Версия для печати 4654 Материалы по теме
Социальная страна

В последнее время в мире заговорили о сильных и слабых сторонах социальной поддержки в разных странах. В частности, о том, как и насколько государство должно поддерживать слабейших членов общества: инвалидов, стариков, детей. Считается, что одной из самых социальных стран в мире является Израиль.
Здесь изначально была сделана ставка на равенство и взаимовыручку. Правда, в последнее время все больше голосов стало раздаваться в пользу того, что помогать, конечно, нужно, но при этом не плодить иждивенцев. В статье мы рассмотрим, что же такое социально ориентированный бюджет по-израильски.

На уровне страны

В Израиле проживает около 8 млн человек, бюджет страны за прошлый год составлял на момент утверждения 91 млрд долл. (365,9 млрд шекелей). То есть все государство Израиль освоило бюджет почти вдвое больший, чем бюджет Москвы. Подробнее с цифрами и отчетами можно ознакомиться на сайте Министерства финансов Израиля (на иврите и английском) http://www.mof.gov.il.

Мы будем говорить только о бюджете страны на прошедший год, поскольку во время написания статьи новый бюджет обсуждался. Споры о нем привели к досрочным выборам в кнессет (парламент) и почти полной смене правящей коалиции, в которую вошли новые партии, обещавшие избирателям решительные меры по поддержке среднего класса, уменьшения налогового бремени, урезания дотаций ультрарелигиозным партиям и их электорату, а также снижения бюджетного дефицита. Собственно, именно дефицит бюджета (и способы его покрытия) стал официальной причиной роспуска парламента.

На политическую арену вышли новые партии, сменились почти все ключевые министры кабинета, но премьер-министром (именно он, а не президент управляет государством) остался Беньямин Нетанияху. Увы, оказалось, «перестановка мест слагаемых» не поможет и предвыборные обещания скорее всего останутся невыполненными: уже в 2013 году налоги вырастут, дефицит бюджета тоже, все выплаты и льготы сократятся и больше всего пострадают те, кто работает и исправно платит налоги. Иначе и быть не могло: слишком уж «социальным» становится государство и все сложнее ему выполнять бремя обязательств.

Но вернемся к совокупному бюджету на 2011 и 2012 годы (в Израиле принимается двухгодичный бюджет). Он стал самым социально направленным за последние годы. Около пятой его части потрачено на социальные нужды — образование, здравоохранение, пособия и бюджетные пенсии. Но все эти траты все равно не дотягивают до расходов на военные нужды страны, находящейся в столь проблемной зоне мира — на Ближнем Востоке.

Итак, на долю Министерства просвещения — второго в стране по величине бюджета после Министерства обороны приходится более 10% от бюджета страны — 38,5 млрд шекелей. Около 1,3 млрд шекелей за два года потрачены на строительство новых школ и ремонт старых. Кроме того, в 2012 году на высшее образование (у комиссии по высшему образованию отдельный бюджет) потрачено 7,46 млрд шекелей.

Бюджет Министерства здравоохранения в 2012 году составил 24,3 млрд шекелей, в том числе 7,3 млрд — расходы на государственные больницы. Совокупный бюджет Министерства науки и технологии и Министерства культуры и спорта в 2012 году составил 888 млн шекелей.

Министерство социального обеспечения получило 6,3 млрд шекелей в 2012 году, а Институт национального страхования («Битуах Леуми») — 31 млрд. Именно «Битуах Леуми» занимается в Израиле социальными проблемами, в том числе и пособиями. Отчисления в его бюджет делает каждый гражданин страны, достигший 18 лет, независимо от того, работает он или нет. «Битуах Леуми» с каждым годом выплачивает все большие суммы на пособия, и особенно быстро растет доля пособий по старости — несмотря на довольно высокую рождаемость, население Израиля стареет, хотя и не так стремительно, как в европейских странах. При этом пособие по старости выплачивается всем гражданам, достигшим определенного возраста (64 года — для женщин и 67 лет — для мужчин), независимо от их трудового стажа и выплат в пенсионный фонд. Средняя продолжительность жизни в Израиле согласно официальным данным, обнародованным недавно Центральным статистическим бюро страны, составляет 80,8 года.

Кроме того, следствием «социальности» Израиля можно считать то, что страна пособиями поддерживает жизненный уровень многодетных семей, религиозных граждан (число которых медленно, но верно растет), инвалидов. Большинство представителей этих категорий населения не работают, а значит, не платят налогов. Более того, оказалось, что люди, годами и десятилетиями сидящие на пособии, становятся основателями «династий бедняков» — нередко их дети стремятся только к тому, чтобы поудобнее устроиться на шее у государства. В результате получается, что в Израиле работает лишь треть трудоспособного населения, а количество «нетрудоспособного», ставшего таковым по разным причинам: старость, религиозность, многодетность, растет. Это не может не вызывать тревоги у налогоплательщиков, которые вынуждены содержать все большее количество своих сограждан, причем часть их них незаслуженно.

Говоря о налогообложении работающих граждан, стоит сказать, что в Израиле используется прогрессивная шкала исчисления подоходного налога. Это означает, что доход до определенной суммы (2 тыс. шекелей) не облагается налогом. Сумма больше минимальной делится на несколько уровней — налоговых ступеней. С каждой последующей ступенью ставка увеличивается: минимальный налог составляет 15%, максимальный — 50%. Кроме прочих социальных благ гражданин Израиля, официально работавший и потерявший работу, имеет право до полугода получать пособие по безработице, равное примерно 75% его среднего заработка за последний период.

