В марте у ритейлеров иссякли товарные запасы, и в России, по мнению ряда экспертов, начался этап тотального удорожания импортных продуктов — уже сегодня оно составляет 15%. Рост цен на продовольственные товары, во многом, спровоцирован ослаблением курса рубля. Как развивалась ситуация в первые три месяца года, мы скоро узнаем из официальной статистики
КАК РАСТУТ ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ
В январе-феврале 2014 года в России росли цены, в основном, на продукты питания. По данным Росстата, овощи и фрукты за два месяца подорожали, соответственно, на 15,4% и 5,2%, рыба и морепродукты — на 2%, масло и жиры — на 1,2%, молочные продукты, сыр и яйца — на 1%, хлебобулочные изделия и крупы — на 0,6%, на столько же выросли в цене шоколад, сахар, мёд и джем, а мясо и продукты его переработки стали дороже на 0,4%.
Весь импортный алкоголь вырос в цене минимум на
Если возвращаться к овощам, то сильнее всего дорожает картофель. По словам начальника отдела анализа и прогноза цен, затрат и финансовых пропорций Минэкономразвития Евгении Нахимовской, в январе он прибавил 9,2% (за год — 42%). Цена на популярный в России так называемый «второй хлеб» растет с октября 2013 года из-за низких запасов отечественного картофеля.
«Московский комсомолец» со ссылкой на данные Картофельного союза на минувший январь, сообщает, что средняя розничная цена 1 кг немытого картофеля по России составляет
ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНЦИИ ТОЛКАЕТ ЦЕНЫ
Несмотря на то, что тенденции к удорожанию продуктов в России сходные с Европой, темпы роста цен у нас заметно выше — за счет падения курса национальной валюты. Каждые 10% снижения дают дополнительно один процент инфляции, прокомментировал «Русской службе BBС» данные Росстата директор Центра исследований конъюнктуры Высшей школы экономики Георгий Остапкович.
«Если сравнивать с тем же периодом прошлого года — это динамика повышенная. [...] У нас, к сожалению, такая тенденция в России — при первых трудностях начинаем загонять вверх цены. Почему на Западе это практически нельзя сделать? Потому что, если я повышаю цены, то ко мне никто не пойдет. У нас конкуренция крайне маленькая, монополизм высок, слишком много перекупщиков, поэтому и цены растут. В результате идет торможение розничной торговли и сферы услуг. Население начинает переходить в доллар», — делает вывод экономист.
ПОСТАВЩИКИ НАЧАЛИ ПОВЫШАТЬ ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
Торговые сети в России уже начали получать уведомления от поставщиков о повышении оптовых цен на продукты питания. Но пока до гипермаркетов еще не дошел резкий скачок цен на импорт. Максимум на
Исключение составляют голландская морковь (подорожала на 12%), испанские огурцы (на 8%), израильский сладкий перец (12%) и итальянские яблоки (на 23%). Правда, еженедельник «Деньги» пишет, что в одном из московских магазинов сети «Перекресток» показали распечатку с новыми ценами, а в «Азбуке вкуса» повысили цены на скоропортящуюся продукцию.
Пресс-секретарь сети супермаркетов Андрей Голубков заявил изданию, что пока руководство старается сдерживать цены и проводит переговоры с поставщиками, убеждая их не делать резких движений. По его словам, подорожание коснется только импортных товаров, хотя «некоторые отечественные компании пытаются воспользоваться сложившейся конъюнктурой» и тоже повышают цены.
Как сообщила «Деньгам» сотрудница «Перекрестка», в начале года цены на свежие фрукты и овощи всегда повышаются. Однако в этом году рост немного заметнее, чем обычно. Пока самый ощутимый — в овощном и фруктовом отделах.
Ссылаясь на официальные комментарии ритейлеров, еженедельник сообщает, что доля импорта в большинстве торговых сетей небольшая, на уровне
ПЕРМСКИЙ КРАЙ
В регионах картина разная, но тенденция к повышению цен сохраняется везде.
Так, по информации «Коммерсанта», импортные продукты в пермских торговых сетях с начала года подорожали в среднем на 10%, тогда как российские продукты выросли в цене значительно выше. В первую очередь дорожают молоко и мясо, цены на которые выросли более чем на 30%, заявил владелец одной из крупнейших пермских торговых сетей.
В ожидании более серьезного роста цен на импорт, ритейлеры планируют активнее продавать товары местных производителей. В гипермаркете одного из торговых центров запускается проект «Прямые поставки из деревни», который предполагает продажу фермерских продуктов, выращенных в Пермском крае.
