Версия для печати 1911 Материалы по теме
Татарстану необходимо создание и развитие конкурентоспособных производств
Стратегическое развитие Татарстана: точки роста  и приоритетные проекты

Цель стратегии развития Республики Татарстан — формирование экономики, адекватной XXI веку и интегрированной в мировую эконо-мическую систему. Для этого необходимо создание и развитие конкурентоспособных производств.

Татарстан является одним из лидеров Российской Федерации как в социальной сфере, так и в экономике. Здесь добывается более 6% российской нефти и сосредоточена почти половина производства полиэтилена и синтетических каучуков. В республике выпускается каждый третий российский грузовик и каждая третья шина. На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в первую десятку регионов с наивысшим инвестиционным потенциалом.

Вместе с тем в 2013 году мы столкнулись с замедлением роста: темп роста ВРП составил 102%, индекс промышленного производства — 101,2%, в сельском хозяйстве из-за неблагоприятных погодных условий произведено на 2,2% меньше продукции, чем в 2012 году. На фоне замедления экономического роста наблюдается усиление конкуренции за рынки сбыта, инвестиции и интеллектуальный капитал.

В таких условиях важнейшими направлениями развития являются модернизация предприятий в базовых отраслях экономики, опережающее развитие новых инновационных секторов, формирование благоприятного делового климата, совершенствование государственных институтов. Эти направления определены в качестве приоритетных в разрабатываемой Стратегии развития республики до 2030 года. Конечной целью стратегии является формирование экономики, адекватной XXI веку и интегрированной в мировую экономическую систему.

Модернизация и бережливость

Основной вектор модернизации базовых отраслей экономики направлен на формирование и развитие конкурентоспособных производств. В Татарстане успешно реализуется ряд крупнейших проектов, ориентированных на использование инновационных технологий и освоение все более высоких переделов производства. Базовыми для промышленности являются нефтегазохимический и машиностроительный сектора.

Компания «Татнефть» реализует уникальный проект по строительству комплекса нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске — «ТАНЕКО». С выходом первой очереди на проектную мощность объем переработки нефти на «ТАНЕКО» достиг 7 млн тонн. В планах компании — строительство второй очереди с доведением объемов переработки до 14 млн тонн. На заводе «ТАИФ-НК» начаты работы по проекту строительства комплекса глубокой переработки тяжелых остатков, который позволит довести глубину переработки сырья до уровня не менее 95%. ОАО «Нижнекамскнефтехим» реализует крупномасштабный проект по строительству олефинового комплекса мощностью 1 млн тонн в год по выпуску этилена. Его реализация будет способствовать организации современных производств пластмасс, каучуков и изделий на их основе.

ОАО «КАМАЗ» в сотрудничестве с Daimler начало реализацию новой модели магистральных тягачей, конкурентоспособных на мировом уровне и соответствующих актуальным нормативным требованиям. Совместным предприятием «Форд Соллерс» в Елабуге ведется строительство завода двигателей, что будет способствовать увеличению уровня локализации производства. Все более весомый вклад в развитие экономики республики вносит особая экономическая зона «Алабуга». Созданные в ОЭЗ условия оказывают значительное влияние на инвестиционную привлекательность республики в целом, в том числе для иностранных инвесторов. На ее территории уже зарегистрирована 41 компания-резидент с объемом заявленных инвестиций более 100 млрд руб. К 2016 году планируется привлечь 60 компаний-резидентов с объемом заявленных инвестиций более 180 млрд руб.

Все эти проекты увязаны между собой в рамках программы развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года. Планируется, что к 2020 году объем промышленного производства в кластере утроится и достигнет 2 трлн руб.

Ключевой задачей развития Татарстана также является повышение производительности труда, которая сегодня в республике, как и в стране в целом, значительно отстает от ведущих стран мира. Для решения этой проблемы разработана программа повышения производительности труда в нефтехимии и машиностроении, которые обеспечивают около 40% всего объема промышленного производства республики. В дальнейшем опыт ее реализации будет распространен и на остальные сектора экономики.

Кроме того, в Татарстане на протяжении ряда лет реализуется программа «Бережливое производство». На сегодня в ней участвуют более 130 предприятий и организаций всех отраслей экономики. Особо можно отметить ОАО «КАМАЗ», которое достигло наибольших успехов в применении лин-технологий.

Планируется, что к 2020 году объем промышленного производства в Камском инновационном территориально-производственном кластере утроится и достигнет 2 трлн руб.

Будущее — за инновациями

В современном мире конкурентоспособность на глобальном рынке зависит не только от развития базовых секторов, но и от лидерства в новых прорывных направлениях. Для республики таким стратегическим направлением является ИТ-сектор. В Татарстане уже успешно функционируют два ИТ-парка, резидентами которых в прошлом году произведено продукции на сумму более 6,5 млрд руб.

Совместно с сингапурскими коллегами реализуется масштабный проект по строительству города-спутника Казани Иннополиса, на территории которого расположена вторая в республике особая экономическая зона. Здесь будут жить и работать 60 тыс. высококлассных ИТ‑специалистов. Иннополис должен стать центром притяжения высококвалифицированных специалистов не только из близлежащих городов и районов республики, но и со всей страны. Для привлечения талантливой молодежи в Иннополисе будет работать ИТ-университет, создаваемый в партнерстве с ведущим американским университетом Карнеги — Меллон. Основная привлекательность проекта Иннополиса и его уникальность заключаются в том, что на одной площадке создаются необходимые условия для комфортного проживания, работы, учебы и отдыха молодых специалистов ИТ-cферы и членов их семей. Будет создана социальная инфраструктура, построены жилые дома, детские сады, школы, спортивные и оздоровительные учреждения.

