. Все основные принципы реализации проекта сохранились. При этом городской округ вправе подать неограниченное количество заявок при объеме субсидии из областного бюджета по одной заявке до 1 млн руб. Расходы областного бюджета на данное направление увеличились до 300 млн руб. Одобренные проекты в основном направлены на решение вопросов по водоснабжению, ремонту дорог, благоустройству территории, строительству детских площадок. На рис. 3 представлены объемы финансирования проектов по поддержке местных инициатив за счет всех источников.
Грант за социально-экономическое развитие
С 2009 года в рамках Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 мы ежегодно проводим работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Оценка эффективности формируется на основании комплексного исследования удовлетворенности населения и эффективности муниципального управления в следующих сферах: экономическое развитие, доходы населения, здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, организация муниципального управления. Проводимый мониторинг позволяет оценить эффективность расходования бюджетных средств, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни населения, уровень социально-экономического развития муниципального образования и результативность муниципального управления. Учитывается мнение жителей об уровне эффективности муниципального управления.
Такая форма работы, по нашему мнению, является наиболее результативной в плане обеспечения конструктивного взаимодействия региональной исполнительной власти с органами местного самоуправления и призвана повысить заинтересованность и активность граждан в решении важнейших вопросов развития своих территорий. Десяти муниципальным образованиям, имеющим наилучшие значения показателей комплексного социально-экономического развития, предоставляются гранты из областного бюджета. На эти цели мы ежегодно предусматриваем в областном бюджете по 10 млн руб.
Грант за организацию бюджетного процесса
Одним из приоритетов федеральной бюджетной политики в рамках взаимодействия с субъектами РФ и муниципальными образованиями остается внедрение передовых принципов организации бюджетного процесса. В Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года отмечено, что действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействию реформирования бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулированию экономических реформ.
В целях формирования стимулов в соответствии с постановлением правительства Кировской области от 30 марта 2010 г. № 45/120 проводятся мониторинг и ежеквартальная оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области. Итоги исполнения местных бюджетов за
Дотации для десяти лучших районов
Безусловно, для развития экономики муниципальных образований их необходимо стимулировать за достигнутые результаты. Поэтому с 2012 года за счет средств областного бюджета законом о бюджете предусмотрен новый вид финансового стимулирования муниципальных районов (городских округов) — дотация на стимулирование муниципалитетов в объеме 60 млн руб. Впервые средства дотации были распределены по итогам работы муниципалитетов за 2011 год между десятью районами и городскими округами, которые достигли наилучших показателей оценки развития. Показатели оценки, которые отражают основные направления развития территории, были нами утверждены еще в 2010 году, что дало возможность муниципальным образованиям организовать работу по достижению намеченных результатов. Заинтересованность муниципальных образований в выполнении показателей будет служить дополнительным стимулом к их развитию. Дотации, которые распределены между муниципальными образованиями, не имеют целевого назначения, муниципалитеты их направляют на решение наиболее проблемных инвестиционных вопросов: на ремонт и строительство объектов ЖКХ, социально-культурной сферы, благоустройство и озеленение территорий и другие цели. Кроме того, для стимулирования развития муниципальным образованиям предоставляются различные субсидии в рамках государственных программ Кировской области для решения системных проблем соответствующих отраслей.
В заключение хочу сказать, что работа по развитию активности местного самоуправления будет продолжена. Мы будем уходить от практики простого распределения денег независимо от результатов, достигнутых муниципалитетами. Все больше средств, предназначенных в областном бюджете для муниципальных бюджетов, распределяется на конкурсной основе. В текущем году мы расширили перечень грантов: появились гранты на реализацию проектов по благоустройству мест массового отдыха людей, гранты на проекты по внедрению технологий по повышению эффективности потребления энергетических ресурсов на объектах муниципальной собственности, гранты за разработку и (или) реализацию проектов в сфере внутреннего туризма, гранты за лучшую постановку физкультурно-спортивной и воспитательной работы среди детско-юношеских спортивных школ области.