Версия для печати 4153 Материалы по теме
Какие проекты можно, а какие нельзя считать индустриальными парками
Индустриальные парки  получат преференции

Сколько в России индустриальных парков? Какие проекты можно, а какие нельзя считать индустриальными парками? Существуют ли действенные механизмы государственной поддержки данного инструмента? На все эти вопросы ответил директор по сертификации НП «Ассоциация индустриальных парков» Максим Константинович ПАЗДНИКОВ.

— Максим Константинович, что сегодня представляют собой индустриальные парки как направление бизнеса в России?

— Это очень молодая для России отрасль, ее история насчитывает не более восьми лет. Первый проект индустриального парка появился в 2006 году. Примечательно, что он не был собственно российским: инициатором проекта выступила швейцарская девелоперская компания. Затем начался кризис. Банки получили от девелоперских структур, не сумевших рассчитаться со своими долгами, определенные активы, которые выступали в роли залога. Они тоже включились в работу по созданию индустриальных парков. Стали активно создаваться корпорации развития регионов, которые выступили локомотивом государственной инициативы создания индустриальных парков. На выходе из кризиса сложилась парадоксальная ситуация: инвесторы стали возвращаться в Россию и инвестировать в промышленное производство, но на тот момент не оказалось качественных площадей, территорий, подготовленных для размещения этих производств. Те, кто предвидел такую ситуацию за 2,5 года до того, смогли предложить рынку ограниченное количество качественных индустриальных парков. Среди них оказались Татарстан, Калужская, Липецкая, Ленинградская, Ульяновская области. С 2010 года началось достаточно интенсивное развитие индустриальных парков, тогда же была создана наша ассоциация. Важно отметить, что это была инициатива бизнеса, а не государства.

Индустриальный парк — это по сути сервисный бизнес по улучшению инвестиционного климата. Бизнес, который берет на себя непрофильные для промышленных компаний функции — девелопмент территории и индустриальной недвижимости. Большие инвестиционные проекты в промышленной сфере реализуют «олигархические» холдинги либо крупные международные компании. Они способны реализовать такие проекты от начала до конца, в том числе взять на себя функции по созданию и подведению соответствующей инфраструктуры. Но компании малого и среднего бизнеса, особенно иностранные, не могут и не хотят заниматься инфраструктурой. Поэтому индустриальных парков становится все больше, и они оказывают посильную помощь промышленным проектам.

— Появление проектов индустриальных парков чаще связано с государственной или с частной инициативой?

— В 2013 году мы провели исследование, по итогам которого выпустили первый обзор индустриальных парков в России. Всего было выделено 80 парков, из них только 36 являются действующими, а еще 44 находятся на стадии проектирования и строительства. Статистика показывает, что соотношение частных и государственных парков с учетом парков, создаваемых по принципу ГЧП, составляет примерно 50 на 50. Поэтому здесь можно говорить как о большой роли частного бизнеса, так и о значительном участии государства.

— По какой схеме обычно формируются индустриальные парки? Что становится для них основой — старые производственные территории либо предоставленные властями пустые площадки?

— Существует два типа индустриальных парков — гринфилд (greenfield) и браунфилд (brownfield). К типу гринфилд относятся парки, которые создаются в чистом поле, с нуля. В этом случае инициатор проекта по сути выполняет функцию ленд-девелопера. Он подводит к территории парка все необходимые коммуникации — газ, воду, электричество, размежевывает эту территорию на более мелкие лоты, обеспечивает точки подключения.

Ко второй категории — браунфилдам — относятся парки, которые создаются на площадях бывших промышленных предприятий. У нас большое промышленное наследие со времен Советского Союза, и эти территории активно используются девелоперами. Ключевое отличие в том, что инвесторам-резидентам предлагаются уже готовые реконструированные и модернизированные площади под сдачу в аренду, которые, как правило, очень хорошо обеспечены энергоресурсами и прочей инфраструктурой. Спрос на браунфилды генерируется в основном со стороны малых предприятий, которые не готовы не только подводить инфраструктуру, но даже строить отдельные здания под свои производства. Если производство занимает несколько сотен квадратных метров, что-то строить просто нецелесообразно — лучше арендовать часть здания.