Глобальная социальная поддержка гарантирована законами страны. Плюс каждый город или район дополнительно решает, какие льготы предоставить своим жителям. Например, есть закон о том, что дети с особыми потребностями должны получать соответствующее специальное образование независимо от того, в каком районе страны они живут. То есть, если необходимо, специальный автобус будет доставлять ребенка, допустим с ДЦП, в соседний город, если в его родном населенном пункте нет подходящей школы. Но вот как оборудована школа, сколько платят за нее родители и какие дополнительные уроки и услуги она предоставляет, это уже компетенция муниципалитета. Так, школьная продленка в одном городе может стоить вдвое дороже и при этом быть короче, чем в такой же городской школе, относящейся к более состоятельному муниципалитету.

Муниципальный бюджет

В Израиле 15 крупных городов, у каждого из которых собственный бюджет и собственный план развития. Все города в той или иной мере получают поддержку из государственного бюджета, причем чем более финансово успешен город, тем меньше поддерживает его государственная казна. Бюджет любого города состоит из двух непересекающихся частей. Первая — текущие расходы муниципалитета, план которых составляется на год: с 1 января по 31 декабря, вторая — многолетний бюджет развития города.

У этих двух бюджетов различные источники доходов. Бюджет текущих расходов состоит в основном из поступлений городского налога на недвижимость, который платят владельцы и арендаторы (как юридические, так и частные лица). Он обеспечивает половину доходов бюджета. Главный источник бюджета развития — поступления от налога на строительство, покупку и продажу земли и недвижимости частными компаниями.

Бюджет текущих расходов тратится в основном на образование, коммунальное хозяйство, здравоохранение, помощь малоимущим горожанам. Деньги из бюджета развития инвестируются в строительство дорог и общественных зданий (школ, детсадов, стадионов, муниципальных служб). Дополнительными источниками доходов для бюджета развития служит продажа имущества и прибыль от деятельности предприятий — «дочек» муниципалитета.

Если подвести итог, то окажется, что каждая из статей городского бюджета финансируется частично из бюджета страны и частично из муниципального бюджета. Так, крупные трассы и шоссе полностью содержатся за счет государства, а содержание внутригородских дорог государственный бюджет делит с городским. Обычное соотношение: 65% расходов — правительственные, 35% — муниципальные. Если городская казна богата, то расклад меняется: 55 на 45. Благо­устройство города и другие коммунальные нужды целиком финансирует местная власть. Вообще считается, что каждый мэр в большей степени поддерживает ту сферу, из которой он пришел. Если инженер, то уделяет особое внимание строительству и благоустройству, если социальный работник — социальным проблемам.

Но, не впадая в сантименты, можно сказать, что чем более высокий в городе уровень доходов населения, тем богаче сам город. Ведь безработные и социально незащищенные налоги почти не платят и, мало того, «бедные» районы почти всегда самые проблемные и криминогенные. Это значит, что основная задача хорошего мэра — привлечь в город «правильных» жителей — молодых работающих людей. Что нужно для них? Места работы, учебы и отдыха, благоустроенные жилые кварталы, хорошие дороги.

Бюджет одного города

В качестве примера построения городского бюджета мы можем рассмотреть казну курортного города Нетании, о котором мы уже писали на страницах «Бюджета». В 2013 году его бюджет составит 1,23 млрд шекелей, что на 7% (в абсолютных цифрах — на 84,4 млн шекелей) больше, чем в 2012 году. Эти деньги будут израсходованы, в частности, на развитие системы дошкольного, школьного и внешкольного образования (141,5 млн шекелей — на 18,5 млн больше, чем в прошлом году). Дополнительное финансирование позволит поддержать начавшуюся в стране реформу дошкольного образования, согласно которой дети с трех лет могут пойти в бесплатный муниципальный детский сад (раньше государство гарантировало бесплатные места лишь с пяти лет, до этого возраста за детей в основном платили родители).

Кроме того, 44 млн шекелей пойдет на социальную помощь нуждающимся семьям. Из этой же суммы планируется оплатить постройку дневного клуба для престарелых граждан, а также развитие кружковой сети матнасов (местных аналогов российских домов культуры) и молодежных клубов. Из этих же средств будет профинансировано создание дополнительных ставок социальных работников в муниципальной социальной службе. Собственно, это косвенная поддержка инвалидов и других нуждающихся.

40 млн шекелей из городского бюджета планируется также вложить в возрождение старого центра Нетании, в том числе в обновление главной площади города, которая станет первым в стране местом интерактивного отдыха. И 6 млн шекелей пойдет на озеленение и улучшение внешнего вида городских улиц.

Естественно, мэрия Нетании во главе с Мирьям Файерберг-Икар (одной из немногих в стране женщин-мэров, к тому же занимающей этот пост уже третью каденцию) стремится увеличить доходы городского бюджета. Став главой города, госпожа Файерберг-Икар сразу же обозначила свои приоритеты: привести в город промышленность и торговлю и обеспечить максимальное трудоустройство населения. Уже за ее первый срок на посту мэра бюджет города из дефицитного стал профицитным, были введены местные льготы для малого и среднего бизнеса и, как следствие, появились новые магазины, рестораны и отели. Кроме того, власти Нетании всеми силами привлекают в город инвесторов, в том числе и иностранных (среди которых немало российских). За последние годы было построено несколько новых благо­устроенных районов, что привело в город молодых успешных жителей и не только увеличило количество поступлений в казну городского налога на недвижимость, но и изменило состав населения. Так, город из проблемной в криминогенном плане провинции стал процветающим туристическим центром. Конечно, это не означает, что «проблемное» население уехало, но в процентном отношении его стало меньше, что автоматически повысило престижность города для жизни и инвестиций.

Поделиться