Предпочтения потребителей пока не изменились, отмечают ритейлеры. Это при том, что стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по краю с начала года возросла на 2,4%, составив на конец января 2858,6 рубля — это самая высокая цена в Приволжском федеральном округе.
ПЕТЕРБУРГ И КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Цены на продукты в магазинах Петербурга растут пугающими темпами, сообщает сайт Фонтанка.ру. По данным Петростата, в марте они выросли на 2%, а с начала года — уже на 5,3%. К примеру, стоимость килограмма бананов за месяц выросла на 30%, литра молока — на 8,2%, килограмма сахара — на 7,1%. Эксперты прогнозируют, что рост остановится только к лету, а по итогам года продукты могут подорожать на
В Красноярском крае подсчитали, что продовольственные товары растут в цене вдвое быстрее, чем заработная плата жителей региона. По данным краевой федерации профсоюзов, если уровень средней зарплаты в крае в 2013 году вырос на 3,9%, то продукты питания подорожали на 7,3%. При этом стоимость минимального набора продуктов питания по итогам прошлого года увеличилась на 4,3%.
Из продуктов питания сильнее всего подорожал картофель (на 48,8%), на втором месте мука (24,9%), на третьем — алкоголь (14,4%). Молоко и молочная продукция подорожали на 7,2%, рыба на 4,6%, сахар на 2,2%.
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Удорожание сахара в «завозном» регионе — Архангельской области — связывают с истощением отечественных промышленных запасов свекловичного сахара и переходом предприятий на импортный сахар-сырец. Рост же стоимости овощей здесь объясняют транспортными издержками, наценкой за хранение продукции на складах (затраты на отопление), увеличением доли испортившихся овощей и доли импортных фруктов и овощей в магазинах.
Рост отпускных цен на хлебобулочную продукцию в регионе стало поводом для разбирательства. Региональное управление Федеральной антимонопольной службы готовит заключение на предмет обоснованности повышения.
По словам министра АПК и торговли области Дмитрия Карельского, схожие ценовые тенденции преобладают на всей территории Северо-Запада.
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
В аграрных регионах Сибири, таких, как Алтайский край, цены на продукты питания растут, как и по всей стране. Лидерами также являются овощи, фрукты, молочные продукты и шоколад. Однако, по данным Алтайкрайстата, по некоторым позициям подорожание в феврале оказалось весьма и весьма существенным: на
Правда, цены на Алтае растут не только и не столько из-за ослабления рубля и высокой доли импорта. Руководители хозяйств связывают овощной ажиотаж с тем, что осенью большое количество овощей было отправлено в качестве помощи в регионы Дальнего Востока. Свою лепту в подорожание продуктов питания вносят и местные торговые сети. «Мы продаем морковь по 10 рублей за килограмм, а на полках она уже стоит 39,9 рубля», — говорит глава хозяйства «Сатурн» Александр Бугай.
СИТУАЦИЯ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И РИТЕЙЛА БУДЕТ НЕПРОСТОЙ
К категориям, наиболее чувствительным к колебанию курса рубля, поставщики продуктов относят алкоголь, консервы, непродовольственные товары, а также импортируемые овощи и фрукты. Поставщики мяса значительных ценовых колебаний не ожидают.
«МК» со ссылкой на аналитиков BofA Merrill Lynch прогнозирует, что в 2014 году ситуация на российском рынке ритейла будет непростой. Это связано с замедлением роста доходов россиян, ужесточившейся конкуренцией и низкой продовольственной инфляцией. Эксперты считают, что в
В то время как в 2013 году она была 6,8%.
Как показывают опросы, в третьем и четвертом кварталах 2013 года 38% российских потребителей стали выбирать более дешевые продовольственные бренды. А ведь еще в начале 2013 года на продуктах экономило только
В Росстате и Минэкономразвития также отмечают снижение стоимости потребительской корзины. Россияне стали покупать тот же набор продуктов, но за меньшую цену, при этом предъявляя более высокие требования к их качеству. В связи с этим торговые сети вынуждены подстраиваться под изменившееся покупательское поведение. Как считает представитель исследовательского центра «Ромир» Игорь Березин, на коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов.
Уже появились новые и видоизмененные форматы: фермерские продукты, магазины определенного производителя, мясные и рыбные лавки, небольшие кулинарии, кондитерские. Скорее всего, часть ритейла перетечет именно в эту нишу.