Версия для печати 9096 Материалы по теме
Горизонтальный мониторинг как степень высокого доверия

Горизонтальный мониторинг — новый способ расширенного информационного взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиком, основанный на доверии. Этот сценарий контроля предусматривает организацию совместной работы налогоплательщика и налогового органа, в процессе которой первый в режиме онлайн сообщает второму обо всех своих налоговых рисках, как бы советуется во избежание ошибок и их следствия — штрафных санкций. Горизонтальный мониторинг может быть введен только с согласия предприятия и оформлен заключением специального соглашения. В нашей стране практика такого вида контроля начала апробироваться в прошлом году. Предполагается, что применение метода горизонтального мониторинга также поможет сократить издержки на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и перераспределить ресурсы налоговиков для усиления контроля в отношении недобросовестных.

Выгодно власти — невыгодно налогоплательщику?

К сожалению, в России сложилось устойчивое мнение: если инициатива какого-то новшества принадлежит власти, значит, выгоду от его реализации гражданам и бизнесу ждать не приходится. То есть если ФНС предлагает горизонтальный мониторинг, в результате которого будет иметь свободный и постоянный доступ к информации предприятия о заключаемых сделках, значит, планирует повысить собираемость налогов. На самом деле соглашение о расширенном информационном взаимодействии не влечет за собой предоставления налоговых льгот. Но, как рассказала на VII Всероссийском налоговом конгрессе, прошедшем 30–31 мая в Москве, начальник Управления по досудебному урегулированию ФНС России Е. В. Суворова, налоговой службой уже несколько лет как взят курс на сближение с налогоплательщиком, создание простой и понятной системы администрирования, воспитание налоговой культуры у населения. Сейчас значительно упрощены все налоговые процедуры: регистрация нового бизнеса, подача деклараций, уплата налогов...

Важным шагом на пути к взаимопониманию, конструктивному сотрудничеству и обеспечению обратной связи стало создание сайта ФНС, на котором сейчас работает 35 онлайн-сервисов. Модернизирован и процесс контроля. Разработаны и опубликованы на сайте 12 критериев, определяющих степень вероятности допущения налоговых нарушений. Этот риск-анализ позволяет не проверять добросовестного налогоплательщика. Предприятие же, обратившись к критериям, самостоятельно может оценить, насколько возможна налоговая проверка.

Налоговой службой в 2011 году введена процедура досудебного разрешения споров, которая позволяет урегулировать разногласия с налогоплательщиками без судебного разбирательства. «То есть мы последовательно вырабатываем правила правового поведения, понятные и реально исполнимые для налогоплательщика», — подчеркнула Суворова. Горизонтальный мониторинг, по большому счету тоже являясь способом досудебного урегулирования споров, призван не устранить конфликт, а не допустить его, то есть работает на опережение, так как позволяет урегулировать все сложные вопросы еще до подачи декларации. В результате налоговая служба сможет разумно доверять добросовестному налогоплательщику, экономить на проведении проверок и анализов его деятельности, высвободив силы и средства для контроля за недобросовестным. В настоящее время ФНС России заключила соглашение о горизонтальном мониторинге с пятью крупнейшими российскими компаниями, но это только начало. Необходимо научить российского налогоплательщика видеть в налоговом инспекторе доброго товарища, который подскажет, как поступить в сложной ситуации, избежав нарушения действующего законодательства.

Если нечего скрывать

Решиться на заключение соглашения о расширенном информационном взаимодействии может лишь та компания, которая честно платит налоги и не боится постоянного наблюдения за своей финансово-хозяйственной деятельностью со стороны налоговых органов. Взамен она получает возможность снижения рисков за счет повышения предсказуемости налогового регулирования и оперативного получения толкования спорных вопросов налогового законодательства.

К примеру, 26 марта 2013 года соглашение о горизонтальном мониторинге подписала компания «Северсталь». «Я много лет работаю в области налогообложения, — рассказала начальник управления налогообложения ОАО „Северсталь“ О. Ваганова. — Что можно сказать о налоговых проверках? Каждая заканчивалась доначислением налогов на миллиарды рублей, но в результате мы платили от 6 до 7 миллионов. Мы оспаривали акты в суде, во многих случаях добивались своего. То есть каждая проверка — это много лишних действий...». В результате руководство предприятия справедливо посчитало, что компания создавалась не для ухода от налогов, скрывать ей нечего, поэтому постоянное информационное взаимодействие с налоговой службой пойдет только на пользу. «Мы не уходим от налогов, и это теперь можно посмотреть в реальном времени. В принципе нам важно, чтобы налоговая понимала, какая деловая цель у нас была при проведении тех или иных операций, почему те или иные сделки отражены именно таким образом. Это позволяет значительно снизить управленческие расходы», — отметила Ваганова. Раньше процесс общения с налоговой инспекцией занимал много времени. Налоговая — бумажку, предприятие — ответ. Сейчас все это происходит значительно быстрее. С момента заключения соглашения представители компании и межрайонной налоговой инспекции вместе собирались три раза. Все вопросы в основном решаются по мобильному телефону и электронной почте. Реализацию соглашения регламентирует протокол информационного взаимодействия, в соответствии с которым и строится вся работа:

  • на предприятии внедрена система SAP, в которой считаются налоги, и межрегиональная инспекция получила доступ к этой системе, к документам внутреннего контроля. Сотрудники налоговой входят в систему, загружают нужные им отчеты, то есть чувствуют себя полноценными пользователями;
  • недостающая информация предоставляется налоговым органам по запросам, не связанным с проведением камеральных проверок, а в рамках соглашения. Имеются общие обменники файлами;
  • согласованы принципы общения. Определены контактные лица, составлен список, по какому вопросу к кому можно обращаться. Обговорены периоды «молчания», когда ни налоговая не может обратиться на предприятие, ни предприятие в налоговую. Спорным был вопрос о том, должна ли «Северсталь», которая является ответственным участником в консолидированной группе налогоплательщиков, предоставлять информацию по другим участникам. В процессе обсуждения пришли к выводу, что информация по другим компаниям, входящим в группу, раскрываться не будет.

Введенный совсем недавно горизонтальный мониторинг как качественно новый уровень взаимодействия с налоговой службой уже дал свои результаты. Недавно ОАО «Северсталь» получило акт выездной проверки, которая проводится раз в два год, доначисления по ее результатам составили значительно меньшую сумму, чем обычно. То есть налоговые инспекторы уже не включили в акт доначисления, которые компания оспорила бы в судебном порядке. Поэтому уже сейчас специалисты по налогообложению «Северстали» отмечают, что увеличение налоговой нагрузки не произошло, а трудозатраты и связанные с ними расходы значительно снизились. По мнению представителей компаний, опробовавших новую систему взаимодействия, в дальнейшем следует закрепить норму о горизонтальном мониторинге в Налоговом кодексе, выделить в системе ФНС отдельную структуру, занимающуюся этим направлением, повысить культуру коммуникаций.

Поделиться