По мере накопления опыта возникает необходимость в его осмыслении. Вторая ежегодная конференция-семинар «Корпоративные закупки-2014: практика применения Федерального закона №
Для начала — о штрафах
Открывая заседание, директор Института госзакупок А. А. Храмкин дал понять, что у Минэкономразвития России в сфере закупок большие планы, и в связи с этим в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №
Вообще работа в соответствии с Федеральным законом №
Рамки и гайки
С докладом о том, что должен знать учредитель бюджетного учреждения при закупках по Федеральному закону №
Отдельно была поднята проблема закупок у единственного поставщика за счет средств, получаемых в виде грантов. Бюджетные учреждения, больше не имея возможности использовать эти средства по собственному усмотрению, склоняются к тому, чтобы не участвовать в конкурсах, где разыгрываются гранты. «Конкурентоспособно такое учреждение или нет?» — прозвучал риторический вопрос. Получается так, что оно теряет свои позиции на рынке. Тем не менее бюджетникам предложено делом доказать свою эффективность, соперничая в том числе с коммерческими организациями, которые могут никак не регламентировать свои закупки. Хорошо, что Закон №
Злоупотреблений в части установления способов закупок должно стать меньше, поскольку законодатели все сильнее, по словам специалиста, закручивают гайки. Грядут новые поправки, устанавливающие исчерпывающий перечень способов закупок, которые будут применяться по Закону №
Мы придем к вам на выручку
О порядке рассмотрения жалоб в антимонопольной службе на действия (бездействия) юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг рассказала заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС М. С. Томах. Тем, кто не сможет направить своего представителя на заседание соответствующей комиссии, она рекомендовала хотя бы высылать необходимые документы. Неявка больше не является препятствием для рассмотрения вопроса. Более того, ФАС даже не станет ждать уведомления о том, что компания получила от нее письмо.
И еще об изменениях в законодательстве. Сейчас Правительство РФ вправе утвердить не только особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках у заказчиков с государственным участием, но также годовой объем закупок, порядок его расчета и формы учета. С 1 января 2016 года вступит в силу норма, согласно которой, если заказчик не достигает утвержденного объема, не размещает информацию о таком объеме или размещает недостоверные сведения, само его положение о закупках считается неразмещенным и он весь год обязан работать по Федеральному закону №
Участники конференции поинтересовались, каким образом заказчики должны будут подтверждать закупки именно у малого и среднего бизнеса. Докладчик от ФАС ответила, что объективными показателями будут считаться, например, выручка предприятия или предпринимателя и количество работников. Судя по реакции зала, аргумент показался не вполне убедительным.
Критерии для своих
Тему планирования закупок развил еще один заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок А. Н. Евсташенков. Заказчиков волнует вопрос, когда начинать планировать, сказал эксперт и пояснил, что они обязаны приступать к процессу с момента, когда организация начинает применять Федеральный закон №
И. о. руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок В. В. Кошелева перечислила и прокомментировала типовые нарушения обсуждаемого закона. Самое распространенное из них — нарушение заказчиком собственного положения о закупках. Такое случается необязательно в силу некоего умысла, порой просто по неосторожности или невнимательности — к примеру, когда забывают размещать все необходимые документы на корпоративном сайте или не учитывают нормы изменившегося законодательства. Некоторые процедурные моменты заказчики регламентируют слабо или толкуют произвольно — например, предусматривая подачу заявки либо в бумажном виде, либо в электронной форме. ФАС считает, что такой подход является ограничением конкуренции.
Любой план закупок может быть скорректирован, главное — сначала внести необходимые изменения, а уже потом объявить конкурс. Все это допускается сделать в один день |
Нарушается и порядок оценки заявок. Здесь должны использоваться четкие правила и руководствоваться следует принципами открытости и объективности, подчеркнула Кошелева. Но бывает так, что применяются узкие критерии для специально подобранных участников — в частности, тех, которые уже имеют опыт сотрудничества с заказчиком. Более того, указанный порядок оценки часто вообще отсутствует. По словам эксперта, это недопустимо.