Версия для печати 1710 Материалы по теме
Вторая ежегодная конференция-семинар "Корпоративные закупки - 2104"
Закон крепчает

По мере накопления опыта возникает необходимость в его осмыслении. Вторая ежегодная конференция-семинар «Корпоративные закупки-2014: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ», состоявшаяся в Москве, дала ее участникам возможность не только осмыслить, но и обсудить актуальные темы. Организатором выступил Институт госзакупок.

Для начала — о штрафах

Открывая заседание, директор Института госзакупок А. А. Храмкин дал понять, что у Минэкономразвития России в сфере закупок большие планы, и в связи с этим в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в ближайшее время могут быть внесены значительные изменения. Также начав с законодательства, заместитель руководителя ФАС России А. Ю. Цариковский коснулся поправок к Кодексу об административных правонарушениях, которые предполагается ввести в действие с 1 июля. «Ничего сверхъестественного там не будет», — пообещал он, раскрыв затем некоторые подробности. Вместо предупреждений нарушителей закупочных процедур будут сразу штрафовать, причем это относится и к юридическим, и к физическим лицам. И символических сумм вроде 5–10 тыс. руб. не планируется: так, за наименьшие прегрешения штрафовать станут на 10–50 тыс. руб., а за более серь­езные — на 300–500 тыс. руб.

Вообще работа в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ в хорошем смысле перешла в разряд рутинных процедур, считает Цариковский. Центральный аппарат ФАС, по его словам, борется с различными толкованиями закона региональными управлениями антимонопольного ведомства. Участникам конференции он посоветовал в подобных случаях обращаться к его сотрудникам, сообщив: «Жалоб на то, что претензия не была рассмотрена, у нас еще не имелось». Штатная численность профильного управления ФАС в ближайшее время возрастет с 68 до 75 человек. Правда, при обмене репликами с залом выяснилось, что ожидать обязательной отмены спорных решений не следует. Но докладчик заверил: такие решения повторно приниматься не будут. Для этого ФАС применяет все доступные процедуры. «Два-три человека уже перестали работать руководителями региональных управлений, — сказал Цариковский и добавил на будущее: — Канонической является практика центрального аппарата».

Рамки и гайки

С докладом о том, что должен знать учредитель бюджетного учреждения при закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ, выступила заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок Ю. А. Шавылина. По ее мнению, многие учреждения сегодня готовы применять данный закон, однако их учредители не торопятся утверждать положения о закупках. За примером далеко ходить не надо: в Москве в 2014 году нормы закона действовать не будут. Возможно, и в 2015 году в столице сохранится такая же ситуация. Учредители опасаются потерять контроль над учреждениями, сделала вывод эксперт, имея в виду страну в целом. Кроме того, федеральный закон носит рамочный, очень общий характер, и многие просто не знают, как его правильно применять. Есть и такая проблема, как нехватка средств: имеющиеся у них деньги учреждения склонны расходовать на премирование работников или оплату услуг ЖКХ.

Отдельно была поднята проблема закупок у единственного поставщика за счет средств, получаемых в виде грантов. Бюджетные учреждения, больше не имея возможности использовать эти средства по собственному усмотрению, склоняются к тому, чтобы не участвовать в конкурсах, где разыгрываются гранты. «Конкурентоспособно такое учреждение или нет?» — прозвучал риторический вопрос. Получается так, что оно теряет свои позиции на рынке. Тем не менее бюджетникам предложено делом доказать свою эффективность, соперничая в том числе с коммерческими организациями, которые могут никак не регламентировать свои закупки. Хорошо, что Закон № 223-ФЗ устанавливает гибкую систему планирования для бюджетных учреждений, учитывая потребности заказчика и предоставляя возможность оперативно корректировать свою политику, полагает Шавылина.

Злоупотреблений в части установления способов закупок должно стать меньше, поскольку законодатели все сильнее, по словам специалиста, закручивают гайки. Грядут новые поправки, устанавливающие исчерпывающий перечень способов закупок, которые будут применяться по Закону № 223-ФЗ. Впрочем, тем учреждениям, чьи положения о закупках не утверждены учредителями в срок до 1 апреля, весь 2014 год суждено работать только по закону о контрактной системе.

Мы придем к вам на выручку

О порядке рассмотрения жалоб в антимонопольной службе на действия (бездействия) юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг рассказала заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС М. С. Томах. Тем, кто не сможет направить своего представителя на заседание соответствующей комиссии, она рекомендовала хотя бы высылать необходимые документы. Неявка больше не является препятствием для рассмотрения вопроса. Более того, ФАС даже не станет ждать уведомления о том, что компания получила от нее письмо.

И еще об изменениях в законодательстве. Сейчас Правительство РФ вправе утвердить не только особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках у заказчиков с государственным участием, но также годовой объем закупок, порядок его расчета и формы учета. С 1 января 2016 года вступит в силу норма, согласно которой, если заказчик не достигает утвержденного объема, не размещает информацию о таком объ­еме или размещает недостоверные сведения, само его положение о закупках считается неразмещенным и он весь год обязан работать по Федеральному закону № 44-ФЗ.

Участники конференции поинтересовались, каким образом заказчики должны будут подтверждать закупки именно у малого и среднего бизнеса. Докладчик от ФАС ответила, что объективными показателями будут считаться, например, выручка предприятия или предпринимателя и количество работников. Судя по реакции зала, аргумент показался не вполне убедительным.

Критерии для своих

Тему планирования закупок развил еще один заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок А. Н. Евсташенков. Заказчиков волнует вопрос, когда начинать планировать, сказал эксперт и пояснил, что они обязаны приступать к процессу с момента, когда организация начинает применять Федеральный закон № 223-ФЗ. Практическое значение имеет и тот факт, что заказчик обязан размещать на своем сайте как копии документов, в которые внесены изменения, так и их прежние версии. Любой план закупок может быть скорректирован, уточнил далее Евсташенков, главное — сначала внести необходимые изменения, а уже потом объявить конкурс. «Все это допускается сделать в один день», — заметил он.

И. о. руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок В. В. Кошелева перечислила и прокомментировала типовые нарушения обсуждаемого закона. Самое распространенное из них — нарушение заказчиком собственного положения о закупках. Такое случается необязательно в силу некоего умысла, порой просто по неосторожности или невнимательности — к примеру, когда забывают размещать все необходимые документы на корпоративном сайте или не учитывают нормы изменившегося законодательства. Некоторые процедурные моменты заказчики регламентируют слабо или толкуют произвольно — например, предусматривая подачу заявки либо в бумажном виде, либо в электронной форме. ФАС считает, что такой подход является ограничением конкуренции.

Любой план закупок может быть скорректирован, главное — сначала внести необходимые изменения, а уже потом объявить конкурс. Все это допускается сделать в один день

Нарушается и порядок оценки заявок. Здесь должны использоваться четкие правила и руководствоваться следует принципами открытости и объективности, подчеркнула Кошелева. Но бывает так, что применяются узкие критерии для специально подобранных участников — в частности, тех, которые уже имеют опыт сотрудничества с заказчиком. Более того, указанный порядок оценки часто вообще отсутствует. По словам эксперта, это недопустимо.

Поделиться