Версия для печати 3713 Материалы по теме
СМО Свердловской области действует!

Михаил Семенович АСТАХОВ, председатель правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области», глава города Каменск-Уральского: «Ассоциация „Совет муниципальных образований Свердловской области“ создана в 2004 году в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Через год она отметит свое десятилетие. С чем идем мы к этому рубежу, какие проблемы удалось решить и над чем предстоит работать дальше?»

Вместе проще

Цели и задачи ассоциации на первый взгляд предельно просты:

  • организация взаимодействия органов местного самоуправления;
  • выражение и защита общих интересов муниципальных образований, в том числе представление интересов в органах государственной власти и негосударственных организациях;
  • обобщение опыта муниципального управления, повышение профессионального уровня глав муниципальных образований и муниципальных служащих и т. п.

Ранее каждый глава пытался решать свои проблемы самостоятельно, порою не задумываясь о том, что они типичны для большинства муниципальных образований и их легче решать, взаимодействуя друг с другом, то есть через ассоциацию. Нам удалось убедить своих коллег в необходимости выделять стратегически важные задачи и решать их совместно.

На территории Свердловской области расположено 94 муниципальных образования. Из них 68 — городские округа, пять — муниципальные районы, пять — городские поселения и 16 — сельские поселения. Кроме того, в регионе образованы территориальные межотраслевые исполнительные органы государственной власти — управленческие округа: Восточный, Западный, Южный, Северный и Горнозаводской. С целью оперативного и наиболее эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Свердловской области муниципальные образования распределены по этим округам. В каждом округе созданы общественные советы глав муниципалитетов, избираются председатели этих советов.

В апреле 2012 года на очередном отчетно-выборном собрании членов нашей ассоциации был избран новый состав правления. Правление ассоциации — это орган, который реализует решения общего собрания, ведет стратегическую и тактическую работу. При избрании правления был сохранен прежний подход: от муниципальных образований, расположенных на территории одного управленческого округа, в состав правления вошли по три представителя, в том числе председатель совета глав управленческого округа. У председателя правления — один первый заместитель и три заместителя, каждый из которых представляет свой управленческий округ. Таким образом, все муниципальные образования Свердловской области вне зависимости от степени их удаленности от административного центра — города Екатеринбурга и численности населения имеют равные возможности влиять на принятие важных для них решений. Все члены правления и его председатель работают на общественных началах. Для осуществления текущей деятельности и организационной работы действует администрация ассоциации в составе трех человек во главе с исполнительным директором.

Работа правления строится в соответствии с планом и решениями общего собрания ассоциации. В 2012 году проведено одно общее собрание членов ассоциации и девять заседаний правления, на которых рассмотрено более 30 вопросов. Среди них:

  • проблема охраны лесов в муниципальных образованиях Свердловской области;
  • проект закона Свердловской области «Об участии населения Свердловской области в охране общественного порядка»;
  • распределение субсидий местным бюджетам на реализацию государственных долгосрочных целевых программ;
  • организация на территории Свердловской области регулярных пассажирских перевозок автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения;
  • внесение изменений в действующее законодательство по осуществлению контроля и надзора за деятельностью органов МСУ;
  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и многие другие жизненно важные вопросы.

Вектор движения

Одним из приоритетных направлений деятельности ассоциации является ее участие в бюджетном процессе региона. Наши представители, являясь членами рабочих групп и согласительной комиссии по проекту бюджета, в обязательном порядке участвуют в подготовке соответствующих нормативных документов. Другим не менее важным направлением является повышение эффективности взаимодействия ассоциации с органами государственной власти Свердловской области, общественными организациями. Формы работы при этом разнообразны: это и организация учебы глав муниципальных образований с участием представителей министерств и ведомств Свердловской области, и совместный выпуск отраслевых информационно-методических сборников. Учитывая положительные отзывы глав муниципальных образований, муниципальных служащих, решения отчетно-выборного общего собрания, совместно с управлением методической работы и издательской деятельности правительства Свердловской области была продолжена практика организации учебных семинаров с участием руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Только в 2012 году проведено девять занятий, на которых рассмотрено более
40 вопросов. Их тематика говорит о том, насколько схожи задачи органов МСУ и исполнительных органов государственной власти Свердловской области:

  • формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемые в Свердловской области;
  • портал www.u2020.ru — единая информационная среда для взаимодействия общества, бизнеса и власти. Роль муниципальных образований в работе портала;
  • задачи муниципальных образований по привлечению инвестиций. Механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Свердловской области;
  • методика перевода муниципальных услуг на электронное межведомственное взаимодействие в рамках исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2011 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • международные и внешнеэкономические связи Свердловской области: возможности для социально-экономического развития муниципальных образований и т. д.

