Алексей Юрьевич ПОПОВ, директор проекта «Открытый бюджет» Фонда Кудрина, вице-президент ОАО «Сбербанк России», президент ОАО «Универсальная электронная карта»: успешно завершилась первая стадия реализации проекта «Открытый бюджет». Начинается очередной этап, основной задачей которого является привлечение новых участников проекта. Эта работа позволит значительно расширить рамки открытости бюджетных процессов, происходящих в регионах России.
Сегодня граждане России не имеют реальной возможности влиять на бюджетные процессы своего муниципального образования и региона. На это есть две причины: во-первых, закрытость информации, сложность ее восприятия для простого гражданина, во-вторых — отсутствие инструментов приема и обработки гражданских инициатив. На решение этих социально значимых вопросов направлен проект «Открытый бюджет», реализуемый Фондом Кудрина для поддержки гражданских инициатив. В рамках данного проекта в декабре 2012 года запущен одноименный портал «Открытый бюджет», расположенный по адресу www.budget4me.ru.
На первом этапе портал начал работать с 18 пилотными муниципальными образованиями из различных субъектов РФ. Среди них:
- города Белогорск и Свободный (Амурская область);
- город Волжский (Волгоградская область);
- Верхошижемский муниципальный район, Даровский муниципальный район, ЗАТО Первомайский, Слободской муниципальный район, город Слободской, город Вятские поляны, Орловский муниципальный район (Кировская область);
- муниципальный район Сосногорск, город Сыктывкар (Республика Коми);
- Мытищинский муниципальный район, Рузский муниципальный район (Московская область);
- Альметьевский муниципальный район, город Набережные Челны (Республика Татарстан);
- город Переславль-Залесский, Рыбинский муниципальный район (Ярославская область).
В рамках реализации первого этапа проведен комплекс мероприятий по трем ключевым направлениям.
1. Работа с пилотными муниципальными образованиями
На портал загружены данные о бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований пилотной группы за несколько последних лет, пояснительные записки и показатели результативности использования бюджетных средств. Разработан проект нормативно-правового документа муниципального образования, регламентирующий работу органов местного самоуправления по учету мнения граждан в направлениях расходования бюджетных средств. С помощью портала каждый гражданин может направить в Комитет гражданских инициатив обращение, жалобу или предложение, отследить процесс их рассмотрения соответствующим органом власти.
Инструментарий портала позволяет анализировать представленную информацию о бюджетах, фиксировать отклонения от плановых значений показателей, проводить сравнение по годам как в рамках одного муниципального образования, так и между муниципальными образованиями одного региона. Проводимая работа дает субъектам РФ дополнительные преимущества: при подключении к порталу «Открытый бюджет» всех муниципальных образований региона и соответствующей загрузке данных по бюджету на единую площадку появляется возможность проведения по показателям результативности единого регионального рейтинга муниципальных образований.
Следует подчеркнуть, что, публикуя все бюджеты и сопроводительные документы на портале «Открытый бюджет», муниципальное образование может не содержать собственный интернет-ресурс и при этом быть открытым, что отвечает новым тенденциям и стандартам. Таким образом, воспользоваться всеми инструментами и технологиями портала «Открытый бюджет» муниципальные образования — участники проекта могут без каких-либо бюджетных затрат.
2. Расширение функциональных и интерфейсных возможностей портала
Разработчики и эксперты проекта ведут постоянную работу над улучшением пользовательских и функциональных возможностей портала. В июне 2013 года вышла новая версия программного обеспечения. После обновления посетители портала увидели и новый дизайн. Более удобными стали процессы навигации, поиска необходимой информации, что позволяет упростить работу с большими объемами уже опубликованных данных. Для удобства работы добавлены разделы с актуальными и наиболее комментируемыми материалами, также значительно расширена интеграция с популярными социальными сетями. Чтобы оставить свой комментарий на портале, написать обращение в орган местного самоуправления, посетитель должен пройти процедуру простой регистрации на сайте. В новой версии портала пользователь работает через удобный личный кабинет.
В рамках проекта ведется постоянная работа по обучению граждан основам бюджетного процесса в стране. Разработаны учебные курсы, которые в интересной, очень доступной форме дают представление о сложных финансовых и экономических процессах. Все курсы собраны на специализированной учебной площадке портала, которая в новой версии портала стала значительно удобнее. Эксперты, работающие с порталом на постоянной основе, теперь получили возможность вести на платформе портала собственный информационный блог.
На портале «Открытый бюджет» появились динамически обновляемые экономические индикаторы в разрезе регионов (доходы налоговые и неналоговые, расходы, федеральная помощь, государственный долг региона). Таким образом, портал начинает выполнять функцию удобного и эффективного аналитического инструмента как для граждан, так и для профессионалов.
3. Работа экспертно-аналитической площадки
Экспертно-аналитическая площадка портала существует с февраля 2013 года. На этой площадке экспертам предоставлена возможность публиковать свои и комментировать чужие статьи о влиянии финансово-бюджетной политики на социально-экономическое положение российских регионов, об эффективности предпринимаемых институциональных реформ образования, здравоохранения, системы государственных закупок, государственных корпораций, а также материалы на многие другие темы.
В рамках проекта экспертами разработана система оценки прозрачности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Одна из частей данной системы включает рекомендуемые Министерством финансов РФ показатели для представления региональных и местных бюджетов в доступной для граждан форме.
В июне этого года экспертно-аналитическая площадка значительно расширила свои границы. Уже изъявили желание плотно работать на портале «Открытый бюджет» многие эксперты федерального и регионального уровней. Привлекаемые эксперты имеют свои взгляды на проблемы бюджетного процесса, подчас диаметрально противоположные. Мы рассматриваем это как преимущество: многообразие мнений позволит организовать интересные и достаточно острые дискуссии. Но самая главная цель работы такого экспертного сообщества не только осветить проблемы, понять причины их возникновения, но и предложить свои сценарии решения по выходу из сложившихся ситуаций.
Задачи второго этапа
Итак, первый этап реализации проекта успешно пройден. В июне 2013 года все субъекты РФ получили письма, приглашающие их муниципальные образования принять участие во втором этапе проекта на безвозмездной основе. Очередная группа муниципальных образований будет включать в себя 100 новых участников.
Работа по второму этапу предстоит очень серьезная и объемная. Функциональность портала постоянно расширяется: реализуется возможность ведения интерактивного диалога с гражданами путем сбора и обобщения предложений, поступающих от населения, свода наиболее значимых для населения проблем муниципального образования. Также в планах развития портала автоматизация сбора отчетности по системе оценки прозрачности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Проявленная в ходе реализации проекта «Открытый бюджет» активная позиция граждан по оценке деятельности государства в бюджетной сфере позволит акцентировать внимание государственных органов власти на наиболее острых социальных проблемах и рассмотреть возможности направления ресурсов государства на их решение.