Версия для печати 2321 Материалы по теме
Увеличение полномочий. Чем это грозит региону

Ольга Юрьевна СУЛИМА, министр финансов Нижегородской области: проблема, которую мы хотим обозначить, касается многих субъектов Федерации, за исключением разве что высоко-дотационных. Это сбалансированность региональных бюджетов на 2014 год.

В последнее время идет последовательное увеличение объема расходных обязательств региональных бюджетов посредством внесения изменений и принятия новых федеральных нормативных правовых актов. Уже сейчас на субъект возложено более 70% полномочий, а с передачей на региональный уровень финансового обеспечения дошкольного и дополнительного образования этот показатель увеличится до 90%. В 2012 году с местного на региональный уровень были переданы полномочия по содержанию учреждений здравоохранения. Для нашей области это вылилось в 4,5 млрд руб. В то же время потери областного бюджета от изменения законодательства в части создания консолидированных групп налогоплательщиков в 2012 году составили около 5 млрд руб. Из федерального бюджета дотацией на сбалансированность были компенсированы лишь около 700 млн руб.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2014 года за счет региональных бюджетов будут исполняться полномочия по финансовому обеспечению учреждений дошкольного и дополнительного образования. В результате вступления в силу указанных положений нагрузка на областной бюджет увеличится на 7 млрд руб. Для сравнения: НДФЛ, зачисляемый в 2013 году в местные бюджеты, составляет 19,3 млрд руб. Кроме того, на региональные бюджеты ложится основная нагрузка по реализации майских указов президента. Хотелось бы отметить, что «дорожные карты» нами согласованы с отраслевыми федеральными министерствами. По итогам 2012 года средняя заработная плата учителей достигла средней по экономике — 24 тыс. руб. По нашим расчетам дополнительные расходы областного бюджета в 2013 году в результате реализации указов составят 13,7 млрд руб., в 2014 году — 38,7 млрд руб., или 37,9% собственных доходов областного бюджета. Такого роста собственных доходов, наверное, не сможет обеспечить ни один регион. При этом, несмотря на то что объем расходных обязательств местных бюджетов из года в год значительно снижается, а областного увеличивается, перераспределения доходных источников между местными и региональными бюджетами Бюджетный кодекс не предусматривает. Самостоятельно урегулировать ситуацию путем перераспределения доходных источников мы не можем, так как в бюджеты муниципальных районов и городских округов НДФЛ передается по единым и дифференцированным нормативам в пределах 40%, что предусмотрено Бюджетным кодексом.

Частично обеспечить сбалансированность регионального бюджета возможно за счет сокращения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов по высокодотационным муниципальным районам. Но это неприменимо к бездотационным территориям — крупным городским округам, таким как Нижний Новгород, Дзержинск. В этих условиях невозможно качественно сбалансировать областной бюджет, тем более что ранее перед нами была поставлена задача по снижению дефицита и долговой нагрузки на бюджет. Кроме того, ежегодное изменение полномочий не позволяет сформировать межбюджетные отношения на среднесрочный период. Для того чтобы субъекты РФ и органы местного самоуправления смогли сбалансировать свои бюджеты на 2014 год, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части увеличения на 10% норматива отчислений от НДФЛ в бюджеты субъектов Федерации за счет снижения норматива отчислений в местные бюджеты.

P.S. «Бюджет» приглашает руководителей региональных финансовых органов принять участие в обсуждении на страницах журнала проблемы бюджетной сбалансированности.

Поделиться