Журнал «Бюджет» продолжает знакомить своих читателей с мнением известных среди профессионального сообщества людей относительно специфики работы в общественном и коммерческом секторах. Своими взглядами на современную финансовую систему и ее кадровое обеспечение с нами поделилась директор Ставропольского филиала ОАО «Банк Москвы» Татьяна Александровна ПОГОРЕЛОВА. Ранее она была заместителем председателя правительства — министром финансов Ставропольского края.
— Татьяна Александровна, хотелось бы сравнить специфику работы в банке и в общественном секторе. Что легче, что сложнее, где понятнее правила?
— Это непростой вопрос, на него невозможно ответить однозначно. В общественных финансах самое трудное для руководителя, на мой взгляд, — уровень ответственности. Бюджетополучатели — это прежде всего те, кто еще не может или уже не может работать: дети, инвалиды, старики, больные люди. С точки зрения сложности, если ее фактором считать элемент новизны и, в значительной степени, неопределенности, за 14 лет работы руководителем в финансовых органах не припомню и пары лет с неизменной бюджетной классификацией. Я начинала с ежеквартальных бюджетов периода реформ Е. Т. Гайдара, когда цены росли в десятки раз. На моих глазах формировалась новая система исполнения бюджета, казначейская. В тот же период были заложены правовые основы нынешнего финансового законодательства. Мы не просто варились в котле перемен, мы активно работали: были пилотной площадкой для Минфина России, стали победителями в достаточно сложном проекте Мирового банка по реформированию региональных финансов. Я всегда стремилась привести работу своего коллектива к лучшим практикам.
Теперь что касается работы в банке. Несмотря на внешнюю консервативность, банковский сектор меняется не менее стремительно вместе с изменением отечественной экономики, ее интеграцией в мировую, ростом конкуренции. Сложность работы определяется не только этими факторами глобальных или, если можно так выразиться, макроизменений. На сложность работы влияют также внутренние цели системы, элементом которой мы являемся. Мне очень повезло: уже восьмой год я работаю в банках группы ВТБ. А перед ними всегда стоит задача двигаться быстрее рынка, что мы и делаем. Например, в 2013 году наш филиал стал лучшим среди всех филиалов Банка Москвы по уровню выполнения бизнес-плана в сегменте малого бизнеса. А это тоже непросто! Хотелось бы обойти пафосную банальность вроде «Мы не искали легких путей». Легкие пути мне просто не попадались.
— Какую помощь ваш банк оказывает общественному сектору экономики — муниципалитетам, субъектам РФ?
— В настоящее время страна переживает становление системы государственно-частного партнерства. Вводится контрактная система исполнения муниципального и регионального заказов. Продолжается реформа ЖКХ. Это новые зоны прямого взаимодействия государства (или муниципалитета) с бизнесом в качестве регулятора или прямого партнера. Каждое из этих направлений предполагает возможность привлечения банковских ресурсов и технологий.
Простой пример: в сфере ЖКХ государство будет постепенно слагать с себя полномочия по обеспечению капитального ремонта жилого фонда, соответственно, будет формироваться новая ниша для работы банков на муниципальном уровне. Имею в виду работу с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами и другими структурами. Банки в состоянии обеспечить в этом секторе как сохранение и приумножение накапливаемых гражданами средств на капитальный ремонт, так и контроль за их целевым использованием.
— Насколько банк ощущает напряжение из-за того, что Казначейство России стало давать краткосрочные кредиты?
— Я бы не назвала это новое состояние напряжением, так как кредитная политика банков, в которых я работала и работаю (группа ВТБ), никогда не имела приоритетной ориентации на кредитование муниципалитетов и регионов. Правильнее будет сказать, что мы ориентированы в большей мере на хозяйствующие субъекты, которые исполняют региональный и муниципальный заказ, нежели на бюджеты регионов и муниципалитетов.
— О кадровом обеспечении. Бытует мнение, что выпускники специализированных вузов больше заточены для работы в коммерческих, в том числе банковских, структурах, чем в общественном секторе. Верно ли это, на ваш взгляд?
— Скорее да, чем нет. И связано это прежде всего с разницей в оплате труда. Поэтому банк может привлечь более квалифицированных специалистов с более высоким уровнем мотивации к труду. Необходимо поднимать престиж государственного и муниципального служащего, усиливать материальную мотивацию.
— Устраивал ли вас прежде уровень подготовки молодых специалистов, приходящих в минфин Ставрополья, и устраивает ли сейчас — в банке?
— Я никогда не сталкивалась с этой проблемой. Молодежь талантливая, активная, хорошо обучаемая. В качестве тенденции могла бы с сожалением отметить снижение уровня ее общей культуры. Увы, это печальная примета нашего времени. Но она вряд ли является специфической для общественных финансов или банковского сектора.
Подготовил А. В. БОРИСОВ