Еще одной визитной карточкой Татарстана должен стать проект «Смарт Сити Казань», осуществляемый совместно с малазийскими партнерами. Это новая бизнес-площадка, где будет создана инфраструктура международного уровня для привлечения крупных российских и иностранных компаний. Крупнейшие проекты реализуются в рамках концепции «Большая Казань», суть которой заключается в применении новых подходов к управлению и размещению производительных сил.

Другое перспективное направление — создание новых материалов и нанотехнологий. Реализуется программа «Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013–2016 годы», цель которой формирование системы комплексного развития наноиндустрии региона на базе существующего инновационного, инфраструктурного, промышленно-производственного, научно-технического и образовательного потенциала республики. Успешно работает завод «Данафлекс» по выпуску гибкой упаковки с использованием нанотехнологий. В 2014 году компания «Композит» планирует запустить производство углеродного волокна на уровне мировых стандартов. «Кама Кристалл Технолоджи» реализует инновационный проект по производству синтетического сапфира для электронной и авиационной промышленности.

В целях формирования условий для трансфера передовых технологий в республике ведется работа по созданию инжиниринговых центров. В конце 2013 года открылся центр

«КАИ-ЛАЗЕР», ориентированный на технологическое перевооружение машиностроительной отрасли республики и всей страны. Стратегическим партнером проекта выступил лидер мирового рынка в области волоконных лазеров — компания IPG Photonics. В текущем году планируется открытие центра инжиниринга в сфере химической технологии и центра медицинской науки «Эйдос» по разработке и производству отечественных медицинских симуляторов.

Дальнейшее развитие инновационных и наукоемких секторов экономики невозможно без создания условий для коммерциализации инноваций. С целью повышения конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей на отечественном и зарубежных рынках за счет эффективного управления интеллектуальной собственностью в Республике Татарстан совместно с Роспатентом и Всемирным банком принята программа развития рынка интеллектуальной собственности до 2020 года. В ее рамках реализуются образовательные проекты, осуществляется сотрудничество со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Роспатентом, формируется центр интеллектуальной собственности, активно внедряется единая система государственного учета и хранения результатов НИОКР.

Климат как фактор

В условиях усиления на мировом рынке конкуренции за инвестиции и технологии важнейшим фактором конкурентоспособности становится благоприятный деловой климат. Важно отметить, что работа по его формированию и повышению инвестиционной привлекательности ведется в тесном сотрудничестве как с федеральными институтами, так и с предпринимательским сообществом. На сегодня в республике внедрены все пункты стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив. На следующем этапе планируется реализация аналогичного стандарта в каждом муниципальном образовании.

Важнейшим направлением государственной политики также является развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. В республике действует пять индустриальных парков, девять технопарков и восемь бизнес-инкубаторов. На территории Камского кластера расположена одна из наиболее успешно функционирующих технопарковых структур республики — КИП «Мастер». Изначально технопарк создавался для обеспечения потребностей головного предприятия — ОАО «КАМАЗ», но сегодня его резиденты уже работают на рынок. Совокупная выручка площадки в прошлом году составила 32,3 млрд руб.

Опыт развития КИП «Мастер» и других успешных технопарков планируется распространить на всю республику в рамках концепции создания промышленных парков в муниципальных образованиях. Это позволит увеличить в общем обороте малых и средних предприятий долю производственного бизнеса, которая сегодня не превышает 16%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает

20–25%. Вместе с тем именно от уровня развития малого и среднего предпринимательства в реальном секторе во многом зависит устойчивость экономического роста в среднесрочной перспективе.

Улучшение инвестиционного климата напрямую связано и с повышением узнаваемости республики на международном уровне. Значительный вклад здесь внесла XXVII Всемирная летняя универсиада. Она стала для Казани важнейшим инвестиционным проектом, подготовка к которому принесла свыше 130 млрд руб. прямых инвестиций. Общий объем инвестиций, направленных на подготовку к универсиаде, составил 228 млрд руб. Во время подготовки к ней построено, реконструировано, отремонтировано множество объектов спортивной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал международного аэропорта Казань, который теперь способен обслуживать 2,5 млн пассажиров в год. Открыта линия аэроэкспресса от аэропорта до центра Казани, многое сделано и для благоустройства города. Универсиада позволила обновить спортивную базу высших учебных заведений и поднять уровень развития студенческого спорта на качественно новый уровень. Специально было построено 36 новых спортивных сооружений. Проекты подобного масштаба дают региону уникальную возможность интегрироваться в международное сообщество, привлекать инвестиции на развитие, осваивать современные технологии и управленческие компетенции.

Проекты, подобные универсиаде в Казани, позволяют региону интегрироваться в международное сообщество, привлекать инвестиции, осваивать новые технологии

К информационной открытости

В рамках совершенствования системы государственного управления продолжается работа по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде. Основные услуги информационного характера уже переведены в электронный вид. Так, при помощи портала госуслуг, инфоматов и мобильных приложений ежемесячно в электронном виде оказывается более 2 млн услуг. Следующая задача — предоставление всего комплекса услуг через интернет. С целью повышения информационной открытости органов власти в прошлом году запущен проект «Народный контроль». С момента начала работы системы зарегистрировано более 19 тыс. обращений.

Дальнейшим развитием проектов «Электронные услуги» и «Народный контроль» является система «Открытый Татарстан», которая позволит жителям выносить на всеобщее обсуждение любые законодательные инициативы и получать доступ к ключевым показателям деятельности всех министерств и ведомств республики. Сегодня перед республикой стоят масштабные задачи по модернизации экономики и социальной сферы, формированию современной инфраструктуры и благоприятной институциональной среды. Их решение требует мобилизации усилий со стороны всех органов власти, предприятий и граждан.

Поделиться