С начала 2012 года по март 2013 года число компаний в малом бизнесе сократилось на 3,5%, численность работников — почти на 1 млн человек (на 13%). Эта ситуация беспокоит председателя попечительского совета «ОПОРЫ России» Сергея Борисова, который многие годы выступает в качестве основного защитника интересов малых и мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей. Основные оценки ситуации в этом секторе экономики — в интервью «Российской бизнес-газете», часть тезисов из которого приведены ниже.
Нынешняя ситуация в малом бизнесе
К сожалению, ситуация очень неоднозначная. За последние десять лет был принят целый ряд законов, создано немало специализированных институтов. Количественно малый бизнес увеличился на 37%. Повысилась его доля в ВВП примерно до четверти всего ВВП страны. К 2020 году, как президент писал в своей программной статье, не менее 50% трудоспособного населения должны быть заняты в малом бизнесе.
Но затем в нашу жизнь вторглась тема страховых взносов. «ОПОРА России» очень громко и аргументированно высказывала серьезные опасения по поводу возможных последствий и для малого бизнеса, и для индивидуальных предпринимателей. А итогом стало сокращение — примерно на 15% — числа индивидуальных предпринимателей, особенно в далеких регионах России.
Статистика года
По данным Росстата, оборот малых предприятий по итогам 2012 года сократился в номинальном выражении на 3%, то есть в реальном выражении с учетом инфляции — почти на 10%. С начала 2012 года по март 2013 года количество малых предприятий, по данным Росстата, сократилось на 3,5%, а средняя численность их работников — почти на 1 млн человек, или на 13%. За семь месяцев сократилось около миллиона индивидуальных предпринимателей, а немногим более 350 тысяч вновь созданных смогли появиться на рынке. Баланс — почти 600 тысяч индивидуальных предпринимателей, которых мы потеряли.
Тенденции
В последнее время фиксируется сокращение инвестиций малых предприятий в основной капитал. Мы не видим динамики в части диверсификации малого бизнеса. Крайне мало эффективных предприятий в производственном секторе, не создана система субконтрактации с крупным бизнесом по таким направлениям, как автопром, авиапром, машиностроение.
Позитивные примеры
Есть некий прообраз с позитивными тенденциями в Калужской области, есть хорошие наработки в Татарстане. Есть зачатки такой политики в Ульяновской области. Но для такой большой страны, как наша, — этого, конечно, мало.
Доступ малого и среднего бизнеса к госзаказу
Соответствующие законы приняты. У нас есть определенные «вилки» — от 10 до 20%. Я считаю, что законодательно мы сделали все в свое время правильно, но дело в том, что мы не научились считать: а сколько же достается малому бизнесу реально? Мы вроде бы кинули клич, а проверить, как работает, — не можем. И не найти, кто за это отвечает и в случае чего понесет наказание. Поэтому нам предстоит создать четкую базу данных тех, кто получает госзаказ, проанализировать этих игроков, кто это — баловни судьбы или аффилированные с крупными компаниями или чиновниками структуры? Надо будет очень хорошо покопаться!
Проблемы
Наша главная проблема сегодня не в административных барьерах, а в социальных выплатах и в дорогом доступе к финансированию. Надеюсь, проблема кредитования будет решена новым руководителем Центробанка. Сейчас важно поверить в малый бизнес, сделать ставку на возможности нашего предприимчивого населения, обучить его, и тогда мы увидим предпринимателя-созидателя, ведь ставка на нефть — это политика временщиков.
Возможное решение
Я готов согласиться с формулой восстановления статуса-кво — возврат к первоначальной ставке (страховых взносов — ред. BUJET.ru), а затем, для тех, кто в состоянии платить больше, имеет оборот выше 300 тысяч рублей, установить некую прогрессию.
Ранее
Бюджет 2014 года не является самым жестким — Татьяна Голикова
Что обещает консервативный диагноз для экономики России?