Версия для печати 8274 Материалы по теме
Программно-целевое планирование бюджета

Роман Анатольевич ДУРЯГИН, министр финансов Мурманской области: в Мурманской области, как и во всех регионах РФ, определен ряд приоритетных направлений бюджетного развития.

Во-первых, это интеграция бюджетного планирования и процесса формирования и реализации долгосрочной стратегии развития области с помощью прежде всего полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности и соответственно программных бюджетов. Во-вторых, создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений как регионального элемента федерального проекта «Электронный бюджет» в целях последующего слияния с ним. И в-третьих, формирование единого информационного пространства, объединение информационных потоков, обеспечение открытости и доступности для населения информации о прошлой, текущей и планируемой деятельности публично-правовых образований по подготовке и исполнению бюджетов. Перечисленные направления развития были продиктованы как общими тенденциями бюджетного развития в Российской Федерации, так и назревшей необходимостью в увязке структуры и динамики расходов с целями государственной политики, стратегического планирования с бюджетным планированием.

Каждый рубль привязан к мероприятию

В первую очередь, исходя из поставленных задач и ориентируясь на уровень автоматизации бюджетного процесса, в регионе была создана рабочая группа с рядом подгрупп, в задачи которых входило:

  • построение взаимоувязанной системы целеполагания от стратегической цели до ее конечной реализации (услуг (работ, мероприятий), оказываемых населению);
  • формулирование целей программ, соответствующих приоритетам социально-экономического развития региона, полномочиям и сферам ответственности исполнительных органов государственной власти;
  • инвентаризация действующих целевых программ и определение перечня программ, реализующих систему целей. Разработка и корректировка их показателей, объемов и исполнителей;
  • мониторинг нормативно-методологического регулирования процесса программно-целевого планирования;
  • мониторинг введения данных в автоматизированную систему.

Исполнительные органы государственной (муниципальной) власти вели работу по формированию перечня услуг, определению методики расчета нормативных затрат, определению порядка формирования государственных заданий, описанию поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности), обоснованию потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы. Успешная реализация указанных задач возможна на базе мониторинга ввода данных в единую автоматизированную систему по программно-целевому планированию бюджета, которая объединяет всех участников процесса (финансовый орган, главные распорядители, учреждения) и позволяет, используя базу введенных данных, формировать целевые программы и государственные задания для бюджетных, казенных и автономных учреждений, осуществлять контроль их исполнения.

В результате проведенной работы областной бюджет уже два года формируется с применением программно-целевого принципа планирования. Важно, что данный процесс отражен не только в виде утвержденных на бумажных носителях целевых программ и соответствующих приложений к закону о бюджете, но и включает в себя огромный пласт работы всех участников бюджетного процесса в автоматизированном комплексе по программно-целевому планированию бюджета. Это позволяет с уверенностью заявить: каждый бюджетный рубль привязан к определенному мероприятию целевой программы, направленной на реализацию соответствующего направления развития региона с привязкой к показателям результатов деятельности. Деятельность органов власти регулирует модельная схема целеполагания, которая способствует эффективному и рациональному использованию бюджетных ассигнований, а также позволяет оптимизировать расходные обязательства, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях.

На сегодняшний день по каждому учреждению мы можем оперативно получить информацию, показывающую объем бюджетных ассигнований в разрезе кодов бюджетной классификации и расходных обязательств, объем бюджетных ассигнований в разрезе непосредственных результатов деятельности, объем бюджетных ассигнований по целям ведомства с указанием конечных результатов деятельности. Объем расходов, формируемых в рамках целевых программ в 2012 и 2013 годах, составляет 97–99%.

Внесены изменения в региональный Закон «О бюджетном процессе в Мурманской области», которыми предусмотрено утверждение в составе закона об областном бюджете бюджетных ассигнований в соответствии с направлениями деятельности органов государственной власти области.

Программно-целевой совет

Ориентация бюджетных расходов на обеспечение результативности деятельности государственных и муниципальных учреждений в высокой степени способствует развитию конкуренции государственных учреждений с негосударственными социально ориентированными некоммерческими организациями. Важным управленческим решением стало создание Программно-целевого совета Мурманской области в целях совершенствования процесса формирования целевых программ, повышения эффективности их реализации. В состав совета вошли представители Мурманской областной думы, в том числе ее председатель, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам, председатель комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности, руководители фракций политических партий.

