По информации Минфина России, долг субъектов РФ и муниципальных образований вырос за 2013 год более чем на четверть и по состоянию на 1 января 2014 года превысил 2 трлн руб.
В целом по стране (за исключением нескольких регионов) долговую нагрузку на бюджеты можно оценить как относительно умеренную. По состоянию на 1 января 2014 года отношение объема государственного и муниципального долга к величине доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (МО) за 2013 год за вычетом безвозмездных поступлений составило менее 31%, а доля расходов на обслуживание долга в совокупном объеме расходов бюджетов в 2014 году — 0,85%.
Обращают на себя внимание различия в динамике государственного и муниципального долга. Так, субъекты РФ в прошедшем году агрессивно наращивали масштабы задолженности: объем привлечения ресурсов (кредиты, ценные бумаги, бюджетные кредиты) в 1,6 раза превзошел объем погашения; государственный долг в результате вырос почти на 29%. МО привлекли ресурсов лишь на 22% больше, чем погасили, а объем муниципального долга увеличился менее чем на 18%.
Бюджетная система МО в гораздо меньшей степени испытывает давление долговой нагрузки: отношение долга к объему доходов их бюджетов за вычетом безвозмездных поступлений в 1,5 раза ниже, чем соответствующий показатель для субъектов РФ, а доля расходов на обслуживание долга в общем объеме ресурсов — в 2,5 раза ниже (по состоянию на 1 января 2014 года). Это свидетельствует о том, что у муниципалитетов более взвешенная политика управления муниципальным долгом, чем политика управления госдолгом у субъектов РФ.
Г. О. ТАРАКАНОВ, заместитель начальника управления развития бизнеса департамента государственных финансов ОАО «СМП Банк»