Принято считать, что банковская система — это не только локомотив экономики, но и ее зеркало. Все, что происходит с заемщиками, отражается в балансе банков. Этот тезис как нельзя точно отражает нынешнее состояние как российского сектора банковских услуг, так и экономики нашей страны.
В трудные времена положение кредитной организации спасает хорошо отлаженная система управления рисками. Но наступила пора, когда даже крупные игроки принимают жесткие меры — массовое уменьшение численности сотрудников. Ведь сокращение штата — это публичная заявка на кризис, считают эксперты.
«Русский стандарт»
Флагман розничного кредитования «Русский стандарт» сокращает персонал на 10%, стало известно на минувшей неделе. Оптимизация расходов происходит на фоне ухудшения качества кредитного портфеля, отмечают в кредитной организации. По словам одного из собеседников «РБК», «Русский стандарт» также избавится от 20 отделений (всего у него их 320), в том числе от пяти в Москве (70). Эти решения принимаются на фоне ухудшения ситуации на рынке розницы. Как сообщил вице-президент банка Артем Лебедев, оптимизация «произойдет в основном за счет консолидации функций сотрудников подразделений и органического уменьшения численности».
Связной банк
Связной банк также прощается с частью персонала. В апреле головной офис был сокращен на 10% сотрудников. «Связной банк в начале апреля привел свое штатное расписание в соответствие с реалиями сегодняшнего рынка, — рассказал представитель банка Антон Гольцман в интервью „РБК“. — В результате банк покинули около 80 сотрудников головного офиса». Пресс-служба кредитной организации комментировать дальнейшие планы по оптимизации расходов на персонал не комментирует.
Как комментирует изданию один из участников рынка, Максим Ноготков (владелец банка) рассчитывал на вливания инвесторов, но их пока нет, а без увеличения капитала бизнес не может развиваться так же быстро, поэтому сейчас он увольняет сотрудников.
Сбербанк
В конце января президент Сбербанка Герман Греф пообещал, что массовых сокращений в банке не планируется, однако число сотрудников головного офиса, возможно, будет снижено. (На конец 2012 года в Сбербанке работали около 286 тысяч человек, а к концу 2013 года — около 250 тысяч.) Как отметили в пресс-службе, речь идет о развитии удаленных каналов обслуживания клиентов. С учетом роста объема бизнеса, банку понадобится меньше специалистов для техобслуживания клиентов, зато возрастет значимость сотрудников, обеспечивающих продажу сложных банковских продуктов.
ВТБ
Тогда же глава ВТБ Андрей Костин сообщил, что в 2014 году банк планирует сократить фонд оплаты труда примерно на 15% в условиях медленного роста прибыли. Сокращения коснутся головного офиса и «ВТБ Капитала». При этом он уточнил, что других компаний и банков группы это не коснется.
«Людей будем сокращать, безусловно, в том числе за счет консолидации функций», — добавил Костин. Он также пообещал «интересные решения в оргструктуре» и изменения в управлении группой.
Выживет сильнейший
В условиях сложной экономической ситуации и ухудшения качества портфелей, сегодня многие российские банки принимают решение об антикризисном уменьшении штата. Ранее в госкорпорации «Внешэкономбанк» (ВЭБ) заявили о сокращении 430 сотрудников (20% персонала) и об отказе от индексации зарплат остальных. О сокращении на
Примечательно, что у госбанков и частных финорганизаций разные мотивы к массовым увольнениям. «Госбанки начинают экономить первыми, и это может быть связано с повышением выплаты дивидендов», — говорит аналитик ИГ «Норд-Капитал» Виталий Манжос (цитата по «Газете.Ru»). Частные банки к увольнениям может толкать и политика регулятора, продолжающего отзыв лицензий. А в прошлом году ЦБ обязал банки формировать повышенные резервы даже по минимально просроченным кредитам, а при расчете норматива достаточности капитала введен повышающий коэффициент. В этом году Банк России будет рассчитывать среднюю стоимость кредитов и ограничивать их стоимость.
Как отметил в интервью «Коммерсанту» президент Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов, «количество качественных проектов и заемщиков в кризис снижается. Конкуренция возрастает. И в этой конкурентной борьбе выигрывает тот, кто может обеспечить оперативное принятие решений, полный сервис и тонкие настройки продуктов».