Версия для печати 1885 Материалы по теме
Рейтинги в центре и регионах понижаются
Дефицит создает риски

Кредитные риски в российских регионах и городах увеличиваются, при этом давление на их бюджеты также продолжает расти. Такой вывод сделали участники конференции, организованной рейтинговым агентством Fitch Ratings в Москве.

Резервы истощаются

Обсуждение проходило на фоне новостей о том, что крупнейшие рейтинговые агентства — Fitch и Standard & Poor’s — понизили прогноз по долгосрочным рейтингам России со «стабильного» на «негативный». Fitch также понизило прогнозы по рейтингам ряда субъектов РФ — Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Тюменской области и Ханты-Мансийского округа. Впрочем, выступающие предпочли говорить об общей ситуации в регионах и на финансовых рынках, не заостряя внимания на политических событиях, ставших причиной пересмотра рейтингов.

Региональный глава Fitch Ratings по России, СНГ и Черноморскому региону Д. Н. Сурков отметил, что все субъекты РФ, рейтингуемые агентством, в 2013 году активно занимали. Крупнейшими заемщиками стали Москва, Красноярский край, Нижегородская и Самарская области. Причем интерес к рейтингам стабильно растет: за прошедший год новые рейтинги были присвоены четырем регионам и одному муниципалитету.

«Прошлый год был для регионов особенным, причем в плохом смысле слова», — заявил директор направления «Международные региональные финансы» Fitch Ratings В. Е. Редькин. Согласно озвученным им данным, за последние десять лет объем региональных бюджетов вырос примерно в пять раз, что сделало субъекты более крупными игроками на рынке заимствований. Неким водоразделом послужил кризис 2008–2009 годов. Если до этого бюджеты субъектов РФ были в основном профицитными, то в 2009 году совокупный дефицит достиг почти 2 триллионов рублей. В 2010–2011 годах, после того как прошла острая фаза кризиса, дефицит начал сокращаться, однако в 2012‑м, а особенно в 2013 году тенденция вновь изменилась. «Пять послекризисных лет показывают, что ситуация с доходными источниками и расходными полномочиями не вполне устойчива. Если такой существенный дефицит сохранится, субъекты быстро подойдут к критическому уровню долга», — считает эксперт.

По словам Редькина, в 2013 году разрыв между темпами роста доходов и расходов оказался самым значительным за последние десять лет. Этот разрыв автоматически приводит к росту дефицита. Если в 2012-м общий дефицит достиг уровня 2009 года, то в 2013-м он превысил его более чем в два раза. Говоря о финансировании дефицита, эксперт отметил, что в 2013 году многие регионы в качестве соответствующего источника использовали остатки средств бюджета — это сдерживало темпы роста долга. Однако резервы истощаются, и если в 2014 году дефицит сохранится на том же уровне, те 160 миллиардов рублей, которые были профинансированы за счет изменения остатков, регионам придется искать где-то еще. «Скорее всего, они будут вынуждены занимать на рынке, поскольку Минфин не горит желанием наращивать кредитование из бюджета», — добавил Редькин. Между тем часть регионов уже сегодня имеет критические показатели уровня долга. В некоторых из них прирост долга в 2013 году составил 30–40%.

В 2014–2015 годах негативные тенденции сохранятся, прогнозируют аналитики Fitch. К основным сдерживающим факторам для рейтингов регионов они относят, в частности, опережающий рост текущих расходов (обусловленный в том числе майскими указами президента). Другой важный фактор — высокий риск рефинансирования, связанный с коротким профилем долга. «Мы всегда отмечали, что сам долг относительно низкий, если брать в расчет международные сопоставления. Но когда регион или муниципалитет вынужден рефинансировать 50 процентов долгового бремени каждый год, возникает риск повышения стоимости заимствований в случае каких-то проблем на финансовом рынке, как это было в 2009 году, а также риск совпадения пиков выплат по долгу с какими-то негативными тенденциями в сфере доходов. Тем более что регионы опираются на такой нестабильный и крупный источник, как налог на прибыль», — сказал Редькин. По его мнению, в 2014 году можно ожидать небольшой рост поступлений по налогу на прибыль.

