XV Всероссийская Конференция
«Местные бюджеты в современных условиях»
июня 2022 года
Регистрация
Бюджетная политика — 14 апреля 2014

Шувалов: Бюджетное правило можно изменить для 2 млн новых граждан России в Крыму

Российская Федерация

игорь шувалов, экономический рост, санкции, всемирный банк, крым, бюджетное правило, рейтинговое агентство


Версия для печати 2040 Материалы по теме
Экономический рост в России замедлился задолго до событий на Украине
Шувалов: Бюджетное правило можно изменить для 2 млн новых граждан России в Крыму

Первый вице-премьер России Игорь Шувалов 9 и 10 апреля принял участие в «Восточном форуме» в Берлине. В ходе визита в Германию, чиновник посетил штаб-квартиру немецкого издательского дома Axel Springer, где дал интервью корреспондентам издания Die Welt и главному редактору российского журнала Forbes.

Сказался ли политический кризис на Украине на экономике России?

Экономический рост в России замедлился задолго до событий на Украине. Конечно, после этих событий и после того, как Запад начал пугать нас санкциями, многие инвесторы подумают о том, стоит ли им рисковать своим капиталом, приходя на российский рынок. Но это касается в основном тех, кто не инвестировал в Россию раньше и не понимает, как в России делать бизнес. Рассчитывать на приток иностранных инвестиций в тех объемах, на который мы рассчитывали раньше, сейчас не приходится.

Да, мы в ситуации, когда темпы экономического роста очень низкие. Для экономики России такие темпы неудовлетворительны. Мы будем по-прежнему убеждать наших традиционных партнеров, что с нами надо торговать и надо инвестировать в Россию. Кроме того, мы будем учиться торговать с теми партнерами, с которыми у нас за последние годы не было серьезных отношений.

Прогнозы Всемирного банка

Всемирный банк прогнозирует рост выше 1%. Это, кстати, не худший прогноз. У нас есть собственные внутренние более пессимистичные оценки. Но я пока не решусь давать какие-то жесткие прогнозы. Ситуация меняется, многое будет зависеть в том числе от развития ситуации с Крымом. Нам нужно определиться, как и из каких резервов мы будем инвестировать в социально-экономическое развитие Крыма. Сейчас мы определяемся с финансированием государственных программ до окончания политического цикла, то есть до 2018 года. После этого я бы взялся за прогноз темпов экономического роста.

Бюджетное правило и Крым

Мне кажется справедливым, что бюджетное правило можно изменить для двух миллионов новых граждан России в Крыму. Почему? В принципе, появление в стране двух миллионов человек и двух новых территорий, требующих серьезных инвестиций, в том числе в инфраструктуру, невозможно сделать только путем перераспределения расходов внутри существующих государственных программ.

Бюджетное правило составлено так, что оно ограничивает только расходы, в основном по нефтегазовым доходам. Мы можем представить себе такой вариант, что мы не увеличиваем расходы на основную часть страны, чтобы не создавать дополнительных макроэкономических рисков. Изменения, которые мы предлагаем, могли бы касаться только предельно необходимых расходов для новой территории. У меня нет пока четкого ответа что лучше — финансировать эти расходы на счет некоторого некритичного наращивания внутреннего и внешнего долга или же за счет средств резервных фондов. Каждое из этих решений имеет свои плюсы и минусы. Займы на внешних рынках могут стоить дорого. В условиях, когда международные рынки «сжаты», лучше занимать у резервных фондов. С другой стороны, уровень долга в России остается одним из самых низких в Европе. Мне кажется, в этих условиях мы могли бы его чуть-чуть повысить, совсем немного.

Собственное рейтинговое агентство

Этот проект в любом случае нужен, чтобы не было спекуляций о том, что кто-то зависит от восточных стран, а кто-то от западных. Система не должна быть монополизирована. То, что сейчас происходит с рейтинговыми агентствами, это практически мировая монополия, а любая монополия — это плохо. Что мы можем делать? Мы должны вести себя ответственно. Будут ли рейтинговые агентства принимать ответственные решения, независимо от ситуации на Украине? На это мы не сможем повлиять.

Отток составил чуть больше $50 млрд

Отток капитала не значит, что деньги куда-то утекли. В условиях, когда произошло определенное понижение рубля, деньги остались на месте, просто многие переложили их в доллары и евро. Мы эту ситуацию уже переживали в конце 2008-го. Нам предлагали резко изменить курс в один день, чтобы не было оттока капитала. Накопленные резервы в стране для того накоплены, чтобы решать именно такую ситуацию.

Конечно, в реальности отток капитала тоже высок. Но надо понимать, что это адекватное поведение из-за того, что курс менялся медленно. Если бы курс поменялся в один день, то никакого бы оттока не было. Когда курс движется медленно, это ожидаемо, что люди будут переводить деньги в иностранную валюту. В последние дни марта мы видели обратный эффект. Действуют два фактора: изменение курса рубля по отношению к двум нашим резервным валютам, доллару и евро, а с другой стороны фактор Украины и постоянно звучащие призывы к санкциям. Не могу сказать, что ситуация хорошая, она тревожная, но не драматическая.

Поделиться