Государство — 04 марта 2014

Центр и регионы должны софинансировать госпрограммы субъектов в оптимальных долях - Минфин

Версия для печати 4342 Материалы по теме
Вопросы - о долгах бюджетов регионов
Центр и регионы должны софинансировать госпрограммы субъектов в оптимальных долях - Минфин

Заместитель министра финансов Леонид Горнин в интервью журналу «Финансы» ответил на вопросы о долгах бюджетов регионов, кредитах, более высоких ставках, заимствованиях и десяти главных должниках. Сайт www.bujet.ru публикует вторую часть этого интервью.

В.: Какие ограничения накладывают на субъекты РФ соглашения, о которых идет речь?

О.: Важнейшее из них — это согласование параметров бюджета с Минфином не только при первоначальном утверждении, но и при внесении любых изменений в течение финансового года. Кроме этого мы отслеживаем все направления, связанные с эффективностью предоставления налоговых льгот. Отмечается, что регионы, имеющие высокую задолженность, широко применяют этот инструмент, причем зачастую и неэффективно, и необъективно. Также внимательно мы мониторим расходы на субсидии юридическим лицам, например организациям в сфере спорта высших достижений.

Помимо этого ограничивается рост заработной платы государственных и муниципальных служащих и финансирование аппаратов управления в целом: сокращаются средства на содержание высшего должностного лица, аппарата губернатора, органов представительной и исполнительной власти не только на государственном уровне, но и на уровне муниципалитетов.

Мы считаем, что в настоящий момент назрела необходимость повышения ответственности регионов за неэффективную долговую политику. В связи с этим Минфин подготовил поправки в бюджетное законодательство, которые предусматривают следующее: в случае если просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам превысит 10% налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета, субъект РФ должен будет заключить с Минфином соглашение о мерах по восстановлению платежеспособности, утвердить план ее восстановления. Если же в течение последующих лет эти меры не приведут к сокращению просроченной задолженности, будет инициировано обращение в Администрацию Президента РФ с предложением об отрешении от должности руководителя региона. Аналогичные меры предусматриваются в отношении органов местного самоуправления с той лишь разницей, что в этом случае обращение последует на уровень губернатора и представительного органа муниципального образования.

В.: В одном из выступлений министр финансов РФ заявил, что нужно давать больше прав регионам в маневрировании бюджетными расходами. О каких конкретно правах может идти речь?

О.: Минфин России будет выходить в Правительство РФ с предложением о расширении прав губернаторов в отношении главного инструмента взаимоотношений с регионами — межбюджетных трансфертов. Кстати, это заложено в целях госпрограммы по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами*, за которую несет ответственность Министерство финансов РФ.

В последние годы была увеличена и, на мой взгляд, неоправданно доля межбюджетных трансфертов в форме целевых субсидий. Поэтому первая задача, которую ставит перед собой Минфин на ближайшие 3–5 лет, — постепенное замещение целевых субсидий дотациями, что даст губернаторам возможность самостоятельно определять направления использования полученных из федерального бюджета средств. При этом, естественно, повышается ответственность высших должностных лиц регионов за принятые решения. В первую очередь, такая мера сделает более гибкой расходную часть бюджетов субъектов РФ и даст большую степень свободы для проведения бюджетного маневра.

Вторая задача — движение в направлении сокращения количества субсидий и субвенций, что согласуется с программно-целевым подходом к формированию бюджетов. Задача гармонизируется с предыдущей, так как в итоге регионы будут получать субсидии не на конкретные объекты капитального строительства или инвестпроекты, а получать финансирование в виде консолидированных субсидий под достижение определенных целевых показателей. И уже губернаторы в рамках своих территориальных государственных программ должны будут расставлять приоритеты в направлениях расходования средств для достижения поставленных целей. Степень свободы в проведении бюджетного маневра несоизмеримо расширится, что очень важно.

Существующая на сегодняшний день зарегулированность — новые согласования любых изменений федеральных программ — ведет к замедлению уровня их исполнения и освоению бюджетных средств. И таких примеров немало.

