В России 1 января 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые существенно повысили конкурентоспособность российских шельфовых проектов. Очередь — за последовательной долгосрочной государственной стратегией развития нефтегазового комплекса.
Ресурсы и перспективы
В совокупности начальные суммарные ресурсы месторождений континентального шельфа Российской Федерации по состоянию на сегодняшний день достигают 100 млрд тонн условного топлива, из которых 80% — природный газ, 15% — нефть, 3% — конденсат и 2% — растворенный газ. Наиболее перспективными районами освоения ресурсов углеводородов на ее арктическом шельфе признаны шельфы Баренцева, Карского и Печорского морей. К ресурсам российской части Баренцева моря достаточно высок интерес со стороны зарубежных инвесторов. ОАО «НК „Роснефть“» в 2013 году оформило партнерства по трем участкам с итальянской компанией «Эни» и норвежским «Статойлом».
Кроме того, «Роснефть» совместно с американской компанией «ЭксонМобил» ведет работы сразу на нескольких крупных участках Карского моря, первая поисковая скважина будет пробурена уже в этом году на участке Восточно-Приновоземельный-1. Освоение шельфовой части Крузенштернского месторождения планируется начать в 2026 году, а Ленинградского — в 2029 году, после чего начнутся работы на Русановском месторождении и на экваториальном продолжении Харасавейского месторождения. Далее планируются к разработке структуры вблизи побережья полуострова Ямал. Согласно расчетам, в совокупности добыча в данном регионе даст 200 млрд кубических метров газа в год, что позволит компенсировать снижение ресурсной базы на полуострове Ямал при использовании той же инфраструктуры.
Шельф Печорского моря содержит максимальную долю нефти в общем балансе углеводородного сырья континентального шельфа России — 42,2% и единственный из всех арктических содержит нефть. Первым российским проектом здесь стало Приразломное месторождение: в декабре 2013 года на нем была добыта первая нефть. Глубина моря в районе месторождения составляет
Повышенное внимание государства к углеводородным ресурсам шельфа во многом связано с тем, что традиционные уникальные разрабатываемые регионы добычи, расположенные на суше, вступили в позднюю стадию разработки. Открытие новых регионов просто необходимо для поддержания уровня добычи. А он будет существенно снижаться, если не начать активную добычу на шельфе уже в ближайшие годы. В то же время освоение нефтегазовых ресурсов шельфа в современных условиях имеет смысл рассматривать как уникальную возможность для роста всей экономики страны. При разработке и реализации долгосрочной стратегии по освоению шельфовых месторождений, ориентированной на укрепление экономической мощи государства, возможно достижение мультипликативного эффекта, который обеспечит существенный рост ВВП страны в долгосрочной перспективе. При постепенной локализации производства возможно достичь рывка в развитии целой цепочки смежных отраслей (металлургии, кораблестроении, машиностроении, проектировании, строительстве и др.).
Только в рамках первых этапов реализации шельфовых проектов ожидаются заказы на десятки морских платформ, десятки ледоколов и танкеров, буровые суда, суда обеспечения и трубоукладчики. Будет создано более 100 тыс. новых рабочих мест, обеспечено развитие отстающих приморских регионов. Озвученный Правительством РФ и государственными нефтегазовыми компаниями высокий уровень локализации производства гарантирует российской промышленности заказы более чем на 15 трлн руб.
Примером того, как освоение шельфа вывело на принципиально новый уровень экономику отдельной страны, может служить опыт Норвегии. В этой стране грамотная и последовательная государственная политика в сфере морской добычи не только послужила толчком к экономическому росту, но и привела к формированию сильной отрасли обслуживающей промышленности, которая обеспечивает нужды внутренней нефтегазовой индустрии и при этом успешно конкурирует на мировых рынках.
Нефть, газ и налоги
Принципиальные особенности действующего Федерального закона от 30 ноября 1995 г. №
Последним и наиболее значимым этапом в изменении законодательства, относящегося к регулированию недропользования на шельфе, следует признать принятие Федерального закона от 30 сентября 2013 г. №
Анализ действующей системы налогообложения добычи нефти и газа на российском континентальном шельфе показывает следующее. Систему обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, образуют налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ряд платежей, предусмотренных Законом РФ от 21 февраля 1992 г. №
СРП регулируются Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. №
В настоящий момент в России действуют три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях СРП («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское месторождение»). За весь период их реализации было добыто 103 млн тонн нефти с конденсатом и 71,9 млрд кубических метров газа, а также произведено 36,9 млн тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводорода в стоимостном выражении вырос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 7% и составил 560 млрд руб. При этом объем экспорта нефти снизился на 2%, а сжиженного природного газа возрос на 30%. Совокупные затраты с начала работ составили более 1,76 трлн руб., из которых 144 млрд — затраты 2012 года. Все затраты, подлежащие возмещению (1,57 трлн руб.), компенсированы государством в полном объеме. Доход государства за указанный срок составил более 512 млрд руб. Из них 320 млрд руб. поступило в федеральный бюджет и 192 млрд — в региональные бюджеты.
