Версия для печати 2377 Материалы по теме
внедрение программно-целевых принципов планирования бюджета в Свердловской области
Программно-целевое планирование бюджета в Свердловской области

Илья Викторович КРУПИН, заместитель генерального директора НПО «САПФИР»

Елена Сергеевна ПОЛЫНКИНА, начальник сводного отдела министерства финансов Свердловской области

В настоящее время общие тенденции развития бюджетной сферы продиктованы необходимостью четкой увязки структуры и динамики расходов с целями государственной политики, иначе говоря, государственного стратегического планирования с планированием бюджетным. Общепризнанно, что внедрение программно-целевых принципов планирования бюджета является одним из наиболее действенных инструментов интеграции вышеуказанных процессов.

В Свердловской области на протяжении ряда лет были созданы предпосылки для перехода на программный бюджет. Прежде чем приступить к решению данной задачи, в 2012 году в министерстве финансов Свердловской области начала действовать Межведомственная рабочая группа по переходу к программно-целевому принципу формирования бюджета. В группу вошли представители министерства финансов, министерства экономики и отраслевых органов власти, а также независимые эксперты. Указанной рабочей группой создана необходимая нормативная база для формирования бюджета на предстоящий период в программном формате как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Бюджет Свердловской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в программном формате — более 97% расходов областного бюджета, а это 185,7 млрд рублей, сформировано в формате государственных программ.

Главными распорядителями бюджетных средств разработано 28 государственных программ Свердловской области на период до 2020 года. При этом разработанные государственные программы содержат не только объемы финансирования, но и целевые показатели, максимально соответствующие целям и задачам, определенным стратегическими документами регионального и федерального уровней. Программами также предусмотрена методика оценки эффективности, проведение которой направлено на оценку достижения или недостижения установленных целевых значений и, как следствие, на определение необходимости и экономической целесообразности дальнейшего существования программы с тем объемом финансирования, который был заложен изначально.

При формировании государственных программ в Свердловской области исходили из принципа «один ГРБС — одна программа», а для решения сис­темных проблем развития региона был разработан механизм комплексных программ, представляющих собой увязку государственных программ по задачам, ресурсам и срокам, а также являющихся основанием для взаимодействия органов исполнительной власти по достижению стратегической цели (или целей) социально-экономического развития. Всего к реализации в 2014 году планируются 22 комплексные программы.

Современные информационные технологии

Для обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства в части перехода на программно-целевой принцип управления бюджетом, а также в связи с растущим объемом информации и требованиями по качеству и оперативности подготовки документов, на федеральном уровне, в регионах и муниципальных образованиях активно применяются современные информационные технологии. Интенсивное развитие информационных систем, автоматизирующих решение задач управления финансами, ведется и в Свердловской области. Для планирования бюджета и реализации требований, обусловленных применением подхода, основанного на программно-целевом принципе, было принято решение о доработке и развитии уже действующего программного комплекса «Информационная система управления финансами». На текущий момент данный программный комплекс функционирует как в самом министерстве финансов, так и у главных распорядителей бюджетных средств и во всех муниципальных образованиях региона.

Начиная с 2012 года в рамках исполнения государственных контрактов научно-производственное объединение «САПФИР» осуществляет доработку программного комплекса «Информационная система управления финансами» по следующим направлениям:

автоматизация формирования областного бюджета на основе государственных программ и управления программным бюджетом, с подключением всех ГРБС;

автоматизация формирования государственных заданий;

автоматизация формирования консолидированного бюджета области за счет предоставления автоматизированных инструментов управления местными бюджетами на основе муниципальных программ, муниципальных услуг и формирования муниципальных заданий.

Преимущества работы в автоматизированной системе

Доработка информационной системы управления финансами в части обеспечения формирования областного бюджета на основе государственных программ и управления программным бюджетом позволяет обеспечить выполнение следующих задач:

формирование государственных программ Свердловской области главными распорядителями в единой информационной системе;

формирование областного бюджета в разрезе государственных программ Свердловской области.

Преимуществом работы в автоматизированной системе стала возможность ревизии и выявления ошибок всех разработанных государственных программ. Уже можно сказать, что эффективная деятельность межведомст­венной рабочей группы и применение специалистами ведомств единой информационной системы позволяют получить еще ряд положительных результатов, в том числе удается:

максимально унифицировать государственные программы, облегчив в дальнейшем анализ их реализации;

повысить ответственность и дисциплину ГРБС при работе над государственными программами;

выявить наиболее типичные проблемы при разработке программ и определить подходы к их устранению.

Осознавая важность и сложность, но в то же время и объективную необходимость перехода на программный бюджет муниципальных образований Свердловской области, для них разрабатывается пакет документов с рекомендациями по формированию собственных программ. Значительная часть муниципальных образований составила бюджеты на 2014 год в программном формате.

Для удобства и повышения оперативности формирования муниципальных бюджетов в новом программном формате специалистам администраций муниципалитетов предоставляется доступ к единой Информационной системе управления финансами. Также проводится плановое обучение специалистов муниципальных образований работе с методическими и информационными инструментами управления муниципальными программами и бюджетом на их основе.

В перспективе

В среднесрочной перспективе работа органов власти Свердловской области по внедрению и совершенствованию программно-целевого принципа планирования бюджета будет продолжена.

Так, в рамках деятельности Рабочей группы по повышению эффективности управления государственными и муниципальными финансами, созданной на базе Межведомственной рабочей группы по переходу к программно-целевому принципу формирования бюджета, в 2014 году продолжается работа по развитию методической базы и автоматизации решений задач по следующим направлениям:

повышение эффективности планирования и реализации государственных программ;

дальнейшая интеграция государственных программ с реестром расходных обязательств и бюджетом;

оценка эффективности и повышение качества деятельности государственных учреждений, контроль качества исполнения государственных заданий, инвентаризация и оценка стоимости предоставления платных услуг;

мониторинг качества управления финансами главными распорядителями бюджетных средств;

развитие концепции открытого бюджета и публикация бюджета для граждан.

Первые итоги реализации государственных программ будут подведены к 30 мая текущего года, но уже сейчас можно говорить о создании единой системы, при которой деятельность органов власти Свердловской области осуществляется в четко заданных рамках с определенными целями, соответствующими региональным и федеральным стратегическим документам. Сегодня обеспечена привязка бюджетных средств к каждому мероприятию программы, как следствие, к каждой стратегической цели, что в первую очередь направлено на повышение эффективности управления общественными финансами.

Поделиться