Проблема ограничений конкуренции и доступа к участию в госзакупках, связанных с искажением информации о торгах, оказалась в центре внимания рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ. В РИА «Новости» прошла презентация доклада на эту тему.
Результат работы над докладом, которая велась рабочей группой Экспертного совета в течение нескольких месяцев, был объявлен примером успешного конструктивного взаимодействия государства и общества. Генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) С. В. Габестро ее основную цель сформулировал так: «Чтобы злоумышленникам-снабженцам в Российской Федерации было все тяжелее нас с вами обманывать». Статистика обманов следующая. За весь 2012 год выявлено 662 закупки, имеющие признаки умышленного сокрытия информации, и еще 2,5 тыс. закупок, по мнению авторов доклада, требуют внимания. Совокупный потенциальный экономический ущерб составил 874 млн руб. Эксперты, по словам директора НП «Информационная культура» И. В. Бегтина, трудились кропотливо, но выявлено далеко не все. «Это большая работа, которая сделана процентов на 50», — добавил он.
Среди субъектов РФ в отрицательном «хит-параде» лидируют Республика Дагестан, Санкт-Петербург, Новосибирская и Московская области, а также Республика Башкортостан. На них приходится в общей сложности 49,1% случаев нарушений. В указанных регионах отсутствует эффективный административный контроль, предположил первый проректор Высшей школы экономики А. Т. Шамрин. Пятерка заказчиков, которые чаще других допускали нарушения правил размещения информации о закупках, выглядит так: министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Верховный суд Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан и Департамент здравоохранения города Москвы. Данными ведомствами было допущено 145 случаев нарушений.
Способов сокрытия или искажения информации о закупке хватает. Например, можно заменить в извещении на сайте буквы из кириллицы на аналогичные по написанию латинские или преднамеренно допустить опечатки и грамматические ошибки в ключевых словах, определяющих предмет закупки. Еще разделяют буквы в составе слова пробелами или иными знаками, заменяют буквы похожими по написанию цифрами. Подобные технические манипуляции не позволяют потенциальным исполнителям государственных контрактов увидеть объявления, поэтому такие закупки и получили название «слепые».
Оценивая масштаб проблемы, министр РФ М. А. Абызов назвал его «не ужасающим». Как вытекает из доклада, потенциальные потери бюджета в 2012 году от перечисленных злоупотреблений не превышали 0,15% общего объема средств, направленных на государственные закупки. «Система, наверное, работает не так уж и плохо», — сделал вывод министр. Но как совсем искоренить выявленные нарушения? Нужно развивать общественный контроль, следовало далее из выступления гендиректора НАИЗ, и страна должна знать своих «героев» поименно. Необходима и профессионализация экспертной деятельности, поскольку в России очень мало специалистов, готовых бесплатно посвящать свое время анализу процесса закупок.
Что касается обнаруженных нарушений, то единственным их последствием может стать привлечение виновных лиц к административной ответственности, сообщила начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Т. П. Демидова. Она заметила, что суды редко идут навстречу ее коллегам в тех случаях, когда антимонопольная служба пытается добиться расторжения уже заключенных контрактов. И не важно, что при этом спорный контракт на момент подачи иска может быть исполнен лишь частично. А со «слепыми» закупками эксперты предлагают бороться еще и путем разработки и внедрения технических способов мониторинга с возможностью немедленного уведомления контролирующих органов.