— Вы назвали несколько регионов, которые успели подсуетиться с созданием парков. Хотелось бы понять роль региональных властей в этом процессе.

— Если мы говорим о государственных индустриальных парках, то роль региональных институтов развития — например, корпораций развития регионов — сводится к девелопменту парков и продвижению инвестиционных проектов в регионе. То есть правительство учреждает специализированную организацию, которая занимается строительством индустриального парка. Само собой, мало просто построить парк, необходимо предусмотреть какие-то льготы, преференции для будущих резидентов. Также необходимо создавать региональное законодательство об индустриальных парках и инвестиционной деятельности. В комплексе эта деятельность дает довольно значимый результат, который можно оценить, посетив наиболее активные регионы.

Мало просто построить индустриальный парк в регионе. Необходимо предусмотреть льготы и преференции для будущих резидентов

— В Минпромторге России сейчас разрабатывается некая программа поддержки индустриальных парков. Что в ней будет предусмотрено и чего больше всего ждет отрасль?

— За последние полгода мы сильно продвинулись с Минпромторгом в части разработки подпрограммы «Индустриальные парки», которая станет частью государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ключевыми позициями данной подпрограммы являются новые инструменты государственной поддержки парков.

Среди наиболее проработанных мер можно выделить следующие. Первая — субсидирование процентной ставки по кредитам на создание индустриальных парков в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка. Вторая — прямое субсидирование части понесенных затрат на создание индустриальных парков. Третья — прямое субсидирование части понесенных затрат на присоединение к энергосетям в размере до 75 процентов. Предусматриваются и некоторые другие механизмы поддержки, которые, однако, пока находятся в стадии проработки. Например, прорабатывается возможность использования механизма отложенных платежей (TIF) для налогов, уплачиваемых резидентами создаваемых индустриальных парков. Также будет оказана поддержка паркам, находящимся на начальной стадии создания, будут предусмотрены и меры поддержки для самих резидентов парков.

— От регионов, которые хотят развивать у себя индустриальные парки, потребуется серьезно заниматься инфраструктурой — дорогами, коммуникациями и так далее. В том ли сейчас состоянии бюджеты субъектов, чтобы нести такие расходы?

— Если инициатором создания индустриального парка выступает администрация региона, то затраты потребуются, от этого никуда не уйти. Но ведь и сами регионы могут претендовать на федеральные субсидии, а также привлекать заемное финансирование. Например, на рынке сегодня имеется специализированный кредитный продукт «Индустриальный парк», который был представлен Сбербанком в июле 2013 года. Он предназначен именно для финансирования создания индустриальных парков — объектов инженерной инфраструктуры, дорожной внутриплощадочной инфраструктуры. Там существенно снижены условия кредитования в части размера собственных средств заемщика, процентной ставки и при этом сильно увеличены сроки кредитования. Сегодня проекты готовы использовать заемное финансирование, но пока на рынке зачастую настолько дорогие деньги и неподъемные условия, что многие парки вынуждены годами вести переговоры о подписании кредитных соглашений. Это в разы увеличивает сроки реализации проектов.

индустриальные парки.jpg

— В рамках каких программ, помимо той подпрограммы, о которой мы уже поговорили, регионы могут получить федеральное софинансирование на создание парков?

— Есть возможность субсидирования затрат на создание индустриальных парков в рамках госпрограммы развития малого и среднего бизнеса. Напомню, что оператором этой программы является Минэкономразвития России. Есть еще и программа развития моногородов, которой оперирует Внешэкономбанк. Однако по ней могут финансироваться только парки, создаваемые в моногородах.

