25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2515 Материалы по теме
Повышение эффективности бюджетных расходов в Ленинградской области
Не попасть в кризис

В условиях, когда снижаются собственные доходы, растет государственный долг, увеличивается число расходных обязательств, проблема повышения эффективности бюджетных расходов становится особенно актуальной.

О том, как эта задача решается в его регионе, рассказал вице-губернатор Ленинградской области — председатель комитета финансов Роман Иванович МАРКОВ.

— Роман Иванович, Ленинградская область по сравнению с другими регионами, в которых падают собственные доходы, растет дефицит бюджета и государственный долг, выглядит достаточно неплохо. Сумеет ли регион сохранить свои позиции и в перспективе?

— Ленинградская область — достаточно благополучный регион. Благодаря взвешенной и консервативной долговой политике сегодня мы хорошо выглядим среди субъектов Северо-Западного федерального округа и по уровню дефицита, и по объему государственного долга, входим в двадцатку лучших российских регионов по доходам бюджета.

При этом если в 2012 году объем собственных доходов увеличился на девять процентов, в 2013 году — на шесть, то бюджет 2014 года сформирован исходя из 97 процентов дохода по отношению к предыдущему году. 2013 год мы закрыли с дефицитом в 9,1 процента, в 2014 году дефицит с учетом остатка составит 16 процентов. Если сложить суммы дефицита, который запланирован на 2015, 2016, 2017 годы, то становится ясно, что мы можем догнать регионы, которые уже сейчас имеют большой дефицит и государственный долг. Это объясняет необходимость мер по сдерживанию и снижению дефицита, предпринимаемых правительством области уже сегодня.

Помимо поиска дополнительных доходных источников усилена работа с муниципальными образованиями по повышению собираемости местных налогов, а также оптимизированы затраты на обслуживание госдолга. Вместе с тем если все пойдет по тому пути, по которому мы сейчас все дружно идем, то долг Ленинградской области, составлявший в 2013 году 10 миллиардов рублей, в 2014 году составит 20 миллиардов, а к 2016 году превысит 30 миллиардов. На обслуживание госдолга в текущем году у нас запланировано 970 миллионов рублей, к 2016 году эта цифра вырастет почти до 2,2 миллиарда рублей. И эта сумма будет сопоставима с расходами, например, на строительство перинатального центра.

— Вы видите пути преломления этой ситуации?

— Одно из решений — повышение эффективности расходов. К сожалению, в последние годы этому направлению в регионе уделялось недостаточно внимания. Хоть цифры и показатели оптимизации вполне достойные, с учетом дополнительных расходов, которые влекут за собой новые полномочия областного бюджета, большого эффекта в глобальном смысле достичь не удалось.

— Каковы основные составляющие эффективного управления финансами?

— Хочу привести простой пример эффективного управления финансами. Недавно состоялся футбольный матч 1/8 Кубка России, в котором выступала команда маленького города Ленинградской области Тосно и выиграла у московского «Спартака». Бюджет «Спартака» минимум в сотни раз превышает бюджет команды «Тосно», городка, где меньше 50 тысяч жителей. А в чем причина успеха? Прежде всего в менталитете и нацеленности на победу, в желании добиться результата. Нельзя все деньги вкладывать по принципу «только здесь и сейчас» — в легионеров. Нужно подходить к этому стратегически и думать о перспективе. Поэтому одной из задач, которые поставил перед новой командой правительства Ленобласти губернатор А. Ю. Дрозденко, стало активное развитие детского спорта — это вложение в будущее.

Так и в общественных финансах. Можно урегулировать вопросы повышения качества медицинских и образовательных услуг вложением огромных средств — здесь и сейчас. Тем более что повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы предусмотрено майскими указами президента. И тут важно в погоне за показателями не допустить разбалансировки системы, обеспечить задел на ее дальнейшее существование и развитие.

Две основные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, — это избыточный объем обязательств и огромная сеть государственных учреждений (ГУ). На протяжении многих лет было так: появилась у кого-то новая идея, и для ее реализации формируется учреждение. Причем никто не анализировал, а что же делают уже имеющиеся ГУ, если возникла необходимость в создании нового?

Что касается недостатков системы управления, то в целом она сориентирована на то, чтобы тратить больше бюджетных денег. Система управления и система взаимоотношений в государственном секторе настроены так, чтобы руководители и бюджетных учреждений, и органов самоуправления, и исполнительной власти тратили свой талант на обоснование повышения расходов. То есть все действия и решения мотивированы желанием получить дополнительные средства. Но даже выделенные ресурсы не всегда гарантируют реализацию того, на что они выделены.

Кроме того, недостатком системы являются имеющиеся ограничения, которые убивают желание рачительно относиться к государственным деньгам. Руководитель, который на самом деле хочет экономить, не будет этого делать. Он понимает, что, если сегодня сэкономит, завтра ему просто дадут меньше ресурсов. Вот он в конце года и пытается лихорадочно потратить деньги, показать, что у него все нормально с освоением.

Мы сейчас разрабатываем программу повышения эффективности управления общественными финансами, переосмысливаем то, что нужно менять. В числе основных направлений, по которым будет вестись работа: оптимизация сети государственных учреждений, программный бюджет, обязательства перед органами местного самоуправления.

Две основные проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, — это избыточный объем обязательств и огромная сеть государственных учреждений

госдолг ленинградской области

— А что делать с разросшейся сетью государственных казенных учреждений? Какие планы у региона в отношении местного самоуправления?

— Государственные казенные учреждения (ГКУ) легко создать, но очень сложно сократить. Будем анализировать все наши затраты на обслуживающие ГКУ, попытаемся их нормировать в соответствии с рынком, рассматривать альтернативные способы получения оказываемых ими услуг. Необходимы оценка целесообразности исполнения функций обслуживающих ГКУ, внутренний учет расходов на содержание органов исполнительной власти вместе с обслуживающими ГКУ. Что мы видим сейчас? Какие-то функции органов государственной власти передали учреждениям. Вроде бы все хорошо. А если посчитать затраты на содержание органа госвласти вместе с теми затратами, которые идут на ГКУ, можно прослезиться.

Что делать с органами местного самоуправления? Отказаться от них невозможно. Они несут самую большую, в том числе и политическую, нагрузку, они — на передовой работы с населением, и им тяжелее всех. Понятно, что надо как-то встраивать в рамки наши взаимные с муниципалитетами обязательства, но делать это нужно аккуратно. Не всегда из областного центра видны те проблемы, с которыми сталкивается местная власть. Поэтому мы регулярно проводим семинары и, прежде чем принять какие-то законодательные акты, обсуждаем нюансы с финансистами из органов местного самоуправления. Мы вообще считаем их группой поддержки в работе с главами муниципальных образований.

И здесь бы я хотел сказать о межбюджетных трансфертах, которые перечисляются на сбалансированность. Мы в этом году попытались увеличить самостоятельность муниципальных образований и передали им дополнительные пять процентов от НДФЛ, за счет чего увеличили дифференциацию районов. Денег же на обеспечение сбалансированности осталось меньше. В 2015 году мы никаких резких движений делать не будем, потому что бюджет уже формируем и этот принцип туда закладываем. Но при формировании бюджета на 2016 год будем серьезно анализировать эту ситуацию. Мы постоянно говорим главам муниципалитетов, что повышение самостоятельности должно идти в обмен на повышенную ответственность. Главы должны очень четко понимать, что у них есть свои обязательства перед населением, о которых они не вправе забывать, и не уповать только на бюджет субъекта. То есть в отношениях с органами местного самоуправления тоже необходима инвентаризация.

Мы хотим ввести бюджетное правило: постоянные расходы должны составлять не более 86–90 процентов казны без учета дефицит

— На заседании СФР в Великом Устюге вы говорили о проблемах завышенной стоимости отдельных проектов и объектов и инерцион-ного накопления государственных расходов. В чем вы видите их решение?

— Сейчас мы хотим создать комиссию с привлечением независимых экспертов, которая бы все проекты и затраты капитального характера стоимостью свыше 150 миллионов рублей оценивала с точки зрения не только обоснованности затрат, но и их необходимости. То есть в принятии решения будут участвовать не только чиновники, но и общественность. Кроме того, необходимо экспертное рассмот­рение проектов на предмет возможных альтернативных вариантов реализации. Например, можно построить путепровод через железнодорожное полотно просто за бюджетные деньги и больше ничего не строить. Другой путь: в рамках государственно-частного партнерства привлечь инвестора и расплатиться с ним в течение последующих десяти лет, либо вывести этот переезд на платную основу, привлечь инвестора, который построит его за свои деньги, а потом окупит свои затраты за счет платы за эксплуатацию. Сегодня мы рассматриваем вариант строительства реабилитационного центра с использованием ГЧП и надеемся, что в дальнейшем сократим расходы на содержание объекта за счет того, что там будет работать бизнес и оказывать платные услуги.

Что делать с инерционным накоплением государственных расходов? Сейчас у нас кризиса нет, но чтобы в него не вой­ти, мы хотим ввести бюджетное правило: постоянные расходы должны составлять не более 86–90 процентов казны без учета дефицита. Это даст возможность вкладывать деньги в адресную инвестиционную программу и развитие. Обязательно будем делать долгосрочные прогнозы и проводить долгосрочную долговую политику. Планируем все дополнительные доходы направлять на снижение дефицита и долга до тех пор, пока не выйдем на бездефицитный бюджет. Этого правила мы придерживались уже в 2013 году — все дополнительные доходы пошли на сокращение дефицита.

— Повышению эффективности бюджетных расходов способствует внедрение программных принципов формирования бюджета. Как с этим обстоит дело в Ленинградской области? Какой процент бюджетных расходов запрограммирован?

— Мы впервые приняли программный бюджет на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов. У нас сформировано 16 госпрограмм, по которым распределяется до 93 процентов всех расходов. Сегодня пытаемся внедрить принцип единого информационного пространства для оценки того, как мы живем: на что тратим деньги, какой получаем от этого эффект.

У нас и прежде существовали разрозненные программы: по госзаказу, финансам, но не было программы по учету и мониторингу госпрограмм. Сегодня мы делаем единую систему с единой базой данных, которая объединит все вышеперечисленные. В частности, она даст возможность осуществления сквозного контроля расходов. В этом году мы планируем запустить пилотный проект с участием одного или двух муниципалитетов, которые начнут формировать свои бюджеты в нашей программе на областном сервере для того, чтобы мы в режиме реального времени могли контролировать и их расходы.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно