Налоги и сборы№6 Июнь 2013 — 01 июля 2013

О взаимодействии налоговых органов с исполнительной властью регионов и органами местного самоуправления

Версия для печати 20475 Материалы по теме
О взаимодействии налоговых органов с исполнительной властью регионов и органами местного самоуправления

В Бюджетном послании Федеральному собранию РФ на 2013 год Президентом РФ отмечено, что руководители регионов и муниципалитетов должны владеть информацией о зачислении на соответствующих территориях доходов в региональные и местные бюджеты, чтобы оценить эффективность принимаемых мер по расширению доходной базы. Поэтому сейчас важной задачей является налаживание взаимодействия между налоговой службой и заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Татьяна Ивановна ПОСТНИКОВА, заместитель начальника Аналитического управления ФНС России

Виктория Михайловна СНЕЖКО, заместитель начальника отдела методологии и формирования статистической налоговой отчетности Аналитического управления ФНС России

Обязанность налоговых органов представлять информацию финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований определена федеральными законами, нормативными актами Правительства РФ и Минфина России. Согласно федеральному законодательству (законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») взаимодействие осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Правила взаимодействия

Правительством РФ (постановление от 12 августа 2004 г. № 410 в ред. постановления от 10 октября 2007 г. № 663) утверждены Правила взаимодействия, в соответствии с которыми начиная с 2005 года территориальные налоговые органы представляют информацию в финансовые органы субъектов РФ, а с 1 января 2006 года — в муниципальные образования, которых в настоящее время насчитывается более 23 тыс. Причем передаче подлежит значительный объем информации. С лицевых счетов всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность и уплачивающих налоги и сборы на территории субъекта РФ, включая крупнейших, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, передаются данные в виде информационного массива о начисленных и уплаченных суммах налогов и сборов, задолженности (недоимка, пени, штрафы) и предоставленных отсрочках, рассрочках, реструктуризации. Структура и форматы передачи данных утверждены совместным приказом Минфина России и ФНС России от 30 июня 2008 г. № 65н/ММ-3-1/295@ «Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410».

Информационный массив передается в электронном виде ежемесячно по состоянию на первое число в срок до 15-го числа следующего месяца. В нем содержатся сведения по всем налогоплательщикам как в целом по региону, так и по муниципальным районам в разрезе поселений (городских и сельских), городских округов, муниципальных районов, внутригородских территорий городов федерального значения. Документы включают данные о статусе налогоплательщика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, др.), его принадлежности к территории в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления (ОКАТО), виде дохода по коду бюджетной классификации (КБК), по которому у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, виде осуществляемой им деятельности по коду Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Состав информационного массива позволяет сотрудникам финансовых органов (при наличии программного обеспечения и навыков работы) самостоятельно делать группировки и аналитические выборки по любому интересующему признаку, например о поступлении налогов по видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков, видам доходов, служащих источниками формирования региональных и местных бюджетов, и использовать данную информацию для составления прогнозов доходной части бюджета и контроля его исполнения.

С 1 января 2008 года финансовым органам передаются и агрегированные сведения по всем налогоплательщикам о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим доходы бюджетов субъектов РФ (налог на прибыль организаций, акцизы, НДПИ, транспортный налог, налог на имущество организаций и другие налоги и сборы, формирующие региональные бюджеты) и местных бюджетов (земельный налог, налог на имущество физических лиц и другие налоги и сборы, формирующие местные бюджеты). Сведения представляются по итогам за год в виде отчетов по 16 формам статистической налоговой отчетности с индексом 5 в табличном формате Microsoft Excel (формы № 5-ИБ, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, 5-УСН, 5-НП, 5-ПВ, 5-АЛ, 5-МН, 5-НИО, 5-ВБР, 5-ТН, 5-ЖМ, 5-ПМ, 5-НДПИ, 5-ДДК и 5-НДФЛ). Отчеты направляются до 1 августа года, следующего за отчетным, и также используются финансовыми органами при формировании проектов бюджетов на следующий финансовый год. В адрес финансового органа субъекта РФ информационный массив и статистические отчеты направляются как в целом по субъекту (сводные данные), так и в разрезе всех муниципальных образований, расположенных на территории данного региона и сформированных по ОКАТО. Аналогично в муниципальные районы информация направляется в целом по району и в разрезе муниципальных образований, входящих в состав района.

В целях неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса), информация представляется без признаков, позволяющих идентифицировать конкретного налогоплательщика, то есть без наименования юридического лица и ФИО физического лица, идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет в налоговых органах (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В свою очередь финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления направляют в территориальные налоговые органы сведения о налоговых льготах, установленных на региональном и местном уровнях по категориям налогоплательщиков, о муниципальных образованиях, их адресах и кодах по Общероссийскому классификатору административно-территориального деления. Такая информация необходима налоговым органам для исчисления налогов гражданам, своевременного учета поступлений доходов в соответствующие бюджеты и контроля сведений, представляемых налогоплательщиками в составе налоговых деклараций и других налоговых документах.

Кроме того, налоговые органы взаимодействуют с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (обычно это правительство субъекта). Для организации взаимодействия ФНС России рекомендовано типовое соглашение. На сегодняшний день соглашения заключены с органами исполнительной власти всех субъектов РФ. По соглашениям налоговые органы кроме сведений о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам представляют информацию о поступлении, задолженности, налоговой базе по налогам, образующим доходы федерального бюджета, результатах контрольной работы налоговых органов, сформированные в целом по субъекту РФ.