— Чем индустриальные парки отличаются от особых экономических зон?

— ОЭЗ производственного типа — это в любом случае проекты с обязательным государственным участием. Все существующие на сегодня зоны сформированы за счет бюджетных средств. Кроме того, ОЭЗ — это территория с особым таможенным и налоговым режимом, что зафиксировано в законе об особых экономических зонах и в Налоговом кодексе. Но по своей сути производственные ОЭЗ — те же самые индустриальные парки, только с исключительным правовым режимом. К сожалению, индустриальные парки не могут пользоваться теми привилегиями, которые доступны ОЭЗ.

— Индустриальные парки активнее всего развиваются в регионах, которые близки к рынкам сбыта, например к Москве. Насколько применим этот инструмент в отдаленных и менее развитых регионах?

— Инвесторы, рассматривающие возможность размещения своих производств в том или ином месте, предъявляют, как правило, два ключевых требования. Одно из них может быть связано с ориентацией на наличие крупных рынков сбыта. В этом случае производитель привязывается к тому макрорегиону, в котором он видит своих потенциальных покупателей. Другой тип инвесторов в первую очередь интересуется наличием сырья. Индустриальные парки вынуждены размещаться по тем же принципам — либо наличие рынка сбыта, либо близость ресурсов для определенных типов производства.

Если мы посмотрим карту индустриальных парков, то увидим, что подавляющее их большинство расположено в Европейской части России до Урала. В Сибири существует всего лишь два парка — промышленно-логистический парк в Новосибирской области и индустриальный парк «Ангарский» в Иркутской области. Но уже сейчас есть проекты парков в Хабаровском и Приморском краях, в Якутии, то есть этот инструмент начинает развиваться и на Дальнем Востоке. Как вы знаете, сейчас дорабатывается существующая программа развития Дальнего Востока. Она будет сильно модернизирована, в том числе будут предусмотрены создание в ДФО индустриальных парков и отдельные меры по их стимулированию.

Потенциальных инвесторов, как правило, интересует наличие вблизи места размещения либо крупных рынков сбыта для их продукции, либо источников сырья

— Можно ли говорить о какой-то специализации индустриальных парков?

— Большинство индустриальных парков в России универсальны, ориентированы на размещение производств различного профиля. Можно выделить буквально несколько проектов с ярко выраженной отраслевой направленностью. Это, как правило, парки, где размещаются производства с повышенными требованиями к безопасности и санитарно-защитным зонам. Например, неизбежно образуются специализированные индустриальные парки с химическими производствами, такие как «Химград» в Казани, «Химпарк Тагил» в Нижнем Тагиле. Компаниям иных отраслей там размещаться сложно именно из-за наличия защитной зоны. Есть парки, где располагаются преимущественно компании, производящие продукты питания, — там тоже все завязано на определенные санитарные требования.

Некоторые парки сложились по отраслевому принципу благодаря потребности в кооперации. Это парки, большая часть резидентов которых относится либо к автопроизводителям, либо к производителям комплектующих. Такие территории сложились в Калининградской, Ленинградской, Калужской областях. Там размещены заводы крупнейших мировых автосборочных предприятий, а рядом располагаются их поставщики.

Отраслевые индустриальные парки будут получать все большее распространение. Это неминуемо, потому что поставщики и потребители хотят располагаться рядом со своими партнерами. В том числе для того, чтобы экономить на логистике либо кооперироваться с учетом имеющегося рядом базового сырья, из которого соседствующие предприятия могут производить продукцию разного передела.

— Какую функцию выполняет Ассоциация индустриальных парков? Есть ли в России другие подобные организации?

