В Москве состоялось отчетное собрание НП «Сообщество финансистов России», традиционно проведенное в формате совместной аудиовидеоконференции с руководителями финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований посредством телекоммуникационной инфраструктуры Федерального казначейства и его территориальных органов. Также на мероприятии состоялось награждение победителей и лауреатов конкурса «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» в номинации «Лучший молодой финансист»1.
Лучшие в профессии
Учрежденный и впервые проведенный НП «СФР» в 2013 году конкурс «Финансовый старт» на звание «Лучший в профессии» дал возможность молодым финансистам заявить о себе на самом высоком уровне. Победителей приветствовали Н. С. Максимова, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам, председатель Совета сообщества, и Р. Е. Артюхин, руководитель Федерального казначейства. Вручая молодым финансистам дипломы и призы, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России Л. А. Ерошкина сказала несколько слов о каждой работе, дав оценку поднятой теме и уровню ее раскрытия. Также она заметила, что в Алтайском крае хорошо поставлена работа с молодыми специалистами — в числе победителей оказалось сразу два представителя этого региона.
Конкурсная комиссия НП «СФР» планирует направить письма руководителям субъектов РФ, муниципальных образований и поселений, которые представляли молодые финансисты — победители и лауреаты конкурса, с рекомендациями по включению их в кадровый резерв государственной службы. Полный фоторепортаж с награждения можно увидеть на сайте НП «СФР» sfr.bujet.ru.
Основные направления бюджетной политики
«Скоро Минэкономразвития России опубликует прогноз на очередную трехлетку, и очевидно, что он будет менее оптимистичным, чем предыдущие, — сказал заместитель министра финансов России А. М. Лавров, начиная свой доклад. — И мы призываем всех исходить из консервативных оценок доходов. Потому что если на федеральном уровне у нас есть возможность подстраховаться нефтегазовыми доходами, то на региональном проводить такие маневры гораздо сложнее». При этом представитель Минфина уверил, что заданные приоритеты будут сохранены — реализация майских указов президента, оптимизация расходов, продолжение начатых бюджетных реформ. А вот каких-то существенных новых реформ в текущем и нескольких последующих годах не планируется.
По закону муниципалитеты имеют право сами принимать решение, будут ли они работать в программном формате. Но еще свежи в памяти этапы перехода на трехлетний бюджет, когда субъекты РФ вместе со своими муниципалитетами самостоятельно приняли решение перейти на трехлетку, а позже появилась норма о том, что для субъектов трехлетний бюджет обязателен. «Точно так же, мы полагаем, будет развиваться ситуация и в отношении госпрограмм», — сказал Лавров.
До 1 июля 2014 года федеральные министерства должны утвердить базовые перечни государственных услуг, и не только в отношении федеральных учреждений, но и в отношении региональных и муниципальных. Таким образом, впервые будет создана основа для формирования ведомственных перечней. Для ведомственных перечней услуги можно брать из отраслевых или базовых, и они все будут сопоставимы на любом уровне. Определив данные перечни, министерства в ближайшие пару месяцев выпустят единые подходы к созданию нормативов, тем самым завершив формирование методологической базы для обеспечения госзаданий на нормативной основе. Первые четыре базовых перечня уже размещены на сайте Минфина России.
Одновременно в текущем году предстоит внедрение контрактной системы, и Лавров обратил внимание на предстоящий в этой сфере объем работы. Функционал контрольных органов расширился — к привычным функциям добавляются проверки достоверности отчетов о реализации государственных и ведомственных программ, отчетов по выполнению госзаданий, проверки обоснованности закупок, в том числе определение начальных цен и пр. Росфиннадзор будет оказывать и методическое, и организационное содействие. В планах Минфина России организовать более тесное взаимодействие Росфиннадзора с контрольными органами субъектов и муниципалитетов.
В некоторых регионах, по словам замминистра, взят слишком высокий темп повышения оплаты труда в бюджетной сфере, что впоследствии вызовет определенные проблемы. «Особых надежд на какие-то дополнительные источники финансирования для передачи их субъектам у Минфина сейчас нет, — сказал Лавров. — Финансовая помощь будет оказываться в стандартном режиме». По мнению Минфина России значительные резервы кроются в оптимизации сети бюджетных учреждений, в повышении эффективности и приоритезации бюджетных расходов.
