Версия для печати 1312 Материалы по теме
Вице-премьер О. Голодец поручила увеличить среднюю зарплату россиян до 28 тысяч руб.

Большинство россиян зарабатывают 16-29 тысяч рублей (это так называемая медианная зарплата). Зато средняя зарплата по стране (среднеарифметическое всех оплат труда — от самых низких до самых высоких) — почти на треть больше — порядка 28 тысяч рублей.

Разработать механизмы, которые позволят «подтянуть» медианную зарплату хотя бы до уровня средней должна рабочая группа, которая будет создана при минтруде по поручению вице-премьера О. Голодец.

Как отмечают эксперты, зарплату нельзя отделить от всех остальных экономических процессов в стране. А ситуация сейчас непростая.

На проблему низких зарплат надо смотреть как минимум с трех позиций — экономическое положение в целом, структура рынка труда и государственное планирование, считает советник Института современного развития Никита Масленников. Первое — экономика.

Но инвестиционный рост еще не начался. По итогам второго квартала на треть снизилась прибыль — сальдо финансового результата до вычета налогов на предприятиях. «В 2011 году показатель был 16 процентов ВВП, сейчас — меньше 10%», — уточняет Никита Масленников. За последние три года значительно выросли издержки — нагрузка на фонд оплаты труда. В этих условиях говорить о существенном повышении зарплат не приходится, считает эксперт. Государству надо найти золотую середину между нагрузкой на предпринимателей и интересами пенсионного и других соцфондов, поскольку снижение экономических показателей вкупе с ростом нагрузки на зарплату «способствует» уходу в тень, снижается пополнение бюджетов, наполнение соцфондов, растут соцрасходы.

«Сейчас идет повышение оплаты труда бюджетников. Считается, это должно дать позитивный импульс экономике: стимулировать потребительский спрос, а он стать локомотивом для экономики. Но последние данные показывают, что произошло насыщение, и потребительский спрос в России перестал быть драйвером. Зато повышение зарплат бюджетникам провоцирует рост инфляции. Это не значит, что не надо повышать, но каждый шаг должен быть четко просчитан на перспективу», — продолжает эксперт.

Еще одна проблема — отставание темпа роста зарплат от производительности труда, а повышение производительности невозможно без инвестиций.

Второй фактор — рынок труда. Последние три месяца наблюдается рост общей безработицы и, по мнению экспертов, он продолжится и осенью — в сентябре, октябре. Кроме того, растут структурные диспропорции на рынке труда.

«Число вакансий и безработных, зарегистрированных в службе занятости почти одинаковое. Это говорит о том, что нужны представители одних специальностей в конкретных регионах, а есть другие специалисты и в других местах. Такая ситуация держится много лет. А несбалансированность на рынке труда, как правило, приводит и к зарплатному дисбалансу», — продолжает эксперт. Мы не знаем, что на самом деле происходит на рынке труда, не можем спрогнозировать, как он изменится в перспективе, а значит, не можем полноценно управлять процессами, которые на нем происходят и будут происходить, добавляет эксперт. А для того, чтобы научиться это делать, государство должно научиться по-новому просчитывать варианты развития событий на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Тем не менее профсоюзы считают, что экономика экономикой, а с зарплатой в России, и правда, много несправедливостей, которые надо исправить. «Нигде в Европе нет такой разницы в зарплатах между менеджерами и работниками, как у нас. И разговоры о том, что у нас иные экономические реалии, несколько лукавые. Кризис показал — на некоторых предприятиях зарплату людям выплачивать переставали, а дивиденды собственникам — нет», — говорит секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков. Нужно вводить ограничения на кратность зарплаты между руководителями и рядовыми работниками, причем, касаться они должны не только государственного сектора, но и коммерческого, государству под силу это отрегулировать, предлагает он. И считает, что нужно дать больше возможностей профсоюзам для отстаивания интересов работников. «Начиная с того, что профсоюзам должна предоставляться информация об истинном социально-экономическом положении предприятия и заканчивая тем, что нужно обязательно пересмотреть процедуру организации забастовок», — говорит он.

Впрочем, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Смирнов не понимает, как можно указывать частному бизнесу, какие устанавливать зарплаты. «В бюджетной сфере — пожалуйста, на государственных предприятиях — не проблема. И государство занимается сейчас этими вопросами. Есть ограничения на кратность в зарплатах в бюджетном секторе, устанавливаются ограничения на «золотые парашюты, но реальный сектор экономики живет по другим правилам. Государство должно регулировать социальный пакет — гарантированный отпуск, больничный и другие права работников», — говорит он. А заработные платы в коммерческом секторе должны регулироваться через партнерские отношения между работодателями и профсоюзами, добавляет он.

Работодатели считают, что в первую очередь надо решить проблему минимального размера оплаты труда. «В минтруде есть рабочая группа по повышению МРОТ, и там в частности обсуждается вариант — минимальная зарплата должна соответствовать прожиточному минимуму в регионе, и мы согласны с такой постановкой вопроса», — говорит управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина. А это касается не только бюджетников и тех, кто работает в частном секторе, поскольку минимальная зарплата часто лежит в основе тарифных сеток в бизнесе, и если повысится МРОТ, то соответственно будут подтягиваться и другие зарплаты. Другое дело, что это должно происходить поэтапно и каждый раз учитываться реальное положение вещей в бизнесе. Если нагрузка будет увеличиваться без учета реальной ситуации в экономике, бизнесу придется оптимизировать кадры, чтобы иметь возможность платить зарплату нужного размера, добавляет Москвина.

Поделиться