Версия для печати 2658 Материалы по теме
Мнение Владимира Костюченко руководителя управления Федерального казначейства по Ростовской области
Практика внедрения расчетных (дебетовых) карт

К числу финансовых инструментов, направленных на всестороннее развитие государственного управления, относятся расчетные (дебетовые) пластиковые карты. Порядок их применения регламентирован приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2010 г. № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства». Утвержденные правила обеспечения приняты Казначейством России к исполнению и включены в Стратегическую карту развития. В целях реализации положений приказа № 199н и Стратегической карты развития, практической отработки новой платежной технологии по обеспечению организаций наличными деньгами Казначейством России было определено три пилотных управления по субъектам РФ: Владимирской, Воронежской и Ростовской областям.

Как все начиналось

На начальном этапе своих действий Управление Федерального казначейства по Ростовской области (далее — Управление) организовало совещание с представителями Главного управления Банка России по Ростовской области и пяти крупных кредитных учреждений, имеющих сеть подведомственных структур в регионе. Специалисты Управления проинформировали представителей банков о положениях приказа № 199н и пригласили всех к участию в открытом электронном аукционе на право заключения государственного контракта на открытие и ведение счетов Управления на балансовом счете № 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям». Аукцион был объявлен 26 сентября 2011 года. Заявки на участие подали только два банка: Юго-Западный банк Сбербанка России и коммерческий банк «Центр-инвест». При этом Юго-Западный банк при переходе торгов на повышение цены контракта отказался от дальнейшего участия в аукционе, аргументировав свои действия экономической нецелесообразностью и технической неготовностью. Победителем признан коммерческий банк «Центр-инвест», с которым 24 октября 2011 года заключен государственный контракт сроком на пять лет и 26 октября 2011 года — договор банковского счета.

В целях реализации указанного государственного контракта Управлением совместно с КБ «Центр-инвест» проведена рабочая встреча с представителями областного минфина, органов исполнительной власти и руководителями финансовых органов муниципальных образований Ростовской области, в ходе которой определены меры по реализации нового порядка обеспечения организаций наличными деньгами. Кроме того, было принято решение о направлении писем-уведомлений всем федеральным организациям на территории Ростовской области, разъяснительных писем главам местных администраций, определен первоочередной перечень организаций для перевода на новый порядок, который возглавило непосредственно Управление. Было принято решение о проведении обучающих семинаров и консультаций для клиентов УФК, на которых планировалось рассказывать о правилах пользования расчетными пластиковыми картами и преимуществах нового порядка. В свою очередь, банк «Центр-инвест» подтвердил готовность выполнять принятые по госконтракту обязательства и в течение двух месяцев до конца 2011 года организовал и технически оснастил пункты обслуживания организаций по выдачи и внесению наличных денег во всех городах и районах области, где они к указанному сроку отсутствовали. Кроме этого, в целях эффективного и безопасного взаимодействия при выполнении госконтракта и в соответствии с договором банковского счета заключен отдельный договор о признании и использовании электронной подписи в системе дистанционного банковского обслуживания «Центр-инвест-Клиент». Особенностью этого договора является то, что платежные операции на счете Управления № 40116 осуществляются в электронном виде с применением электронной подписи централизованно на уровне Управления и головного офиса КБ «Центр-инвест», а также в соответствии с нормативными актами Банка России и установленными им банковскими правилами и требованиями. Это позволило:

  • осуществлять взаимодействие в условиях использования унифицированного формата электронных банковских сообщений (УФЭБС);
  • уменьшить трудозатраты территориальных отделов Управления;
  • увеличить операционное время до 16 часов рабочего дня (в последний день финансового года до 17 часов рабочего дня);
  • уменьшить количество ошибок, допускаемых сотрудниками банка при ручной обработке платежных документов.

Дополнительные условия взаимодействия

После проведенного в январе — феврале 2012 года тестового использования банковских карт в ряде пилотных организаций Управление приступило к массовому переводу организаций на новый порядок. При этом перевод областных и муниципальных организаций осуществлялся в соответствии с графиками, согласованными с министерством финансов Ростовской области и финансовыми органами муниципалитетов. Следует отметить, что в ходе апробации нового порядка на ограниченном количестве организаций Управление пришло к выводу о необходимости дополнительной регламентации ряда условий взаимодействия с КБ «Центр-инвест». Эти условия не предусмотрены в приказе № 199н, но способны сделать сервис клиентам Федерального казначейства более качественным. С этой целью в рамках государственного контракта с КБ «Центр-инвест» заключены Соглашение № 1 об изменении договора банковского счета и договор об осуществлении операций по обеспечению наличными деньгами организаций, обслуживающихся в органах Федерального казначейства Ростовской области с использованием банковских расчетных (дебетовых) карт.

Соглашением предусмотрено наличие в офисах и пунктах выдачи наличных денег отдельных касс с огороженными помещениями для посетителей, куда не будет доступа посторонних лиц, закрепление необходимого количества операционистов банка для работы с представителями организаций, обес­печение в кассах условий для пересчета банкнот и монет. Согласно договору для обеспечения организаций банковскими картами между Управлением и КБ «Центр-инвест» установлен электронный документооборот с использованием ППО «СЭД» с применением электронной подписи. В связи с тем, что изготовление банковских карт осуществляется только в головном офисе КБ «Центр-инвест», использование ППО «СЭД» позволило сократить время доставки документов организаций на получение банковских карт от территориально обособ­ленных отделов Управления в головной офис банка с 10–14 до 3–7 дней, уменьшить транспортные и трудовые затраты обособленных отделов на подготовку и передачу документов в банк.

Положениями приказа № 199н предусмотрено представление организациями в орган Федерального казначейства для получения банковских карт только заявлений, оформленных в установленном порядке. Однако Федеральный закон от 7 августа 2011 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает кредитные организации идентифицировать клиента. Для этого организации должны представить в банк копии общероссийских паспортов работников, уполномоченных на получение карт, сведения об организации и заявления работников организаций об их согласии на передачу банку, использование и хранение конфиденциальной информации. Эти документы необходимо предоставлять одновременно в орган Федерального казначейства и в банк, что создает для организаций определенные неудобства. В указанном же договоре стороны предусмотрели принятие от организаций заявлений на получение банковских карт и документов на идентификацию сотрудников по принципу «одного окна» в органе Федерального казначейства, где они проверяются, после чего передаются в банк с использованием ППО «СЭД». Этим же договором определен порядок оформления и передачи между органом Федерального казначейства и банком ПИН-конвертов (корешков к ПИН-конвертам), а также обязанность банка по зачислению средств, внесенных на банковские карты уполномоченными сотрудниками организаций, на счет Управления № 40116 в день взноса наличных денег на карты и др. Следует отметить, что КБ «Центр-инвест» за рамками госконтракта и вышеуказанного договора предложена услуга обеспечения наличными деньгами через банкоматы других банков — Сбербанка России, ВТБ-24, Газпромбанка и др. без взимания комиссии за данные операции. С одной стороны, этот сервис позволяет организациям значительно оптимизировать процесс получения и взноса наличных денег. Но с другой стороны, операции по зачислению и списанию денежных средств с банковских карт при использовании банкоматов других банков отражаются в банковской выписке КБ «Центр-инвест» спустя 2–4 дня, а операции по списанию наличных денег с расчетной (дебетовой) карты, совершенные после 19.00, отражаются в банковской выписке счета № 40116 второго операционного дня. Об этом клиенты преду­преждены.

Более 90 миллиардов — в безналичной форме

В результате принятых Управлением мер к концу 2012 года 99% федеральных, региональных и муниципальных учреждений и организаций осуществляли операции с наличными денежными средствами посредством расчетных (дебетовых) пластиковых карт в КБ «Центр-инвест», а остальные (1%) — по чекам в учреждениях Банка России. Руководствуясь приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2012 г. № 177н, который внес изменения в приказ № 199н, и указаниями Федерального казначейства от 26 апреля 2013 г. № 42-7.4-18/9.5-355, Управление провело процедуру размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению операций по расчетам за товары (работы, услуги), в том числе и в торгово-сервисных сетях, с использованием расчетных (дебетовых) карт с отражением операций по счету № 40116. На участие в данном аукционе была подана одна заявка, и в соответствии с Законом № 94-ФЗ, был заключен государственный контракт с единственным участником — КБ «Центр-инвест».

Внесенные приказом № 177н изменения в Правила обес­печения наличными деньгами сделали обязательным предоставление банком органу Федерального казначейства информации о совершаемых операциях по счету № 40116 по каждому клиенту в разрезе карт, включая информацию о суммах операций, расчеты по которым не завершены (зарезервированные суммы). Наличие данной информации позволило Управлению полностью автоматизировать процесс обработки выписки по счету № 40116, исключить из него участие специалистов территориально обособленных отделов, сократить количество указанных счетов. Кроме этого, вышеназванная информация направляется Управлением организациям-клиентам для контроля за совершением операций с использованием расчетных (дебетовых) карт и обеспечения достоверности и качества ведения бухгалтерского учета.

По состоянию на 1 января 2014 года на балансовом счете Управления № 40116 в КБ «Центр-инвест» открыто 1079 счетов. Практически все (более 6 тыс.) федеральные, областные и муниципальные учреждения и организации осуществляют операции с наличными денежными средствами только через расчетные (дебетовые) карты, а 30 федеральных силовых структур — через расчетные чеки. На основании заключенных соглашений о кассовом обслуживании с 2014 года бюджетов региональных отделений Пенсионного фонда и Фонда социального страхования России Управлением в КБ «Центр-инвест» для каждого из них открыто только по одному счету. Балансовый счет № 40116 Управления в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области закрыт.

Принятые Управлением меры в рамках действующего законодательства позволили добиться полной реализации приказов № 199н и № 177н. В результате масштабного использования организациями государственного и муниципального секторов региона зарплатных и расчетных (дебетовых) карт в безналичную форму денежного обращения переведено более 90 млрд руб. бюджетных средств в годовом исчислении, а также созданы условия для оптимизации работы указанных организаций и повышения эффективности бюджетных расходов.

Поделиться