Отдельно Лавров привлек внимание к ситуации с выполнением регионами майских указов президента. Не единичны случаи, когда у субъекта РФ хватает денег на все, кроме исполнения указов главы государства. «Такая ситуация, на наш взгляд, свидетельствует о неумении расставлять приоритеты», — подытожил Лавров.
Ошибки и удачи регионов
Продолжив тему, уже затронутую Лавровым, Ерошкина предостерегла регионы от повторения прошлогодних ошибок. Так, в 2013 году более чем у десяти субъектов РФ были нарушения, связанные с превышением предельного объема дефицита бюджета. И, по словам представителя Минфина, те же самые субъекты приняли такие же бюджеты и на 2014 год. «Ряд субъектов уже сейчас понимают, что завысили темпы роста доходов, заложенные в бюджете, — выразила неудовольствие Ерошкина. — Некоторые регионы, несмотря на постоянную критику Минфина России, предусматривают в бюджетах финансовую помощь, которая не соответствует закону о федеральном бюджете, закладывают бюджетные кредиты, решение по которым не принято, и другие доходы, которые привели к проблемам в прошедшем году».
Также директор Департамента Минфина строго предупредила субъекты, что благодаря опыту 2013 года теперь все, связанное с превышением показателей дорожных карт, поставлено на усиленный контроль. И сейчас Министерством труда, Министерством образования и Министерством культуры проводится совместное рассмотрение уточненных дорожных карт по 2014 году. Это необходимо, чтобы не допустить ситуацию, когда регионы «гонят» отдельные отрасли впереди всех, выполняя планы по ним уже на уровне 2016 и даже 2017 года. По словам Ерошкиной, в 2014 году 12 субъектов, по своей же собственной оценке, предоставляемой ежеквартально в Департамент межбюджетных отношений Минфина России, заложили в свои бюджеты меньше 50% объемов средств, необходимых на повышение заработной платы. Она предупредила, что с апреля начала свою деятельность рабочая группа Министерства труда, которая в первую очередь будет анализировать причины, приведшие регионы как к невыполнению, так и к перевыполнению дорожных карт. Помимо прочего, в текущем году ожидается ужесточение позиции Министерства финансов в отношении долговой политики субъектов — это предполагают поправки, которые планируется внести в БК РФ.
В завершение своего выступления Ерошкина поздравила субъекты РФ, которым мартовским распоряжением Правительства РФ назначены грантовые субсидии на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Их получат республики Бурятия и Хакасия, Владимирская, Иркутская, Калининградская и Новгородская области.
В текущем году ожидается ужесточение позиции Министерства финансов в отношении долговой политики субъектов — это предполагают поправки, которые планируется внести в БК РФ |
Налоги
В ближайшую трехлетку не планируется каких-то кардинальных изменений в налоговой системе, особенно в той ее части, которая касается субъектов РФ и местного самоуправления. Зато Минфин России поставил перед собой задачу на ближайшие годы уделить большое внимание мониторингу исполнения ранее принятых решений.
Ожидается, что в следующем году может начаться переход к новым принципам исчисления налога на имущество физических лиц. «Впрочем, в следующем году он может и не вступить, — заметил И. В. Трунин, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. — Сложно внедрять новый налог, особенно с учетом того, что кадастровая оценка объектов недвижимого имущества, на основе которой предполагается его исчислять, в разных регионах проведена с разными результатами. И есть опасение, что одномоментный переход на новые принципы исчисления налога может быть достаточно болезненным». В Правительстве РФ сейчас обсуждается несколько концепций перехода, поскольку в этом вопросе есть ряд тонких моментов. Например, для новых объектов инвентаризационная стоимость больше не определяется, и чем больше новых объектов (которые находятся в собственности у физлиц) вводится в оборот, тем большие суммы недополучает бюджет. А механически заменить базу в существующем налоге на недвижимость нельзя из-за слишком высоких ставок. «В то же время, — добавил Трунин, — если это новый местный налог, то нам необходимо как можно больше полномочий передать на муниципальный уровень. И здесь остается пока очень много вопросов: по льготам, по полномочиям по определению налоговой ставки, что делать, если ставка установлена прогрессивная, а объекты, находящиеся в собственности у одного собственника, при этом расположены в разных субъектах РФ, и так далее».