В рамках проведенной в 2013 году Счетной палатой РФ проверки деятельности операторов обнаружились существенные нарушения. В частности, выявлены неэффективное расходование средств, нарушения в отношении создания и передачи государству имущественных комплексов. Особое внимание следует обратить на выполнение требования по локализации производства. Привлечение российских подрядчиков составляет 75% по «Сахалину-1», 61% — по «Сахалину-2» и 95% — по «Харьягинскому месторождению». Однако зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками. И пожалуй, ключевым минусом указанных проектов стало недополучение государством значительных доходов после резкого повышения цен на нефть. Формат СРП предусматривает превалирование международного законодательства над местным, что делает эту систему интересной скорее для иностранных инвесторов, нежели для страны — собственника ресурсов.
Вступившие в силу поправки в законодательство существенно повысили конкуренто-способность российских арктических проектов
Путь к переменам
До принятия Федерального закона №
Расчеты экономической эффективности разработки шельфовых месторождений арктического региона показывали по большей части очень низкий уровень доходности, несоизмеримый с теми рисками, которые несет инвестор. Например, уровень доходности по нефтяному месторождению в Печорском море составлял порядка 6%, что значительно ниже аналогичных показателей в целом по нефтегазовой отрасли. Налоговая составляющая в выручке проекта была очень высокой (65%), и даже значительное сокращение затрат не привело бы к качественным улучшениям показателей экономики проекта. Было ясно, что без экономического стимулирования со стороны государства разрабатывать месторождение нерентабельно. Ранее применявшийся механизм в виде точечного льготирования тоже не подходил, инвестор требовал приемлемого уровня доходности и гарантий от ухудшения фискальных условий.
Партнеры «Роснефти» по совместным проектам на российском шельфе («ЭксонМобил», «Статойл» и «Эни») наверняка вышли бы из проектов или существенно пересмотрели условия сотрудничества, если бы фискальный режим не был значительно улучшен. Это их решение было бы оправдано тем, что, несмотря на более суровые природно-климатические условия, Россия предусматривала и более высокий уровень государственных изъятий, чем большинство других стран. Изначально решение указанных проблем было обозначено в распоряжении Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. №
— отмена экспортной пошлины;
— гарантии неизменяемости фискальных параметров;
— дифференцированный по уровню сложности проекта роялти (НДПИ) на уровне от 30 до 5%;
— отмена налога на имущество;
— отмена ввозных пошлин на оборудование.
В итоге, как уже упоминалось, был принят Федеральный закон №
— налоговые каникулы по экспортной пошлине;
— НДПИ по уровню сложности проектов (от 30 до 1%);
— отмена налога на имущество и ввозных пошлин на оборудование;
— налог на прибыль в размере 20%;
— возможность переноса убытков на будущее.
По ряду позиций новый налоговый режим предусматривает улучшения в сравнении с распоряжением Правительства РФ №
В то же время Федеральный закон №
Еще один положительный момент для инвестора можно усмотреть в том, что полная отмена экспортной пошлины оставляла бы больший соблазн правительству вернуть данный инструмент. Отрицательным же аспектом наличия каникул с позиции государства является то, что инвестор, во-первых, в определенных условиях будет стремиться к ускоренному извлечению запасов, что может быть неэффективным подходом с точки зрения рационального пользования недрами. Во-вторых, может отказаться от долгосрочных проектов в Восточной Арктики. Помимо чисто фискальных новый федеральный закон устраняет и другие законодательные барьеры. Среди них таможенные проблемы при осуществлении работ на шельфе, отсутствие законодательно подкрепленной практики использования сервисных контрактов на условиях риска, проблема с вычетом «входного» НДС, неопределенность правового регулирования в отношении искусственных островов, установок и сооружений.
Несмотря на более суровые климатические условия, Россия предусматривала и более крупные государственные изъятия, чем большинство других стран
Основа есть!
Пока сохраняются законодательные сложности, например, в части утилизации буровых отходов или чрезмерного количества разрешений на бурение. Есть и целый ряд неопределенностей в новом законодательстве — например, не описаны четкие механизмы по учету расходов на месторождениях, которые выйдут на промышленную добычу ранее срока и вопреки плану не попадут под действие закона. Вместе с этим важно отметить, что, несмотря на ряд прочих не проработанных в законодательстве вопросов, уже с 1 января 2014 года в России вступили в силу поправки, которые существенно повысили конкурентоспособность российских арктических проектов. Федеральный закон №
Для воплощения в жизнь амбициозной программы освоения морских ресурсов Правительству РФ сегодня необходимо прежде всего выработать последовательную долгосрочную государственную стратегию, выстроить развитие отраслей не в угоду отдельным интересам или компаниям, а в интересах всей экономики. В свою очередь и планы отдельных лидеров рынка (ОАО «НК „Роснефть“», ОАО «Газпром», ГК «ОСК») государство должно корректировать и увязывать с задачами отрасли и страны в целом.