В Интернете

Для предоставления доступа к открытой налоговой информации неограниченному кругу пользователей с 2006 года управления ФНС России по субъектам РФ размещают отчетные данные по формам статистической налоговой отчетности, сформированные в целом по субъекту на своих сайтах в Интернете. Также статистические отчетные данные по 29 формам в целом по России и в региональном разрезе размещаются на сайте ФНС России. С 2013 года региональные управления налоговой службы на своих сайтах стали размещать информацию о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов, формирующих региональные и местные бюджеты в разрезе всех муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (приказ ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-1/936@), начиная с отчетных данных за 2012 год. При этом на сайте информация появляется раньше, чем в ходе информационного взаимодействия передается финансовым органам.

Программное обеспечение

Налоговые органы обязаны передавать данные в электронном виде. Такое требование установлено в пункте 5 Правил взаимодействия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. № 410. Другие способы передачи не преду­смотрены. Для организации информационного обмена ФГУП ГНИВЦ ФНС России разработан программный комплекс «Муниципальные образования» (ПК МО), о чем финансовые органы всех субъектов РФ были проинформированы. ПК МО предоставляет финансовым органам возможность принять, просмотреть, обработать информацию, полученную от налоговых органов, сформировать аналитические выборки по различным критериям.

Также на рынке информационных технологий имеются программы, представленные рядом других фирм, например:

  • программные комплексы «Бюд-жет-КС», «Бюджет КС для поселений», «Взаимодействие с ФНС», «Составление и исполнение доходов и расходов бюджетов субъектов, ЗАТО и муниципальных образований в технологии „клиент-сервер“», разработчик — ООО «Кейсистемс», город Чебоксары;
  • комплексная система автоматизации исполнения бюджета и управления бюджетным процессом «Автоматизированный центр контроля исполнения бюджета — Финансы», разработчик — ООО «Бюджетные и Финансовые Технологии», город Москва;
  • программные продукты «Парус. Муниципальный учет», «Администратор местных налогов», «Похозяйственный учет» (дополнительный блок к модулю «Администратор местных налогов»), разработчик — корпорация «Парус», город Москва;
  • «Мониторинг налоговых доходов (ФНС-65н)», разработчик — ОАО «Финтех», город Москва.

Если первоначально отдельные программы были разработаны исключительно для целей бюджетного учета, планирования и контроля, то впоследствии исходя из потребностей финансовых органов они были усовершенствованы для приема и обработки информации налоговых органов. Налоговые органы всех субъектов РФ располагают необходимым программным обеспечением и подготовленными специалистами для эффективного взаимодействия с финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Взаимодействие с муниципальными образованиями

Информация доводится до каждого муниципального образования. Компьютерная техника с программой Microsoft Excel для использования форм статистической налоговой отчетности о налоговой базе и структуре начислений по видам налогов и сборов имеется практически у всех муниципальных образований. Также наблюдается тенденция роста количества муниципальных образований, имеющих программные средства для получения и обработки информационного массива, предоставленного налоговыми органами. Одновременно многими субъектами РФ делается выбор в пользу централизации функций приема, обработки и использования ресурса налоговых органов на уровне финансовых органов муниципальных районов или министерств финансов субъектов.

Полагаем такие решения оправданными в условиях малочисленности администраций сельских и поселковых муниципальных образований и недостатка у них подготовленных работников для компьютерной обработки и анализа получаемой налоговой информации. Исходя из этого, можно назвать следующие схемы информационного взаимодействия, уже сложившиеся на практике.

1. Информация представляется непосредственно налоговыми органами (УФНС России или инспекциями ФНС России (далее — ИФНС России) во все муниципальные образования при наличии у них необходимого технического и программного обеспечения для ее приема и обработки.

2. Финансовый орган субъекта РФ на основании соглашения с УФНС России может принять на себя функцию доведения данных информационного массива и статистических отчетов до финансовых органов местных администраций, например, путем предоставления им удаленного доступа к единому хранилищу данных, где размещается информация, полученная от УФНС России. На практике эта схема развивается при наличии у финансовых органов местных администраций проблем в техническом оснащении и недостатке подготовленных специалистов.

3. Информационный массив и статистические отчеты могут доводиться налоговыми органами до муниципальных образований через финансовые органы муниципальных районов при делегировании последним соответствующих полномочий на основании соглашений ИФНС России с финансовыми органами муниципальных районов.

Из приведенных схем взаимодействия в последних двух случаях налоговые органы письменно извещают финансовые органы муниципальных образований о получении данных информационного массива и (или) отчетных данных налоговых органов по выбранной схеме.

При получении муниципальными образованиями информации через финансовые органы субъекта Российской Федерации или муниципальных районов налоговые органы в указанные муниципальные образования дублирующую информацию не направляют.

Сведения о фактических налоговых платежах

Финансовые органы большинства муниципальных образований в составе получаемого информационного массива хотят видеть сведения по начисленным и поступившим суммам налогов, задолженности не в агрегированном виде, а по каждому конкретному налогоплательщику. Но невозможность раскрытия данной информации налоговыми органами определена требованиями статьи 102 Налогового кодекса. Однако, используя положения действующего налогового законодательства, в ходе совместной практической деятельности налоговые органы и органы исполнительной власти отдельных регионов находят приемлемые решения этой проблемы. Так, статья 102 Налогового кодекса гласит, что общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика, не являются налоговой тайной. В целях владения информацией по каждому налогоплательщику правительства (например, в лице минфина) отдельных регионов инициировали процедуру представления в налоговые органы, например бюджетообразующими предприятиями, письменного согласия на передачу органам исполнительной власти субъекта сведений о фактических налоговых платежах. Органом власти субъекта может быть разработан стандартный текст такого заявления и рекомендован налогоплательщикам. Кроме того, законодательством РФ финансовым органам предоставлено право запрашивать интересующую их информацию непосредственно у налогоплательщика (ст. 6 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Поделиться