Поставленную президентом задачу — к 2022 году вдвое увеличить темпы строительства дорог — регионы рискуют не выполнить из-за дефицита средств в дорожных фондах. Вице-премьер Аркадий Дворкович на заседании правительства заявил: доходы дорожных фондов субъектов снижаются потому, что темпы индексации акцизов на топливо изменены не в лучшую сторону.
Построить за 8 лет вдвое больше дорог — задача едва ли реальная и выполнимая. Региональные дорожные фонды на 70% пополняются за счет акцизов на топливо, которые, в свою очередь, не индексированы так, как предполагалось.
«Ведомости» со ссылкой на министра транспорта Максима Соколова поясняют, что с 2011 по 2013 года план по ежегодной индексации ставок на 1 рубль полностью удалось выполнить в 2011 году, а в 2012 уже были введены дифференцированные ставки акцизов в зависимости от экологического класса топлива. Плюс — финансирование госпрограммы сегодня сокращено почти на 6,7% (на 489 млрд рублей до 6,85 трлн).
Следствием этого и стало падение поступлений в дорожные фонды — за два упомянутых года, по информации М.Соколова, они недополучили порядка 70 млрд рублей.
Факт снижения объема доходов региональных дорожных фондов изданию подтвердили и в ассоциации территориальных органов управления автодорогами «Радор». По ее данным, в 2014 году поступления могут составить 338,4 млрд рублей против 436,4 млрд в прошлом году.
Как результат — в 2013 году субъекты вместо 1741 км автомагистралей ввели 1528 км. Глава Минтранса сообщил, что в ближайшие три года будет возведена лишь четверть от необходимого объема — 10 тыс. км дорог.
Между тем, задача, поставленная президентом — 42 тыс. км к 2022 году — это тот необходимый минимум, который обеспечит развитие дорожной сети, заявил «Ведомостям» генеральный директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Он прочит региональным дорогам полную деградацию, предупреждая, что в половине субъектов отремонтировано менее 20% от необходимого. Федеральные дороги будут превращаться в часть региональной дорожной сети, что затормозит скорость магистрального грузопотока, прогнозирует председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах.
Минтранс оценивает дополнительное финансирование регионального дорожного строительства в 1 трлн рублей до 2022 года, пишет издание со ссылкой на эксперта, участвующего в обсуждении. Подсчитано, что для удвоения сети региональным фондам ежегодно требуются дополнительные
Каждый километр двухполосных автомагистралей, которые не требуют переноса коммуникаций и дорогой подготовки участков территорий, обходится примерно в
Решить проблему финансирования строительства региональных дорог правительство все же рассчитывает — за счет налогового маневра в нефтяной отрасли. «В ближайшие месяцы предложим сбалансированный вариант, который в том числе позволит в полной мере обеспечить финансирование дорожных фондов. В этом случае они будут финансироваться не только за счет акцизов, но и за счет других налогов», — заявил Дворкович.
Обещано, что ясность по поводу параметров появится после 29 мая, когда будет подписан договор о создании Евразийского экономического союза.