Принимая во внимание важность внедрения энергосберегающих технологий, руководство ассоциации инициировало проведение соответствующего семинара совместно с министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Семинар на тему «Реализация Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...“» состоялся 27 ноября 2012 года.

Соглашения о взаимодействии

Начиная с 2010 года Ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области» заключила ряд соглашений о взаимодействии. На территории региона продолжает действовать соглашение между администрацией губернатора Свердловской области и нашей ассоциацией по формированию кадрового состава, заключенное в 2010 году. В рамках взаимодействия ассоциации с исполнительными органами государственной власти Свердловской области также действует соглашение по обеспечению социальных и трудовых гарантий работникам системы образования. В конце 2012 года подведены промежуточные итоги исполнения данного документа. Стороны отметили, что соглашение выполняется практически по всем пунктам. В декабре 2012 года соглашение о совместной работе заключено со Свердловским областным союзом малого и среднего бизнеса, в феврале 2013 года — со Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей, в марте — с Управлением МЧС по Свердловской области.

Ведется работа с Уральской торгово-промышленной палатой. Налаживаются контакты с экспертным советом при правительстве Свердловской области. Кроме того, по инициативе ассоциации разработан и принят Закон «О полномочиях органов государственной власти Свердловской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Свердловской области». Главная задача такого взаимодействия — помочь муниципальным образованиям в выполнении программы создания новых рабочих мест и улучшить инвестиционную привлекательность территорий. В соответствии с поручением председателя правительства Свердловской области Д. В. Паслера на примере Невьянского городского округа разработаны модельные нормативные правовые документы по противопожарным мероприятиям в муниципальных образованиях региона. Одобренный юридической комиссией ассоциации пакет документов размещен на сайте ассоциации и отправлен во все муниципалитеты в качестве рекомендаций.

Издательская деятельность

Одной из форм деятельности нашей организации является издательская работа. С 2008 года ассоциация собственными силами выпускает информационно-методическое издание — общественный журнал «Муниципальная власть в Свердловской области» (полноцветное издание, 80 страниц). Журнал бесплатно распространяется по всем муниципальным образованиям Свердловской области, направляется в исполнительные органы государственной власти и в Законодательное собрание Свердловской области. Его предназначение — обобщение положительного опыта работы органов местного самоуправления, повышение профессионального уровня муниципальных служащих, что в конечном итоге направлено на повышение инвестиционной привлекательности территорий (http://smo.midural.ru/journal).

Ко Дню местного самоуправления — 19 апреля 2013 года — вышел в свет очередной тематический номер журнала. Рубрики «Официальная страничка», «Взаимодействие с МСУ» «Портрет муниципального образования», «Инвестиционный проект», «Реформирование ЖКХ» рассказывают о заключенных соглашениях и результатах их выполнения, путях взаимодействия органов МСУ с министерством экономики региона, передовом опыте территорий, потенциале северного форпоста Свердловской области — Ивдельского городского округа и о перспективах его развития. Также в журнале поднимаются вопросы модернизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области в целом.

Нерешенные задачи

О достижениях, конечно, можно говорить и дальше, однако есть нерешенные задачи. Что касается бюджетного процесса, то далеко не все наши предложения учитываются при формировании основного финансового документа региона. Разработанная совместно со специалистами муниципалитетов и минфином Свердловской области учебная программа для глав администраций и юрисконсультов муниципальных образований по повышению их профессионального уровня пока не реализована. Не налажена связь с ассоциациями регионов, входящих в Уральский федеральный округ.

Имеются некоторые недоработки и в организации взаимодействия органов МСУ в Свердловской области с органами прокуратуры. Исполнительная дирекция еще в 2011 году проанализировала ситуацию и сделала вывод, что в целом опыт взаимодействия органов МСУ в Свердловской области с органами прокуратуры является положительным и конструктивным, но тем не менее по-прежнему возникают проблемы, типичные для муниципальных образований области. Президент РФ В. В. Путин на январской встрече с представителями регионов и муниципальных образований сделал акцент на этом вопросе: «Практически на каждой встрече представители муниципальной власти говорят о несистемном, часто необоснованном и навязчивом внимании к ним со стороны контрольно-надзорных органов, о том, что подготовка справок и материалов для многочисленных проверок съедает массу времени и отнимает кадровые ресурсы... Никому не нужны проверки ради самих проверок... Одними санкциями и постоянным одергиванием муниципалитетов дело не поправишь...»

В настоящее время в прокуратуру Свердловской области направлен ряд предложений, цель которых повышение эффективности взаимодействия. Нашей ассоциации и впредь предстоит решать задачи в интересах муниципальных образований. Приоритеты те же: укрепление взаимодействия с органами государственной власти Свердловской области, повышение профессионального уровня муниципальных служащих и глав муниципальных образований, обобщение положительного опыта муниципального управления и т. п. Так что СМО Свердловской области действует!

Поделиться