Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, аналитик Центра исследования бюджетных отношений
В 2013 году были внесены значительные изменения в бюджетное законодательство касательно государственного (муниципального) финансового контроля (далее — Г(М)ФК). В частности, статьей 267.1 БК РФ определено четыре метода осуществления контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Применение каждого метода имеет свои особенности, но метод «обследование» наиболее спорный из представленных. Согласно пункту 4 статьи 267.1 БК РФ обследование — это анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Иных норм, позволяющих однозначно понять, что такое сфера деятельности объекта контроля в целях Г(М)ФК, БК РФ не содержит. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» вызывает еще больше вопросов в отношении данного метода:
обследование является самостоятельным методом Г(М)ФК. В то же время, согласно вышеуказанному постановлению, оно проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий);
с одной стороны, во время обследования могут проводиться исследования и экспертизы с использованием технических средств, с другой — во время выездных проверок (ревизий) проводятся контрольные действия путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю;
по результатам обследования может быть назначено проведение выездной проверки (ревизии). Во время выездной проверки (ревизии) может быть назначено проведение обследования.
Таким образом, в процессе применения метода «обследование» могут возникнуть сложности трактовки норм права. Поэтому для уточнения спорных вопросов потребуются дополнительные разъяснения компетентных органов.