25 апреля 2024 года
Регистрация
№6 Июнь 2013 — 03 июля 2013

Развитие долгосрочного бюджетного планирования в РФ

Версия для печати 21981 Материалы по теме
Развитие долгосрочного бюджетного планирования в РФ

Сергей Георгиевич ХАБАЕВ, заведующий научно-исследовательской лабораторией «Исследование проблем общественных финансов» РАНХиГС при Президенте РФ, д. э. н.: "Необходимость внедрения долгосрочного бюджетного планирования активно обсуждается в России в течение последних нескольких лет. Первые шаги в этом направлении стали осуществляться в 2008 году, когда был разработан проект бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года и приняты методические указания по долгосрочному планированию расходов бюджета, которые определяли общий подход к составлению долгосрочных прогнозов бюджетных расходов".

Минфином России были определены следующие способы прогнозирования расходов на долгосрочный период:

• инерционный способ планирования. Способ предполагает, что состав расходов рассматриваемого вида остается в будущем в целом неизменным. При применении данного способа для каждого из видов расходов необходимо задать динамику соответствующих индексов (уменьшение, сохранение или рост в реальном выражении);

• нормативный способ планирования. Способ предполагает, что расходы определяются на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативно-правовых актах, с учетом изменения количественных факторов, оказывающих влияние на расходы;

• целевой способ планирования. Способ подразумевает целевой подход к планированию расходов, то есть должны быть установлены целевые показатели и их значения, которые необходимо достичь, а также мероприятия и затраты на их достижение;

• иные способы планирования. Под данными способами подразумевается в том числе проведение реформ в отрасли, касающихся как принципов предоставления услуг, так и механизмов финансирования. При этом прогноз расходов бюджета в плановых периодах рекомендуется определять раздельно по бюджету действующих и бюджету принимаемых обязательств.

Представленные подходы позволяют говорить о слабой методологической проработанности на сегодняшний день способов долгосрочного прогнозирования расходов бюджета. К проблемам внедрения долгосрочного бюджетного планирования в РФ следует отнести существующую систему прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ. Данный вывод основан на опыте внедрения бюджетного планирования на среднесрочную перспективу. Взаимосвязь прогнозов и среднесрочного финансового плана пока еще имеет преимущественно декларативный характер. Объяснением сложившейся ситуации является тот факт, что практика прогнозирования в современных условиях еще слабо отработана не только на уровне субъектов РФ, но и на уровне федерального правительства.

Обоснованность и достоверность прогноза являются важнейшими условиями при составлении перспективных целей и задач развития общества, разработке программ их реализации, определении путей и средств достижения конечного результата. Механизмы определения прогнозных показателей являются неотъемлемой частью долгосрочного бюджетного планирования, так как обосновывают предпосылки принятия управленческих решений на долгосрочную перспективу. В связи с эти становится актуальным анализ существующего зарубежного опыта в сфере бюджетного прогнозирования и адаптация данного опыта для внедрения в бюджетный процесс Российской Федерации.

В том же 2008 году распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Однако в данном документе отсутствует раздел, посвященный вопросам финансового обеспечения достижения намеченных стратегических целей и решения поставленных задач. Аналогичная ситуация сложилась и с утвержденными Правительством РФ стратегиями социально-экономического развития федеральных округов до 2020 года.

Мировой финансовый кризис отодвинул решение данного вопроса. При этом задача перехода к долгосрочному бюджетному планированию не потеряла своей актуальности, о чем свидетельствует последнее Бюджетное послание Президента РФ, где отмечено, что наряду с внедрением программного бюджета необходимо уделить внимание обоснованности механизмов реализации и ресурсного обеспечения государственных программ, их корреляции с долгосрочными целями социально-экономической политики государства. Инструментом такой корреляции должна являться бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, определяющая основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. Кроме того, согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов к основным целям бюджетной политики на 2013 год относится разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года.

Долгосрочное финансовое планирование

В настоящее время принят ряд государственных программ, ответственным исполнителем по которым является Министерство финансов РФ. В частности, одной из таких государственных программ является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 марта 2013 г. № 293-р государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами». В рамках данной государственной программы принята подпрограмма «Долгосрочное финансовое планирование». Цель подпрограммы — создание оптимальных условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости федерального бюджета. К задачам подпрограммы отнесены:

• снижение зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов;

• совершенствование системы выявления резервов увеличения доходной базы федерального бюджета и способов их мобилизации;

• достижение оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств федерального бюджета источникам их финансового обеспечения.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы «Долгосрочное финансовое планирование»:

• формирование федерального бюджета в рамках и с учетом долгосрочного прогноза параметров бюджетной системы, что обеспечивает стабильность, предсказуемость бюджетной политики, исполнение расходных обязательств;

• сохранение устойчивости федерального бюджета без наращивания государственного долга и применения мер бюджетной консолидации на трехлетний бюджетный цикл в случае падения цен на нефть до 80 долл. за баррель;

• формирование расходов в соответствии с предельными расходами федерального бюджета («потолками» расходов) на реализацию государственных программ Российской Федерации на срок не менее восьми лет.