Деятельность Программно-целевого совета регламентирована постановлением правительства Мурманской области. Основными его задачами являются:

  • оценка целесообразности разработки инициируемых целевых программ;
  • рассмотрение вопросов о распределении объемов бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ;
  • проведение процедур конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств;
  • рассмотрение предложений по внесению изменений в действующие целевые программы;
  • рассмотрение докладов о реализации целевых программ.

На начальном этапе работы собираются и формируются инициативные предложения о разработке и внесении изменений в целевые программы. Инициаторами данных предложений выступают депутаты и представители комитетов Мурманской областной думы, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, некоммерческие и общественные организации. Органы власти, осуществляющие политику в установленных сферах деятельности, собирают и обрабатывают инициативные предложения, выносят на публичные слушания проекты целевых программ. Далее в процесс включаются рабочие группы Программно-целевого совета, которые вырабатывают решения по вопросам формирования и корректировке целевых программ.

Такой формат взаимодействия исполнительной и законодательной власти позволяет избежать публичных противостояний и найти золотую середину при принятии решений по бюджету, так как еще до заседания законодательного собрания детально в рабочей обстановке с участием всех заинтересованных сторон происходит обсуждение предлагаемых к принятию (корректировке) расходных обязательств, рассмотрение целевых программ, в рамках которых принимается расходное обязательство; оценивается, как принятие расходного обязательства повлияет на достижение цели, заявленной в целевой программе.

На перспективу

В среднесрочной перспективе запланирована дальнейшая работа правительства Мурманской области по внедрению и совершенствованию программно-целевого метода планирования областного бюджета в целях эффективного и рационального использования бюджетных ассигнований областного бюджета, повышения уровня финансового планирования и контроля, эффективности деятельности органов власти. Планируется распространить данный опыт в муниципальных образованиях региона (муниципальных районах и городских округах), чтобы получить региональный срез по программно-целевому планированию как сегменту проекта «Электронный бюджет». Указанные направления нашли отражение в таких документах, как Концепция развития бюджетного процесса Мурманской области, Программа повышения эффективности расходов областного бюджета. Следует отметить, что на сегодняшний день в регионе обеспечено единое решение по обеспечению исполнения бюджета.

Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами предполагает открытость информационных систем, интеграцию имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов, интерактивный регламентированный доступ к информационным системам всех зарегистрированных пользователей независимо от их местонахождения, соблюдение правила однократного ввода данных и обеспечение их обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем. Для достижения поставленных целей предусмотрены создание регионального центра обработки данных, разработка и внедрение единой вертикально интегрированной автоматизированной информационной системы бухгалтерского учета организаций сектора государственного управления Мурманской области (ЕАИС БУ «Единый сервер»), обеспечение интеграционных взаимосвязей региональных автоматизированных информационных систем с государственной автоматизированной системой «Управление» (ГАС «Управление»), государственной системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Реализация указанных мероприятий и решение задач, направленных на формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами Мурманской области, позволит:

  • обеспечить полноценную автоматизированную поддержку единых процессов управления общественными финансами;
  • оптимизировать процессы управления общественными финансами за счет упрощения отдельных процедур в рамках единых автоматизированных информационных систем;
  • поддерживать стабильно высокое качество управления общественными финансами;
  • повысить прозрачность процессов управления общественными финансами за счет обеспечения интерактивного доступа всех категорий пользователей АИС как к агрегированным, так и при необходимости к первичным данным;
  • значительно повысить возможности по анализу финансово-экономической информации, прогнозированию и моделированию вариантов развития за счет снижения затрат времени на сбор, консолидацию и техническую обработку разрозненных данных;
  • обеспечить единую информационную базу для функционирования публичных интерактивных интернет-ресурсов (порталов и сервисов), ориентированных на обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами.

Единый портал бюджетной системы региона

Сегодня в министерстве финансов Мурманской области ведется работа над созданием Единого портала бюджетной системы Мурманской области, который благодаря автоматизации таких важных бюджетных процессов, как планирование и исполнение, позволит отразить:

  • общую информацию обо всех государственных и муниципальных учреждениях Мурманской области;
  • информацию о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, их активах и обязательствах;
  • информацию о государственных (муниципальных) заданиях;
  • информацию о планах финансово-хозяйственной деятельности и стадии их выполнения;
  • информацию о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм);
  • информацию об осуществляемых ГМУ государственных (муниципальных) закупках;
  • иную информацию об исполнении бюджета в доступной для населения форме.

Поделиться