Факторы давления

Ситуация на рынке рублевых облигаций также не внушает большого оптимизма. Управляющий директор Sberbank CIB А. А. Кудрин озвучил довольно неоднозначный прогноз на 2014 год. По его данным, во второй половине 2013 года стоимость заимствований для «длинных» бумаг Минфина России колебалась в пределах 7,5–8%, что следует считать хорошим показателем с учетом инфляции, превысившей 6%. В 2013 году Минфин России поставил своеобразный рекорд, разместив облигаций более чем на 800 миллиардов рублей (планировалось занять 1,2 триллиона). На субфедеральном уровне общий объем размещений был скромнее и составил около 150 миллиардов.

Программа заимствований Минфина на 2014 год — «всего» 825 миллиардов, то есть можно ожидать снижения его эмиссионной активности. Это может создать дополнительные возможности для субфедеральных заемщиков. Однако есть и настораживающие факторы. Среди них очередной виток пенсионной реформы: все отчисления в накопительную часть пенсий за 2014 год, как известно, заморожены и не попадут в управляющие компании и НПФ. Это лишает рынок заметного объема рублевых ресурсов, которые традиционно инвестируются в долговые обязательства, в том числе составляя основу для покупок облигаций субъектов РФ и городов.

Еще одним фактором стал рост стоимости заимствований для российских заемщиков, связанный с тем, что риски инвестирования в рублевые инструменты оцениваются как высокие. Стоимость заимствования для «длинных» государственных бумаг уже превысила 9%, а Минфин России не смог провести запланированные на февраль и начало марта аукционы. Впрочем, Кудрин ожидает, что в конце второго квартала для российских заемщиков сложатся более благоприятные условия для привлечения средств через выпуск облигаций. При этом спрос на российские облигации со стороны иностранных инвесторов останется низким.

Заместитель руководителя Департамента финансов Москвы А. Ю. Коваленко выразил несогласие со снижением рейтинга города. «Мы ощущаем себя лучше, чем в предыдущие годы», — заявил он. Чиновник признал, что тенденция к сокращению доходной базы городского бюджета существует, однако подчеркнул, что правительство Москвы ее учитывает и не планирует прибегать к заимствованиям как средству финансирования каких-то срочных потребностей.

Коваленко в отличие от представителей Fitch не видит оснований для роста в 2014 году поступлений по налогу на прибыль. В Москве ослабление этого источника наметилось еще в 2012–2013 годах. На поступлениях в бюджет сказалось, в частности, введение консолидированных групп налогоплательщиков. В 2012 году выпадающие доходы составили 45 миллиардов рублей, в 2013 году — 64 миллиарда, в 2014 году они прогнозируются на уровне 100 миллиардов. Что касается городской программы заимствований на 2014 год, то ее объем составит 135 миллиардов, 88 из них планируется потратить на финансирование дефицита бюджета.

По словам начальника управления доходов и государственного долга Рес­публики Карелия Е. В. Беляевой, этот регион в полной мере ощутил давление майских указов и сокращение доходной базы вследствие создания консолидированных групп налогоплательщиков. Если ранее республика осуществляла займы для финансирования капитальных вложений, то теперь практически все заемные средства она вынуждена направлять на финансирование текущих расходов. «В отличие от Федерации и Москвы мы не можем выстраивать свою долговую стратегию, отказываясь от дорогих заимствований. К сожалению, цикличность бюджетного процесса и сезонность доходов вынуждают нас выходить на рынок даже при не очень благоприятных условиях», — отметила Беляева. Она добавила, что макроэкономическая ситуация удерживает банки от участия в аукционах по предоставлению кредитных ресурсов на финансирование дефицита. Так, первый же аукцион, проведенный в соответствии с требованиями Закона № 44‑ФЗ, не собрал необходимого количества участников.

рисунок дефицит.jpg

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться