Министр регионального развития Игорь Слюняев ответил на вопросы «Литературной газеты» о переносе офисов компаний на Дальний Восток, о привлечении инвестиций и развитии малых городов.
Перевод головных офисов сырьевых компаний из Москвы в регионы
Речь идет не о кампании по переселению из одних регионов в другие, а о создании хороших экономических и социальных условий для жизни там, где это выгодно государству. Территории не терпят пустоты. Нужно, чтобы люди селились компактно вдоль границ и побережья, с вахтовым освоением континентальной части.
В Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Сургуте 90% экономики составляет добыча минерально-сырьевых ресурсов. Что будет, когда ресурсы иссякнут? Из 180 тысяч нефтегазовых скважин, разработанных в Восточной Сибири, 80 тысяч — уже законсервировано. Это означает, что вся дорогостоящая инфраструктура — а на Севере ее создание и эксплуатация стоит сумасшедших денег — ляжет нагрузкой на бюджетную систему. Поэтому жить надо в традиционных местах расселения, а работать вахтовым методом. Так было и в Советском Союзе, так это происходит в мире (Аляска, Канада, Австралия).
Теперь что касается вертикально интегрированных компаний. Я считаю, что там, где добываются минерально-сырьевые ресурсы, где создаются рабочие места, добавленная стоимость, там (за исключением перевода какой-то части в федеральный центр) и должны в основном оставаться налоги. Что сейчас получается: из 7,3 трлн рублей экспорта за прошлый год почти триллион пришелся на Москву. Система справедливого распределения крайне необходима. Баланс интересов федерального центра и субъектов — это очень важная вещь, мы его пока не достигли.
Стимулирование инвестиций
Вы знаете, конъюнктурные доходы — от экспорта энергоносителей и минерально-сырьевых ресурсов — доминируют в нашей стране, они формируют бюджет, и за счет этих доходов мы сегодня живем. Обратные примеры? Конечно же, есть. В Центральной России 18 субъектов Федерации, из них только два являются донорами — это Москва и Липецкая область, все остальные — реципиенты. Всего в России девять регионов-доноров.
Неплохо и динамично развиваются Тюменская губерния, Сахалин, Челябинск, Астраханская область, Татарстан. Но в целом скорее тренд негативный. В распоряжении губернатора, когда он ведет переговоры по поводу создания нового производства, есть следующие рычаги: средства, чтобы создать инженерную инфраструктуру (это дороги, водоснабжение, газификация, канализация и др.), право субсидирования процентных ставок по кредитам и право предоставить каникулы по налогам и сборам (в основном по налогам на прибыль, имущество, землю).
В ходе борьбы за инвестора дело иногда доходит до неприличного: налоговые каникулы становятся все более протяженными, ставка налога на прибыль обнуляется, налог на имущество как источник доходов не рассматривается вообще в среднесрочной перспективе. Хотя налоги должны и возвращаться, и начисляться в тот момент, когда инвестор получает первую прибыль. В борьбе за инвестиции начинается нездоровая конкуренция с демпингом условий.
Малые города
Есть поручение президента о разработке федеральной целевой программы «Развитие малых городов России», и мы как раз сейчас работаем над подготовкой концепции этой программы. В Кабардино-Балкарии очень неплохие перспективы, хорошие дороги, высокий уровень газификации, хорошие трудовые ресурсы, более или менее стабильная экономическая ситуация. Около 8 тыс. рабочих мест даст только один проект «Этана» по глубокой переработке газового сырья.
Более трехсот моногородов и монопрофильных образований в России, 784 малых города — в них проживает около 12% населения страны. И, увы, универсального рецепта решения их проблем не существует. Для каждого монопрофильного образования, где 50% доходов бюджета приходится на одно предприятие или где одно предприятие дает не менее 25% рабочих мест, пришлось разрабатывать комплексный инвестиционный план. Правда, не удалось все профинансировать в 2013 году. Надеюсь, что в нынешний бюджет будет более щедрым. В бюджете страны только на меры по снижению напряженности на рынке труда в моногородах заложено более 10 млрд рублей.
Ранее
Доллар и евро обновили исторические максимумы
Слабый рубль и цены на нефть могут принести бюджету до 760 млрд рублей
Обзор законодательства. Пенсии населения направят на финансирование бизнеса
Ослабевший рубль даст госбюджету $28 млрд дохода