Более 70% крупных государственных контактов (на сумму свыше 1 млрд рублей) заключается в России с признаками ограничения конкуренции. К такому выводы пришли в Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ).
Итоги мониторинга эксперты НАИЗ представили после анализа госзаказов на сумму свыше 1 млрд рублей, размещенных на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru в 2013 году. За прошлый год было проанализировано 233 закупки на общую сумму более 574 млрд рублей.
Как отмечают авторы исследования, по сравнению с 2012 годом заказчики стали готовить документацию качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. Для сравнения: за последний квартал 2012 года вопросы экспертов вызвал 71% рассмотренных госзаказов (80 из 112), в то время как в 2013 году признаки ограничения конкуренции обнаружены уже в 38% случаев (88 из 233 процедур).
Неполный пакет документов
Самым популярным способом ограничения конкуренции является размещение неполного пакета документов, что мешает потенциальному поставщику получить полное представление об условиях сделки. Таких нарушений выявлено в 27% всех проанализированных закупок. При этом большинство заказчиков после высказанных замечаний либо добавили недостающую документацию, либо отменили закупку, и разместили ее заново согласно всем требованиям.
Установка сжатых сроков поставки продукции
Еще один популярный способ ограничения конкуренции — установление предельно сжатых сроков для осуществления сделки, что лишает независимых поставщиков шансов на заключение контракта. Такую схему использует Минздрава. В 2012 году ведомство проводило серию дорогих закупок медикаментов, в которых были указаны сжатые сроки поставки (менее месяца) в 95 мест по всей территории страны. При нарушении сроков поставки были предусмотрены значительные штрафы для поставщика в размере 10% от стоимости недопоставленного товара. «Чтобы выполнить такой контракт, нужно заранее закупить необходимое количество только что изготовленных медикаментов, так как дополнительно установлены требования по сроку годности продукции», — комментируют в НАИЗ.
Комментарий генерального директора НАИЗ Сергея Габестро:
«Мониторинг сверхдорогих контрактов НАИЗ проводит с начала 2012 года. За это время наши эксперты проанализировали более 500 госзакупок. В результате мы видим, что благодаря вниманию общественности ситуация постепенно улучшается. [...] Наша ассоциация последовательно поддерживала переход от
Напомним, что согласно закону о ФКС, вступившему в силу с начала года, каждый госконтракт на сумму свыше 1 млрд рублей должен пройти обязательную процедуру общественных обсуждений. По данным Высшей школы экономики, ФКС позволит государству сэкономить более 1 трлн рублей.
Ранее
Государство в 2013 году на госзакупках потеряло 265 млрд руб — исследование