В октябре российские регионы сконцентрировались на работе над своими бюджетами на 2014 год. Их верстка в нынешнем году проходит в условиях снижения доходов, вызванных падением объемов налоговых поступлений, перераспределения расходов и, в некоторых случаях, их сокращения и растущих дефицитов. Эти тенденции, как «средняя температура по больнице», нашли отражение в большинстве субъектов РФ. Замедление темпов ВВП России, мирового роста, в том числе, уже определяют как ситуацию в региональной экономике, так и параметры бюджетов на 2014 год и на плановый период
Трудные бюджеты
Бюджеты в разной мере столкнулись с определенными осложнениями. В Вологодской области не оправдался прогноз поступления в казну 2013 года собственных доходов в объеме 33,5 млрд рублей. Увеличения доходной части в 2014 году не предвидится, и расходные статьи нужно сократить, заявил губернатор Олег Кувшинников, уточнив, что урезаны будут, в первую очередь, расходы на капстроительство и долгосрочные целевые программы.
Губернатор Кировской области Никита Белых отметил, что бюджет будет крайне напряженным. Поступления из основного источника доходов — налога на прибыль — должны вырасти в сравнении с прошлым годом на 340 млн рублей, но увеличится и объем расходов.
В Томской области тоже планируют рост доходов и расходов — на 7,2 и 8% соответственно. Глава региона Сергей Жвачкин заявил, что проект областного бюджета будущего года сверстан исходя из умеренно оптимистичного сценария развития региональной и отечественной экономики.
В муниципалитетах, стремясь к повышению эффективности расходования, решают, какие статьи расходов бюджета-2014 не финансировать. Так, власти Самары намерены в следующем году сократить расходы на 22,5%. В первую очередь, на строительство и госуправление.
У «локомотивов» тоже проблемы
Регионы с высокими показателями качества жизни населения и развития экономики в нынешней экономической ситуации также оказываются перед необходимостью вносить коррективы в бюджеты.
Так, министр финансов Татарстана Мидхат Шагиахметов ссылается на проблемы стран еврозоны, от чего страдает экономики республики. В Европу идет заметная доля ее промышленной продукции. От изменений во внешней конъюнктуре рост ВРП Татарстана снизится.
О непростых условиях формирования бюджета Красноярского края на
Москва, показавшая по данным Организации экономического сотрудничества и развития в 2011 году более высокие темпы в сравнении с другими мировыми мегаполисами, также вынуждена сокращать расходы — на 140 млрд. В
Основные параметры бюджетов ряда регионов на 2014 год (в рублях)
Регионы |
Доходы |
Расходы |
Дефицит |
Москва |
1 486 млрд |
1 650 млрд |
164,8 млрд |
Санкт-Петербург |
404,5 млрд |
443,4 млрд |
3,0 млрд |
Татарстан |
138,7млрд |
14,1 млрд |
5,4 млрд |
Белгородская обл. |
54,8 млрд |
55,8 млрд |
1,0 млрд |
Красноярский край |
148,3 млрд |
171 млрд |
22,7 млрд |
Нижегородская обл. |
104,8 млрд |
115,5 млрд |
10,7 млрд |
Быстро растущий дефицит
Если рассматривать показатель дефицита, то самым большим (из рассмотренных нами регионов) он будет в Санкт-Петербурге (прирост за год более чем на 4 млрд в 2014 году), а также в Красноярском крае. В процентном отношении к планируемым расходам выше будет дефицит, опять же, в Красноярском крае — 13,3% от расходов, и в Кировской области — 11,6%. Большинство регионов имеет средний показатель —
Показатели дефицита в ряде регионов в 2014 году (в % от расходов)
Регионы |
Дефицит |
Красноярский край |
13,3 |
Кировская область |
11,6 |
Нижегородская область |
9,3 |
Санкт-Петербург |
8,7 |
Алтайский край |
6,6 |