К перспективным планам Минфина России относится разработка предложений по увеличению прозрачности процесса формирования консолидированных групп налогоплательщиков. В частности, есть мнение, что участники КГН должны делать отчетность не только по всей группе, но и по каждому участнику отдельно, чтобы каждый из субъектов РФ видел, каков эффект от формирования группы. И еще возможен ввод ряда ограничений на частоту формирования, расформирования и смены состава КГН — во избежание манипулирования ими своими обязательствами.
Также сейчас проводится инвентаризация налоговых льгот. В частности, предпринимается попытка оценить, насколько эффективно был использован этот ресурс (особенно в случаях, когда налоговые льготы используются вместо прямого выделения денег из бюджета).
Ближе к МСФО
Одна из главных задач Минфина на текущий и следующий год — существенно продвинуться по пути сближения с МСФО, чтобы более соответствовать требованиям международного сообщества в раскрытии информации в отчетности государственного сектора, в частности по доходам и расходам будущих периодов. С. В. Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, прокомментировала, что, поскольку бюджеты теперь принимаются на три года, то возникают и обязательства, опережающие один финансовый год.
Например, договоры, заключенные на три года, пособия на трехлетний период, что, в свою очередь, означает необходимость формирования резервов и т. д. Например, во многих странах формируется резерв по отпускным. В России этого нет. А между тем при увольнении у сотрудника может оказаться довольно большой объем неоплаченных и неотгулянных отпускных дней, который выльется в существенную сумму и повлияет на баланс, особенно если это происходит в период массовых реорганизаций. «Обращаю ваше внимание, — сказала Сивец, — что работа в этом направлении сейчас идет, и отражение доходов и расходов будущих периодов появится во всех формах отчетности как обязательное условие».
Краткосрочные бюджетные кредиты
С января текущего года Федеральное казначейство приступило к предоставлению краткосрочных бюджетных кредитов. На начало апреля текущего года уже 23 субъекта РФ заключили с казначейством соответствующие договоры. Из них 17 получили кредиты, а семь даже успели неоднократно воспользоваться этим ресурсом. С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства, привлек внимание слушателей к тому, что на официальном сайте Федерального казначейства публикуются пресс-релизы, в которых отражено, какой объем денежных средств, по согласованию с Минфином и Банком России, казначейство выделяет на краткосрочные кредиты. На начало апреля текущего года ежемесячный объем составляет 100 миллиардов рублей.
По данным казначейства за I квартал, ни разу не был нарушен срок возврата кредита. И казначейство, и заемщики очень серьезно к этому относятся, и тому есть ряд причин. Во-первых, в случае нарушения сроков возврата кредита правилами предусмотрено принудительное взыскание денежных средств за счет поступающих доходов субъекта Федерации. Во-вторых, санкции будут применяться не только к заемщику в лице уполномоченного органа, но и к территориальному органу казначейства. «Потому что, — объяснил Прокофьев, — территориальный орган от лица Казначейства России выступает субъектом заключения и договора, и кредитных соглашений». И в-третьих, впредь нарушителю придется обходиться без удобного короткого кредита — договор с ним будет расторгнут досрочно. В течение 2014 года Федеральное казначейство предполагает разработать нормативный правовой акт о кредитной истории заемщиков. Также казначейство намеревается вести кредитный рейтинг заемщиков, который в дальнейшем позволит корректировать суммы возможных заимствований в зависимости от того, как тот или иной финансовый орган выстраивает политику взаимодействия с казначейством. «Со следующего года, — добавил, завершая свое выступление, Прокофьев, — мы планируем начать работать с муниципальными образованиями районного и городского уровней. С поселенческим уровнем работать пока не планируется, по крайней мере в 2015 году».
Казначейство намеревается вести кредитный рейтинг заемщиков, который в дальнейшем позволит корректировать суммы возможных заимствований |
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА