За три недели до старта Федеральной контрактной системы (ФКС) чиновники и эксперты продолжают комментировать перспективы изменений в законодательстве, которые вступят в силу в начале 2014 года. С одной стороны, отмечаются данные о значительной экономии средств благодаря ФКС, с другой — говорится об увеличении нарушений в сфере госзакупок, оборот в которой оценивается в объеме около 20% ВВП. Эксперты отмечают безусловные плюсы ФКС — появление антидемпинговых мер, реестра банковских гарантий, возможности уже при исполнении контракта менять объем товаров, работ и услуг до 10%.
ФКС сэкономит более 1 трлн рублей
ФКС, по данным Высшей школы экономики, позволит государству сэкономить более 1 трлн рублей — около 20% от консолидированного госзаказа (в 2012 году — 5,9 трлн рублей, за 11 месяцев 2013 году — 5,3 трлн), отмечает директор Института анализа предприятий ВШЭ Андрей Яковлев.
Легализация незаконных доходов довольно часто связана с госзакупками
Между тем Национальный платежный совет (НПС) опросил 100 российских банков, чтобы выяснить, какие отмывочные схемы используют их клиенты и изменился ли их масштаб. Операции по отмыванию незаконных доходов, полученных от госзаказчиков, вошли в тройку наиболее распространенных схем. За них, как пишут «Ведомости», «проголосовало» 69% банкиров — почти вдвое больше, чем в 2012 году. По наблюдениям банкиров, борьба государства с легализацией пока мошенников не остановила. Риски таких преступлений в банковской системе и в национальной платежной системе прежние, считают 65% и 67% респондентов соответственно.
Оборот средств в сфере госзакупок — около 22% ВВП
Тему госзаказа поддержала Госдума, которая провела дискуссию на круглом столе. На нем председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок Антон Назаркин привел статистику, свидетельствующую о том, что оборот средств в сфере государственных закупок составляет около 22% от ВВП России. С июля 2012 года по июль 2013 года в России совершено более 2,3 млн процедур в сфере госзакупок на сумму более 6 трлн рублей. Заказы разместили более 236 тысяч организаций. Часть заказов была размещена неоднократно.
Оставшиеся непроработанными вопросы
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, в свою очередь, высказал свое мнение по поводу ФСК. Он считает, что закон до конца не был проработан по части достаточно важных вопросов, что может негативно сказаться на его реализации на практике. «В законе не учтены основные рекомендации экспертов по борьбе с коррупцией. В частности, это обоснованность и целесообразность закупки. Также не понятен механизм ответственности, если заказана ненужная вещь или услуга. Кто в этом случае отвечает?», — сказал corp.cnews.ru К.Кабанов. — «С другой стороны, это не означает, что не нужно мониторить, как он начнет работать, и совершенствовать его. Надо запускать общественные механизмы, чтобы пытаться сделать его максимально понятным».
Подходы к контролю
Закон о ФКС, по словам Артема Лобова, замначальника управления контроля размещения госзаказа ФАС, мнение которого приводят «Ведомости», серьезно расширяет сферу регулирования законодательства о закупках. «По аналогии с контрактной системой США введены планирование и период контрактации исполнения госконтракта. Безусловно, это скажется на изменении системы контроля». К прежним двум основным органам — ФАС и Рособоронзаказ, а также к контролирующим органам субъектов Федерации и муниципалитетов (в части региональных закупок). Теперь к ним присоединяются Казначейство, Счетная палата, и появится новое ведомство в системе контроля — Росфиннадзор, которое будет следить за нормированием, планированием, обоснованием начальной максимальной цены контракта и самое главное — его исполнением. Сейчас идет активная работа над подзаконными актами. Затем главной задачей станет отработка взаимодействия контролирующих органов в связи с изменением законодательства«. У ФАС есть соглашение с Рособоронзаказом, готовит аналогичное с Росфиннадзором. «Надо вырабатывать единые подходы к контрольным мероприятиям, в первую очередь по обмену данными, со Счетной палатой и Росфиннадзором».
В контрактной системе много неисполнимых норм
Как полагает Екатерина Лезина, председатель правления НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», в ФСК есть очень много пробелов, неисполнимых норм. Например, требование, чтобы с 2016 года у специалистов контрактной службы было специальное высшее образование. Но эта программа только должна быть разработана и сертифицирована, так что, очевидно, это неисполнимая норма. В законе о контрактной системе заложены противоречивые цели. С одной стороны, наконец появилась возможность использовать антидемпинговые меры (например, повышать размер обеспечения контракта, если цена подрядчика ниже минимальной на 25 и более процентов при контракте на 15 млн рублей — «Ведомости»). С другой стороны, в проекте постановления о методике оценки заявок повышается вес ценового критерия, за самую низкую цену — 100 баллов. При том, что раньше 100 баллов давалось только за цену 0 рублей, а не за самую низкую. То есть, выходит, мы и боремся с демпингом, и стимулируем его.
Е.Лезина также отмечает, что есть проблема, связанная со строительными тендерами. Существует проект распоряжения правительства, который утверждает перечень товаров, работ и услуг, размещаемых путем проведения электронных аукционов. В нем осталось строительство — до 150 млн рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и до 50 млн — для остальных регионов. Но пропал один момент — предквалификация. По действующему пока еще закону о госзакупках она возможна в некоторой форме при контрактах дороже 50 млн рублей: хотя бы спрашиваем участников конкурса, а какие подобные работы они ранее выполняли.
О ценовых преференциях российским металлургам при госзакупках
Примечательно, что недавно Минэкономразвития в лице замминистра Сергея Белякова высказалось против предложения ФАС обеспечивать ценовую преференцию российским металлургам при госзакупках. «МЭР не поддерживает эту идею. Она противоречит концепции по снижению издержек естественных монополий и компаний с госучастием», — сказал он. И добавил, что такое противоречивое поведение властей, когда они высказывают противоположные друг другу намерения, очень негативно влияет на привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов.
Продолжение темы см. 12 декабря
Ранее
Отбор чиновников будет усовершенствован
Минфин рефинансировал бюджетные кредиты регионам на 40 млрд рублей
Рост ВВП возможен при жестком бюджете и форсированно-целевом сценарии — мнение министров