Версия для печати 1857 Материалы по теме
"Эффективное управление регионов - 2014" в Санкт-Петербурге
Регионы обменялись опытом реализации бюджетной реформы

Около 100 представителей финансовых органов из 30 субъектов РФ собрались в Санкт-Петербурге, чтобы принять участие во II Всероссийской конференции «Эффективное управление регионом-2014», организованной компанией «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) при участии комитета финансов Ленинградской области.

Оказание квалифицированной методической поддержки и распространение лучших региональных и муниципальных практик в области реализации бюджетной реформы — вот ключевая тема второй по счету конференции «Эффективное управление регионом». Присутствовавшие на мероприятии специалисты Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, представители регионов РФ и муниципальных образований вели активную дискуссию по вопросам программного бюджета, реформирования системы финансового контроля, реализации Федерального закона № 44-ФЗ, открытости данных о бюджете и другим вопросам.

Конференция стала площадкой для эффективного и конструктивного обсуждения регионами и муниципалитетами такого важного вопроса, как переход на программный бюджет и практика его применения.

Несмотря на то что Российская Федерация перешла на программный формат бюджета с 2014 года, а с 2015-го планируется обязательный переход всех регионов РФ, проблемы в данной сфере еще остаются. Начальник отдела программно-целевых методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Н. А. Бегчин, в частности, заметил, что в качестве основных проблем формирования проектов государственных программ РФ на сегодняшний день рассматриваются отсутствие утвержденных потолков расходов на госпрограммы до 2020 года, изменение структуры федеральных органов исполнительной власти, уточнение приоритетов социально-экономического развития, необходимость учета регионального аспекта в каждой государственной программе и отдельных программах регионального развития.

Опыт регионов и муниципалитетов

За прошедшее время многие субъекты и муниципальные образования РФ проделали большую работу по переходу к программно-целевым методам формирования бюджета, и эти усилия уже сейчас приносят результаты. В этой связи особый интерес участников конференции вызвал опыт реализации программного бюджета в Амурской, Белгородской и Волгоградской областях, а также в городах Сургут и Екатеринбург.

Как отметила в ходе конференции первый заместитель министра финансов Амурской области В. Е. Артемьева, в регионе полностью разработана необходимая нормативная и методическая база, перестроен алгоритм формирования проекта бюджета, разработаны и приняты 13 государственных программ, а также внедрена и настроена автоматизированная система планирования бюджета. М. А. Крючкова, начальник отдела информационного сопровождения, мониторинга и работы с органами местного самоуправления департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, рассказала, что с февраля по декабрь 2013 года в регионе осуществлялась реализация проекта по внедрению программного бюджета. Завершающим этапом стало создание и внедрение механизма интеграции централизованной системы управления и планирования государственных финансов Белгородской области с системой планирования бюджета в программном представлении. Заместитель министра финансов Волгоградской области Д. Ю. Завьялов рассказал, что порядка 82% всех расходов областного бюджета 2014 года осуществляется в программном представлении — в регионе реализуется 30 государственных программ и 55 подпрограмм.

Директор департамента финансов администрации Сургута А. Ю. Шерст­нева сообщила, что для перехода города на программный бюджет была подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. Затем была создана единая система из 32 муниципальных программ, которые в настоящее время охватывают все сферы деятельности администрации по реализации вопросов местного значения и переданных государственных полномочий.

Еще одним примером эффективной деятельности органов местного самоуправления в области программного бюджета стал Екатеринбург. Как отметил начальник департамента финансов администрации города А. А. Корюков, в Екатеринбурге формирование и исполнение бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов осуществлялось по программно-целевому методу. Всего по итогам 2013 года было реализовано 55 муниципальных программ, в том числе 28 долгосрочных и 27 ведомственных целевых программ.

Д. В. Гарин, руководитель направления департамента развития комп­лексных решений компании БФТ, в рамках своего выступления подробно остановился на переходе муниципальных образований на программный бюджет и его мониторинге. Он отметил, что специфика стартовых условий перехода на программный бюджет для муниципальных образований заключается в простоте структуры управления, выраженной неэффективностью действующих целевых программ по сравнению с РФ и субъектами, а также в зависимости от выбранного субъектом РФ варианта перехода на программный бюджет.

На мероприятии также была затронута тема совершенствования порядков, регламентирующих оказание государственных услуг (работ) госучреждениями. Первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Е. А. Чугарина отметила, что в результате работы по оптимизации системы перечней количество государственных услуг в столице увеличилось с 506 до 1,06 тысячи.

Вице-губернатор Ленинградской области — председатель комитета финансов Р. И. Марков в рамках конференции провел презентацию регионального портала «Открытый бюджет». «После запуска сайта у жителей нашего региона появилось больше инструментов для того, чтобы стать активными участниками бюджетного процесса. Сейчас ведется работа по его дальнейшей модернизации, чтобы интернет-пользователям было доступно большее количество разделов», — подчеркнул Марков.

Управление закупками и финансовый контроль

Особое внимание в ходе конференции было уделено темам управления закупками и финансового контроля в новых условиях. Как отметил А. С. Сытник, заместитель начальника отдела формирования единой информационной системы Департамента развития контрактной системы Мин­экономразвития России, применение новых правил в сфере закупок способствует сокращению временных и финансовых издержек, а также повышению удобства для работы заказчиков и поставщиков. По его словам, в период с марта по июль 2014 года планируется внесение изменений в законодательство, включающих поэтапный переход на электронные процедуры определения поставщика, а также изменения в КоАП РФ в части конкретизации ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе. Касаясь нового регулирования сферы закупок, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т. В. Саакян отметила, что в 2014–2015 годах в части реализации Федерального закона № 44‑ФЗ требуется обеспечить принятие порядков формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок, а также правил нормирования в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ.

Применение контрактной системы в сфере закупок тесно связано с темой реформирования системы финансового контроля. Начальник отдела анализа и развития государственного и муниципального финансового контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. С. Бычков отметил, что в 2013 году произошло два значимых события в части реформирования системы финансового контроля — это вступление в силу требований Федеральных законов № 242-ФЗ и № 44-ФЗ. Последний в числе прочего регулирует вопросы финансового контроля в отношении закупочного цикла. Он подчеркнул, что сегодня в связи с принятием Закона № 44-ФЗ новые полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля включают не только проверку конечных результатов, но и возможность проверки любого этапа закупочного цикла. В случае если будут выявлены нарушения, то в соответствии с КоАП РФ к нарушителям будут применяться штрафные санкции.

И. И. СОЛОВЬЕВА

Поделиться