Сергей Евгеньевич ЮШИН, руководитель исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации
Пока рано судить о том, оказало ли членство России во Всемирной торговой организации существенное влияние на состояние отечественного АПК.
Тем более что ВТО — не единственный и не самый главный фактор, влияющий на перспективы отрасли.
Кроме членства в ВТО перспективы российского сельского хозяйства будут определяться сотрудничеством в рамках Таможенного союза, интеграционными процессами в ЕврАзЭС, будущими соглашениями о свободной торговле. Кадровый голод, неразвитая инфраструктура, административные барьеры не меньше тормозят развитие. Но положительного эффекта от вступления в ВТО мы определенно не заметили. Кредиты не стали дешевле и доступнее, появилось больше неопределенностей, а они сдерживают инвестиции, выбор инструментов поддержки АПК сузился, а важные механизмы — например, экспортные субсидии — запрещены. Иностранные инвесторы не выстроились в очередь. Мы лишились независимости и оперативности в принятии важных решений по регулированию рынка. Все процедуры в ВТО предполагают большие временные затраты без гарантированного результата.
К тому же, как это было ясно с самого начала, на решение всех возникающих вопросов даже физически не хватает специалистов в профильных ведомствах. Нам обещали открытие рынков, но и оно не просматривается. Сама ВТО перестала быть влиятельной организацией. Пока шли наши переговоры, мир сильно изменился, и глобализация перестала быть приоритетом в экономиках многих стран. Поэтому и ВТО сейчас только дополнительная обуза для нашего АПК. Как может быть выгодно ограничение свободы, в том числе экономической? Особенно если у других степень свободы куда шире.
Корзины и проценты
Обязательства Российской Федерации по снижению уровня поддержки распространяются на так называемую янтарную корзину, под которую подпадают все меры прямой господдержки, включая субсидирование процентов по инвестиционным кредитам. Сейчас мы не выбираем согласованный с ВТО объем господдержки — не позволяет бюджет. Но если правительство в лучшие времена захочет увеличить поддержку АПК, то сможет это сделать только в рамках зеленой корзины, оказывающей минимальное искажающее воздействие на торговлю и производство или не оказывающей вовсе. Здесь мы ничем не ограничены. Но на субсидии или региональные программы денег может не хватить, а это резко снижает привлекательность вложений в аграрный сектор.
К зеленой корзине относятся, в частности, меры, направленные на поддержку научных исследований, подготовку и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание, а также меры по финансированию ветеринарных и фитосанитарных предприятий, контролю за безопасностью продуктов питания, совершенствованию инфраструктуры и содействию структурной перестройке сельскохозяйственного производства. США, страны ЕС и Австралия осуществляют до 80% государственного субсидирования сельского хозяйства в рамках зеленой корзины. Вопрос выгоды (или ее отсутствия) от условия снижения господдержки в рамках янтарной корзины для Российской Федерации стоит в сильной зависимости от ситуации с импортными поставками сельскохозяйственной продукции на территорию России. Их объемы до сих пор внушительны.
России удалось заметно снизить зависимость от импорта мяса за последние восемь лет. В 2003 году доля импортного мяса птицы составляла около 70%. По мясу птицы пороговое значение продовольственной безопасности в 85% преодолено (хотя некорректно считать независимость отдельно по каждому виду мяса). Доля импорта в потреблении птицы не превышает 12% — притом что мы начали наращивать экспорт, а потребление выросло более чем на 50%. Доля импортной свинины сохраняется на уровне около 30%, несмотря на прирост производства с 2006 года на 90%. Опять-таки сказывается рост потребления. Но зависимость от импорта по свиному жиру — свыше 60%, а по мясу — всего около 20%.
Положение дел в производстве говядины более сложное. Эта отрасль требует больше инвестиций, а результат можно почувствовать только через десяток лет. Кроме того, как известно, только 10% отечественного производства говядины обеспечивается за счет мясных пород скота, остальные 90% являются побочным продуктом молочного скотоводства. А здесь у нас перманентный кризис — поголовье сокращается.
Либерализация и защита
Правом на защиту жизни и здоровья потребителей обладают все государства, согласно CODEX Alimentarius. Российская Федерация не является исключением. В недавнем прошлом мы имели меньше возможностей для контроля безопасности ввозимой продукции. Были слишком зависимы от импорта, а денег в бюджете на тесты не хватало. Сейчас государство выделяет значительные ресурсы на проведение лабораторных анализов по широкому спектру небезопасных бактерий и веществ. И это стало неприятным сюрпризом для сотен иностранных производителей. Ведь строгое соблюдение наших норм невозможно без инвестиций в производство. Но надо помнить, что требования к производству безопасной продукции распространяются как на поставщиков из других стран, так и на отечественных производителей. Действия Россельхознадзора по ограничению импортных поставок сельхозпродукции, не соответствующей установленным требованиям, служат защитой от недобросовестной конкуренции.
Наши производители еще не окрепли, многие условия для производства у нас менее комфортные. Так что даже при высокой эффективности предприятия не всегда конкурентоспособны. Поэтому дополнительная защита им будет нужна. Договоренности в ВТО предусматривают снижение уровня защиты, в том числе по некоторым видам мяса и готовой продукции. Сами квоты тоже требуют пересмотра. В соответствии со статьей 28 ГАТТ‑94 РФ с 1 января 2015 года Россия имеет право инициировать переговоры по пересмотру обязательств. Сейчас мы готовим предложения для нашего правительства по ряду позиций.
Но есть и изменения, не требующие согласования с ВТО. Так, по нашей инициативе решением Евразийской экономической комиссии с апреля 2013 года отменены тарифные преференции при ввозе в Россию мяса птицы и свинины, что повысило уровень защиты наших производителей. Мы будем добиваться такого же решения при ввозе говядины и субпродуктов. Не надо забывать, что более тщательная проверка поступающей продукции на предмет соответствия требованиям безопасности также является законным инструментом защиты рынка.
Остро стоит на повестке дня вопрос проведения единой аграрной политики в рамках Таможенного союза. Действительно, без выравнивания уровня поддержки, одинаково жесткого контроля на границе, без единой таможенно-тарифной политики мы не добьемся честной конкуренции между производителями стран Таможенного союза. Эффективность работы таможенных органов, противодействие контрабанде — также общие задачи. Откровенно говоря, мы видим разногласия по ряду подходов как с Белоруссией, так и с Казахстаном. Надеемся, что общие цели победят стремление ничего не менять в привычном ходе событий.
Продавать комплексно
Обсуждение необходимости выхода на внешние рынки мяса идет уже четыре года, в том числе с участием высшего руководства страны, даются соответствующие поручения. Чтобы продать наше мясо за рубеж, мало иметь качественный товар по привлекательной цене, необходим целый комплекс мер. Это и получение доступа на рынки других стран в виде страновых квот или льготных ставок, и упрощение процедур на границе, и улучшение ситуации с болезнями животных, и повышение доверия потенциальных импортеров к российской продукции. После нашего обращения Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев поручил Минэкономразвития включить сельскохозяйственную продукцию в дорожную карту по поддержке и продвижению экспорта.
Обеспечение доступа российской аграрной продукции на внешние рынки требует скоординированной работы многих министерств и ведомств — МИДа, Минпромторга, Минэкономразвития, ФТС, Россельхознадзора, а не только Минсельхоза России. В развитых странах данному вопросу уделяется повышенное внимание. В его решении принимают участие не только узконаправленные госструктуры и ведомства, но и представители высших эшелонов власти, в том числе президенты и премьер-министры.