Показателем же реализации подпрограммы является наличие долгосрочной (на срок не менее 12 лет) бюджетной стратегии.

Долгосрочная бюджетная стратегия

Долгосрочная бюджетная стратегия, разработка которой будет осуществляться в 2013 году, должна представлять собой документ, включающий долгосрочный (на срок более 12 лет) прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения государственных программ Российской Федерации с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития страны в долгосрочном периоде. Основной целью долгосрочной бюджетной стратегии станет определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей и результатов государственной политики, сформулированных в долгосрочной стратегии социально-экономического развития, других стратегических документах, и повышение эффективности бюджетных расходов.

Долгосрочная бюджетная стратегия должна содержать:

• основные параметры бюджетной системы Российской Федерации (с выделением федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов), уровня государственного и муниципального долга;

• основные положения бюджетной, долговой и налоговой политики Российской Федерации в долгосрочном периоде;

• предельные объемы («потолки») расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации (на срок до 12 лет);

• условия и параметры, характеризующие риски для бюджетной системы, формирование и обоснование мер по их предотвращению (минимизации).

Разработка долгосрочной бюджетной стратегии и включение ее с 2014 года в состав документов бюджетного планирования свидетельствуют о начале перехода от среднесрочного к долгосрочному финансовому планированию. Долгосрочное бюджетное планирование предполагается осуществлять в формате «скользящего периода». Данный формат включает:

• ежегодную корректировку долгосрочной бюджетной стратегии (без изменения ее временных горизонтов) при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

• продление каждые три года горизонта «потолков» расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации на три года (с переутверждением каждые шесть лет государственных программ Российской Федерации на новый 12-летний срок);

• утверждение новой долгосрочной бюджетной стратегии каждые шесть лет с продлением горизонта определения основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на шесть лет.

В рамках долгосрочной бюджетной стратегии предполагается определение предельных объемов расходов («потолков» расходов) по каждой государственной программе. «Потолки» расходов по госпрограммам будут формироваться в двух вариантах — базовом и дополнительном. При этом определены требования, предъявляемые к дополнительному варианту «потолков» расходов: во-первых, в нем не должно быть «длящихся» расходов, во-вторых, должны быть обеспечены более высокие, чем в базовом варианте, значения показателей и качественных характеристик достижения целей и результатов социально-экономического развития. Представленный подход жестко взаимоувязывает изменение объемов средств, выделяемых на государственную программу, с изменением определенных в ней показателей и качественных характеристик достижения целей.

Внедрение долгосрочного бюджетного планирования потребует соответствующего информационного обеспечения, которое позволит получать необходимые данные для формирования прогнозов, проектировок и проводить непрерывный мониторинг и прогнозирование параметров, определяющих долгосрочную устойчивость федерального бюджета. Основой системы информационного обеспечения должна стать государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Вопросы долгосрочного бюджетного планирования рассматриваются и в проекте Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Одним из направлений повышения эффективности управления общественными финансами является взаимосвязь документов бюджетного планирования с документами стратегического планирования. В настоящее время в Государственной думе рассматривается проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». В нем представлен перечень документов государственного стратегического планирования, к которым относится и долгосрочная бюджетная стратегия Российской Федерации. Формирование долгосрочной бюджетной стратегии согласно данному документу должно осуществляться с учетом:

• концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на основе стратегического прогноза;

• прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;

• стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочный период;

• бюджетных посланий Президента РФ Федеральному собранию, актов Президента РФ и Правительства РФ.

