Всоответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» общий объем межбюджетных трансфертов на 2014 год предусмотрен в объеме 1,339 триллиона рублей, в том числе дотации — 629,1 миллиарда (46,9% от общего объема трансфертов — рис. 1), субсидии — 328,1 миллиарда (24,5%), субвенции — 319,6 миллиарда (23,9%), иные межбюджетные трансферты — 62,2 миллиарда (4,7%). Финансовое обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения органам государственной власти субъектов РФ, будет производиться за счет 17 субвенций из федерального бюджета, общий объем которых на 2014 год предусмотрен в сумме 319,6 миллиарда рублей.
В рамках решения задач, поставленных в Бюджетном послании Президента РФ на
Единая субвенция формируется из субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, за исключением субвенций, предоставляемых на исполнение публичных нормативных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти регионов в установленном порядке. А также за исключением субвенций на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение единой субвенции из федерального бюджета между субъектами РФ утверждено приложением к Закону «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: в 2014 году — 10,33 миллиарда рублей, в 2015 году — 10,42 миллиарда, в 2016 году — 10,42 миллиарда. Единая субвенция предоставляется бюджетам 82 субъектов РФ. Объем единой субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету конкретного субъекта РФ, будет рассчитываться как сумма объемов субвенций, формирующих единую субвенцию, определенных для данного региона по методикам распределения этих субвенций. Перечень субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, формирующих единую субвенцию на
Правовая база
Вся необходимая правовая база для реализации механизма единой субвенции на федеральном уровне создана. В частности, Минрегионом России были подготовлены и утверждены следующие правовые акты:
распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2013 года №
приказ Минрегиона России от 28 октября 2013 года № 456 «Об утверждении Порядка перечисления единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2013 года, № 30705);
приказ Минрегиона России от 12 декабря 2013 года № 535 «Об утверждении формы и сроков представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является единая субвенция бюджетам субъектов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2013 года, № 30816).
В целях оценки результативности предоставления бюджетам субъектов РФ единой субвенции Правительством РФ утверждены целевые показатели эффективности деятельности органов государственной власти регионов по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, при выполнении которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию. Следует отметить, что по ряду субвенций, включенных в единую субвенцию, ранее не производилась оценка эффективности предоставления субвенций на финансовое обеспечение переданных субъектам полномочий Российской Федерации в части объема и качества оказываемых населению государственных услуг. Значения целевых показателей по субъектам РФ будут утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России, Минсельхоз России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минюст России, Минтруд России, Минкультуры России).
В настоящее время уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по разработке и утверждению ведомственных актов об установлении значений, форм и порядка отчета субъектов, а также оценки эффективности. Минюстом России, Минтрудом России и Минсельхозом России указанные акты уже приняты. Контроль за достижением органами государственной власти субъектов РФ значений целевых показателей будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Для эффективности использования
В целях повышения эффективности использования средств единой субвенции и повышения ответственности высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в случае недостижения органами государственной власти региона значений целевых показателей, руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти вправе вносить в установленном порядке в Правительство РФ для внесения Президенту РФ предложение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) за ненадлежащее исполнение полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления региональным органам власти. При этом субъекты РФ своим законом о бюджете могут реализовывать право самостоятельно определять объемы расходов бюджета на осуществление переданных им полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию.
Кроме того, предусмотрена возможность внесения субъектом РФ изменений в указанные объемы расходов с уведомлением Минфина России, Минрегиона России и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. На этапе предоставления единой субвенции право самостоятельно определять объемы расходов бюджета субъекта РФ на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию, было реализовано Камчатским краем, Волгоградской, Оренбургской, Тюменской областями и Ямало-Ненецким автономным округом.
Для осуществления контроля и анализа финансового обеспечения переданных органам исполнительной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации, а также оценки эффективности предоставления субвенций из федерального бюджета государственной программой РФ «Региональная политика и федеративные отношения» начиная с 2014 года предусмотрено проведение мониторинга предоставления субвенций из федерального бюджета и мониторинга реализации субъектом РФ переданных полномочий Российской Федерации и использования субвенций из федерального бюджета. Мониторинг субвенций будет осуществляться ежегодно Минрегионом России путем сбора соответствующей информации от федеральных органов исполнительной власти, определяющих политику в сферах, по которым субъектам РФ предоставляются субвенции.