Третья задача касается повышения эффективности социальной политики, в том числе и на уровне субъектов РФ. Президент РФ неоднократно говорил о необходимости использовать в ней принципы «нуждаемости» и «адресности». Чтобы помочь регионам выполнить эту задачу, необходимо на федеральном уровне закрепить соответствующие положения, которые позволили бы уже сейчас органам исполнительной власти субъектов РФ реализовать эти решения. Однако следует понимать, что с помощью этих мер, во-первых, повысится эффективность расходования бюджетных средств, а во-вторых, и это самое главное — повысится уровень справедливости в предоставлении государственной социальной поддержки тем, кто в ней действительно нуждается. Такая поддержка должна носить ярко выраженный адресный характер.

Уже перечисленные и некоторые другие меры, по мнению Минфина, расширяют права губернаторов в области бюджетной и социальной политики, что должно дать положительные результаты в повышении устойчивости региональных бюджетов.

Также одним из элементов повышения эффективности бюджетной системы станет расширение прав регионов в межбюджетных отношениях с органами местного самоуправления. Например, рассматривается предложение о предоставлении субъектам права закреплять дифференцированные нормативы по штрафам за муниципалитетами, чтобы вовлечь их в эту работы и повысить мотивацию для получения дополнительных доходов в местные бюджеты.

В.: Консолидация некоторых субсидий и субвенций должна была быть осуществлена еще в прошлом году. Сейчас эта задача по-прежнему на повестке дня?

О.: Работа идет непросто. Но уже есть промежуточный результат — в частности, по консолидации субсидии в области здравоохранения. Проведена работа и по консолидации субвенции. По первоначальному варианту включалось 9 субвенций по контрольно-надзорным функциям. Так что первые шаги по предоставлению прав губернаторам по принятию самостоятельных ответственных решений по приоритизации расходов уже сделаны.

Бюджетная стратегия-2030 ставит задачу: одна госпрограмма — одна субсидия, которая должна быть решена к 2020 году. Мы считаем, что большинство межбюджетных трансфертов должны быть подчинены этой идеологии.

В.: Определено ли какое-то оптимальное соотношение долей софинансирования федеральным и региональным бюджетам государственных программ субъектов РФ?

О.: Процесс объединения субсидий и субвенций, переход на объединенные межбюджетные трансферты в целях повышения эффективности исполнения бюджетов субъектов РФ и предоставления большей бюджетной свободы губернаторам никак не связано с уровнем софинансирования. На его паритет между сторонами, на мой взгляд, должны влиять два основных фактора. Один из них — стимулирующего характера: чем выше результат, достигнутый в рамках соответствующей госпрограммы, тем ниже доля софинансирования со стороны региона. Второй фактор — это уровень бюджетной обеспеченности региона. Этот фактор будет существовать всегда, ибо различия между российскими регионами — неравномерное распределение производительных сил, природные условия и т.д. — в обозримом будущем не исчезнут.

Сейчас Минфин России вышел в Правительство РФ с предложением пересмотреть условия предоставления финансовой помощи регионам в виде субсидий, существенно понизив долю финансирования со стороны регионов. Это вызвано тем, что субъекты РФ не могут поддерживать такой же высокий уровень финансирования, как это было в предыдущие годы, особенно учитывая необходимость приоритизации расходов, связанных с социальными обязательствами, — повышением оплаты труда работников бюджетной сферы, строительством детских дошкольных учреждений, переселением из аварийного жилья, т.е. с выполнением майских указов Президента.

В.: Леонид Владимирович, что бы Вы хотели сказать своим коллегам из регионов со страниц нашего журнала?

О.: Понимаю, что нашим коллегам сейчас нелегко — приходится осуществлять приоритезацию и оптимизацию расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов, проводить непопулярные решения в области социальной политики, реализовывать меры, связанные с повышением эффективности бюджетной сети. Но от эффективной и ответственной политики руководителей финансовых органов субъектов РФ зависит успех в достижении устойчивости и региональных бюджетов, и всей бюджетной системы в целом.

Первая часть интервью Л.Горнина

Ранее

Черный понедельник: Рынок немного поднялся после потери 62 млрд

Расширение прав губернаторов повысит устойчивость местных бюджетов — Л. Горнин

Доллар и евро, ставят новые рекорды

Поделиться