— На сегодняшний день это единственное отраслевое объединение в данном секторе экономики. Мы объединяем 80 компаний, которые в совокупности представляют 55 индустриальных парков из 27 регионов России. Помимо собственно парков в ассоциацию входят сервисные, проектировочные, промышленные, консультационные компании, поставщики оборудования. Их деятельность в рамках ассоциации тоже очень важна. Иностранные компании, которые приходят в Россию, хотят получить здесь полный спектр услуг высокого качества. В Европе они привыкли пользоваться услугами проектировочных компаний. Поэтому, размещая свое производство в российском индустриальном парке, они стремятся нанять для проектирования своего завода проверенного европейского консультанта-проектировщика, воспользоваться услугами проверенных европейских строительных компаний. Как правило, все они являются членами нашей ассоциации.

Мы также пытаемся на регулярной основе выстраивать взаимодействие между индустриальными парками и потенциальными инвесторами. В частности, ежегодно организуем бизнес-миссии в зарубежные страны — Германию, Японию, Турцию и другие. Обычно это выглядит так: мы собираем делегации индустриальных парков — как правило, 8–10 парков, и организуем им за рубежом инвестиционные семинары с участием промышленных предприятий, которые заинтересованы в размещении своих производств в России. Таким образом, парки могут презентовать себя, свои возможности по размещению новых производств. При этом мы предоставляем иностранным партнерам полную информацию по всем действующим индустриальным паркам России.

— А если говорить о взаимодействии с властями?

— Основная функция ассоциации заключается в лоббировании интересов отрасли и индустриальных парков в целом. В первый же год своей работы мы смогли сформировать позицию правительства, которая была закреплена в соответствующем поручении о разработке программы мер по поддержке индустриальных парков. Таким образом, в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса появилась возможность субсидирования затрат на создание парков. Сегодня эта мера активно работает.

В 2013 году нам впервые удалось профинансировать частные индустриальные парки, которые теперь тоже могут получать господдержку. Мы регулярно взаимодействуем с федеральными и региональными властями. Естественно, наша ключевая задача — сформировать наиболее благоприятные условия для деятельности индустриальных парков.

К концу 2013 года должен быть утвержден национальный стандарт индустриального парка. Сертификация получит официальный статус, но останется добровольной

— Недавно министр промышленности и торговли Д. В. Мантуров упоминал о стандарте индустриального парка, который, насколько я понимаю, разработан при вашей поддержке. Что это за стандарт?

— В 2011 году индустриальные парки, на тот момент уже сформировавшиеся и вложившие немало средств в свою инфраструктуру, обратили внимание на то, что на рынке масса информации о якобы огромном количестве созданных в России индустриальных парков. Существовало несколько списков парков. В одном из них говорилось о 200 проектах, в другом о 400, в третьем вообще о 800. На самом же деле тогда не было и 20 действующих парков, готовых к размещению резидентов.

Как раз эти парки и вышли с инициативой создать некую рыночную систему отбора проектов, которые действительно можно наделить статусом индустриальных парков. Чтобы отделить реальные проекты от площадок, расположенных в голом поле, где кроме земли сельхозназначения ничего нет, мы ввели систему сертификации. Решение о наделении проекта статусом индустриального парка принимает ежегодно избираемая сертификационная комиссия, в которую входят представители частных и государственных парков, международных консультационных компаний, а также эксперты. Деятельность комиссии как раз и базируется на стандарте. В нем четко прописаны все обязательные требования к проекту. Ключевые требования — наличие управляющей компании, инженерной инфраструктуры (воды, газа, электричества), технических условий или точек подключения. Важные требования касаются транспортной доступности — наличия подъездных путей с твердым покрытием, позволяющих заезжать на территорию парка строительной технике. Это важно и для того, чтобы резидент мог отгрузить продукцию своим клиентам.

Итак, существует четко структурированный набор критериев. Этот стандарт принадлежит ассоциации, и сертификация носит добровольный характер. Однако к концу 2014 года, скорее всего, будет утвержден национальный стандарт индустриального парка. Это будет уже официальный документ, который будет включен в реестр Росстандарта. Сертификация получит официальный статус, но останется добровольной.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться