Законопроект о государственно-частном партнерстве (ГЧП), серьезно доработанный по сравнению с первоначальным вариантом, в настоящее время активно готовится ко второму чтению.
Ранее предполагалось, что закон будет иметь рамочный характер и задаст общее направление развитию нормотворчества в сфере ГЧП на региональном уровне, а также устранит существующие в федеральном законодательстве ограничения для применения данного инструмента.
Однако теперь в законопроекте отражены полномочия правительства России, субъектов РФ и муниципальных образований, связанные с реализацией регионами и муниципалитетами соглашений о ГЧП. Регламентируется возможность использования партнерами различных форм участия в соглашениях о государственно-частном партнерстве и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, включая и формы, предполагающие передачу объекта соглашения в частную собственность.
В случае принятия закона регионы получат год на приведение своей нормативно-правовой базы в соответствие с изменившимися требованиями. Вместе с тем, новые нормы не затронут уже реализующиеся проекты.
Отметим, что закон сам по себе не решит всех проблем. Например, сложности, которые испытывают регионы в связи с привлечением заемного финансирования в конкретные проекты, связаны не только с законодательными ограничениями, но и с плохой проработкой этих проектов. Поэтому чиновникам еще предстоит научиться работать с ГЧП-проектами и правильно их структурировать.
Между тем в регионах с нетерпением ждут принятия Госдумой нового закона, который поможет местным властям привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры.
Подробнее см. «Закон о ГЧП: новые возможности» и «Как заполнить ниши» (Журнал "Бюджет"/"Экономика общественного сектора", № 4-2014).