Долгосрочная бюджетная стратегия субъекта РФ

Наряду с документами государственного стратегического планирования, разрабатываемыми на федеральном уровне, предполагается разработка аналогичных документов и на уровне субъектов РФ, в перечень которых попадает долгосрочная бюджетная стратегия субъекта РФ. Поэтому в ближайшее время перед регионами встанет задача по разработке такого документа. В нескольких субъектах РФ уже приняты бюджетные стратегии на долгосрочный период. Это Брянская область, где утверждена долгосрочная бюджетная стратегия на период до 2020 года, Камчатский край с бюджетной стратегией до 2023 года и Ямало-Ненецкий автономный округ, в котором долгосрочная бюджетная стратегия утверждена до 2030 года. Формирование долгосрочных бюджетных стратегий осуществлялось в рамках принятых в данных субъектах РФ программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Анализ содержания данных стратегий выявил их определенные недостатки. Во-первых, большая часть материала в рассматриваемых стратегиях посвящена анализу сложившегося положения в сфере государственных финансов региона. Во-вторых, только в бюджетной стратегии ЯНАО определены угрозы бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций. Риски в бюджетной стратегии ЯНАО классифицируются на внешние и внутренние. К внешним рискам отнесены:

• падение мировых цен на углеводороды;

• развитие долгового кризиса в еврозоне;

• финансовая консолидация в США;

• замедление темпов роста экономики Китая;

• снижение конкурентоспособности товаров внутреннего производства вследствие вступления России в ВТО;

• повышение конкурентоспособности альтернативных источников энергии, а также развитие альтернативных технологий добычи углеводородного сырья (в том числе сланцевого газа);

• централизация части доходов бюджета автономного округа на федеральном уровне;

• реструктуризация основных налогоплательщиков;

• рост расходных обязательств (без адекватного дополнительного финансового обеспечения) бюджета автономного округа в результате решений, принятых на федеральном уровне.

К внутренним рискам отнесены:

• изменение стратегических приоритетов развития автономного округа;

• сохранение моноотраслевой струк¬туры экономики;

• отсутствие мотивации главных администраторов бюджетных средств к эффективному исполнению бюджета по расходам.

Определение в бюджетной стратегии только перечня рисков представляется недостаточным, необходима оценка влияния данных рисков на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджетной системы региона. Анализ рисков особенно важен для выявления перспектив развития государственных финансов в долгосрочном периоде. На наш взгляд, в бюджетных стратегиях субъектов РФ необходимо оценивать влияние следующих основных рисков:

• демографические риски. Старение населения ведет к росту социальных расходов, замедлению роста экономики и снижению доходов бюджета;

• экономические риски. В настоящее время существует зависимость доходной части бюджетов многих субъектов РФ от динамики общеэкономической конъюнктуры, вызванной ориентацией экономики этих регионов на отдельные отрасли — металлургию, машиностроение и т. п.;

• социальные риски. На современном этапе развития России вопросы пополнения, использования и справедливого распределения ресурсов государства являются особо актуальными. Перераспределительная функция бюджета связана с выравниванием доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону социального риска, обеспечение нетрудоспособных и т. д.). Высокая степень расслоения в обществе приводит к возникновению социальных рисков, которые в современной России достаточно велики и, по-видимому, будут существовать еще в течение длительного периода времени.

В-третьих, в рассматриваемых бюджетных стратегиях, к сожалению, не определены параметры бюджетов при возникновении различных сценарных условий. При разработке бюджетной стратегии субъектом РФ следует учитывать необходимость отражения в ней следующей информации:

• целей и задач бюджетной стратегии. Цели и задачи, определенные в стратегии, должны быть представлены по следующим направлениям: управление доходами бюджета, управление расходами бюджета и управление государственным долгом;

• анализа проводимой бюджетной политики и состояния государственных и муниципальных финансов в субъекте РФ. При этом анализ доходов, расходов и государственного долга следует дополнить результатами анализа мониторинга управления региональными финансами;

• механизмов реализации стратегии, а также системы мониторинга и оценки степени реализации стратегии.

Уровень разрабатываемой бюджетной стратегии в субъекте РФ будет в немалой степени зависеть от документов стратегического планирования, принятых в регионе. Анализ сформированных в настоящее время стратегий социально-экономического развития субъектов РФ выявил следующие проблемы:

• во многих стратегиях отсутствует обоснование миссии региона;

• анализ существующих формулировок миссий не способствует идентификации региона во внешней среде, не отражает специфику территории и не определяет приоритеты развития;

• в принятых стратегиях не осуществляется структурирование целей, использование метода «дерева целей» отсутствует практически во всех региональных стратегиях;

• стратегии лишь ограниченного перечня субъектов РФ содержат разделы, связанные с идентификацией рисков, отражающих негативные характеристики внешней среды;

• отсутствует вариативность в постановке целей и задач социально-экономического развития территорий и распределении ресурсов для их достижения, что не позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных стратегий развития.

В заключение следует отметить, что для внедрения долгосрочного бюджетного планирования в РФ необходимо развитие всей системы государственного стратегического планирования, в том числе и системы бюджетного прогнозирования на долгосрочный период.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно