Кредитные риски в российских регионах и городах увеличиваются, при этом давление на их бюджеты также продолжает расти. Такой вывод сделали участники конференции, организованной рейтинговым агентством Fitch Ratings в Москве.
Резервы истощаются
Обсуждение проходило на фоне новостей о том, что крупнейшие рейтинговые агентства — Fitch и Standard & Poor’s — понизили прогноз по долгосрочным рейтингам России со «стабильного» на «негативный». Fitch также понизило прогнозы по рейтингам ряда субъектов РФ — Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Тюменской области и Ханты-Мансийского округа. Впрочем, выступающие предпочли говорить об общей ситуации в регионах и на финансовых рынках, не заостряя внимания на политических событиях, ставших причиной пересмотра рейтингов.
Региональный глава Fitch Ratings по России, СНГ и Черноморскому региону Д. Н. Сурков отметил, что все субъекты РФ, рейтингуемые агентством, в 2013 году активно занимали. Крупнейшими заемщиками стали Москва, Красноярский край, Нижегородская и Самарская области. Причем интерес к рейтингам стабильно растет: за прошедший год новые рейтинги были присвоены четырем регионам и одному муниципалитету.
«Прошлый год был для регионов особенным, причем в плохом смысле слова», — заявил директор направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings В. Е. Редькин. Согласно озвученным им данным, за последние десять лет объем региональных бюджетов вырос примерно в пять раз, что сделало субъекты более крупными игроками на рынке заимствований. Неким водоразделом послужил кризис
По словам Редькина, в 2013 году разрыв между темпами роста доходов и расходов оказался самым значительным за последние десять лет. Этот разрыв автоматически приводит к росту дефицита. Если в
В
Факторы давления
Ситуация на рынке рублевых облигаций также не внушает большого оптимизма. Управляющий директор Sberbank CIB А. А. Кудрин озвучил довольно неоднозначный прогноз на 2014 год. По его данным, во второй половине 2013 года стоимость заимствований для «длинных» бумаг Минфина России колебалась в пределах
Программа заимствований Минфина на 2014 год — «всего» 825 миллиардов, то есть можно ожидать снижения его эмиссионной активности. Это может создать дополнительные возможности для субфедеральных заемщиков. Однако есть и настораживающие факторы. Среди них очередной виток пенсионной реформы: все отчисления в накопительную часть пенсий за 2014 год, как известно, заморожены и не попадут в управляющие компании и НПФ. Это лишает рынок заметного объема рублевых ресурсов, которые традиционно инвестируются в долговые обязательства, в том числе составляя основу для покупок облигаций субъектов РФ и городов.
Еще одним фактором стал рост стоимости заимствований для российских заемщиков, связанный с тем, что риски инвестирования в рублевые инструменты оцениваются как высокие. Стоимость заимствования для «длинных» государственных бумаг уже превысила 9%, а Минфин России не смог провести запланированные на февраль и начало марта аукционы. Впрочем, Кудрин ожидает, что в конце второго квартала для российских заемщиков сложатся более благоприятные условия для привлечения средств через выпуск облигаций. При этом спрос на российские облигации со стороны иностранных инвесторов останется низким.
Заместитель руководителя Департамента финансов Москвы А. Ю. Коваленко выразил несогласие со снижением рейтинга города. «Мы ощущаем себя лучше, чем в предыдущие годы», — заявил он. Чиновник признал, что тенденция к сокращению доходной базы городского бюджета существует, однако подчеркнул, что правительство Москвы ее учитывает и не планирует прибегать к заимствованиям как средству финансирования каких-то срочных потребностей.
Коваленко в отличие от представителей Fitch не видит оснований для роста в 2014 году поступлений по налогу на прибыль. В Москве ослабление этого источника наметилось еще в
По словам начальника управления доходов и государственного долга Республики Карелия Е. В. Беляевой, этот регион в полной мере ощутил давление майских указов и сокращение доходной базы вследствие создания консолидированных групп налогоплательщиков. Если ранее республика осуществляла займы для финансирования капитальных вложений, то теперь практически все заемные средства она вынуждена направлять на финансирование текущих расходов. «В отличие от Федерации и Москвы мы не можем выстраивать свою долговую стратегию, отказываясь от дорогих заимствований. К сожалению, цикличность бюджетного процесса и сезонность доходов вынуждают нас выходить на рынок даже при не очень благоприятных условиях», — отметила Беляева. Она добавила, что макроэкономическая ситуация удерживает банки от участия в аукционах по предоставлению кредитных ресурсов на финансирование дефицита. Так, первый же аукцион, проведенный в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ, не собрал необходимого количества участников.
М. А. ЦУЦИЕВ